3 января
ПЕРВОСВЯТИТЕЛЬ
ПЕТР
Прежде, до
Октябрьской революции, день памяти святителя Петра отмечали в конце года, 21
декабря, перед Рождеством Христовым. И этим днем словно бы
подводили итог и добрых дел и прегрешений, совершенных в течение
минувшего года. Утренняя служба в церкви в этот день
проходит более торжественно, чем в обычные дни.
Петр был первым
московским митрополитом, духовным наставником и верным сподвижником
великого князя Ивана Калиты. Он
усердно способствовал не только объединению русской православной церкви, но и
содействовал возвышению Московского великого княжества,
принявшего на себя тяжкие заботы о развитии и укреплении единого
Русского государства. В истории русской православной церкви
митрополит Петр заслуженно назван Первосвятителем.
Он родился на
Волыни. В 12 лет, успешно изучив «книжные науки» поступил в монастырь
и многого достиг «ревностным послушанием». Изучая священное писание,
Петр старательно осваивал искусство иконописания.
Он много работал кистью и своеручно написанные иконы охотно раздавал
монастырской братии и посещавшим монастырь богомольцам. За добродетельную
подвижническую жизнь игумен рукоположил молодого инока в сан
иеромонаха.
Пробыв в монастыре
несколько лет, Петр в поисках наиболее строгих условий для
самоусовершенствования решил уединиться. На реке Рати он поставил
келью и стал жить отшельником.
Постепенно к нему
подселялись другие, подобные ему, искавшие утешения в христианском
подвижничестве. Совместно они построили храм во имя Спаса, и вскоре вокруг образовался монастырь, названный Новодворским.
Петра избрали
игуменом. Ревностно исполняя возложенные на него обязанности, Петр
по-прежнему много времени уделял иконописанию. Образа,
сотворенные им, все дальше несли по Русской земле его славу. В
монастырь стали наезжать именитые гости. Побывал тут Галицкий
князь Юрий Львович. А спустя некоторое время Новодворский
монастырь посетил Владимирский митрополит
Максим, который обходил Русскую землю со словами поучения и назидания. Приняв от митрополита святительское благословение, игумен Петр поднес в дар
высокому священнику только что
написанный им образ Успения пресвятой Богородицы. Икона так полюбилась
митрополиту Максиму, что он молился
перед нею о спасении Русской земли до самой своей кончины.
После его смерти ратский игумен Петр был вызван в Константинополь
к патриарху Афанасию и получил от него митрополичьи облачения
и жезл. Вернувшись в 1308 году на родину, Петр выполнял обязанности митрополита в Киеве, а
затем переехал во Владимир, бывший тогда главным городом Русской православной митрополии.
В страдавшей под татаро-монгольским игом
Русской земле не было твердого порядка, и
святителю Петру часто приходилось менять место своего пребывания. Во
время объездов епархий Петр неустанно
поучал народ и духовенство строгому соблюдению христианского благочестия. Неустанно призывал
враждовавших князей к миролюбию и
единству.
В 1312 году
митрополит Петр совершил поездку в Золотую Орду и получил от хана
Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства.
А в 1325 году
произошло наиважнейшее для формировавшегося Русского государства
событие – митрополит Петр перенес свою кафедру из Владимира в
Москву, признав, таким образом, ее первопрестольной столицей. Правда, о
перемещении центра митрополии в Москву Петра
долго уговаривал князь Иван Калита. Согласившись, Петр ответил князю, как
повествует в своей «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин: «Если ты
успокоишь мою старость и воздвигнешь здесь храм, достойный Богоматери, то будешь славнея
иных князей, и род твой возвеличится:
кости мои останутся в сем граде: святители захотят обитать в оном, и руки его вздымут на плеща врагов наших». Иоанн исполнил желание старца, и в 1326 году 4
августа заложили в Москве на площади
первую церковь каменную во имя Успения
Богоматери при великом стечении народа. Святой митрополит, собственными руками построив себе каменный гроб в
ее стене, зимою преставился...»
Митрополит Петр
первый во всеуслышание и принародно предсказал грядущее освобождение Русской
земли от татаро-монгольского ига. И оно началось спустя
полвека на Куликовом поле исторической победой воинства князя
Дмитрия Донского.
Храм Успения
Богородицы, построенный по желанию митрополита Петра, прослужил
почти полтора века. Перед гробом Петра нарекались и
избирались последующие первосвятители Русской
православной церкви. Однако в 1470 году в Кремле случился большой
пожар. Он сильно повредил храм Успения Богородицы. Своды его
настолько сдвинулись, что их пришлось подпирать «древия толстыми».
Митрополит Филипп,
осмотрев храм после пожара, решил разрушить его вовсе и на его
месте возвести новый собор. В Венецию был послан дьяк Семен Толбузин, который привез «знатного» зодчего
Аристотеля Фиорованти. Начав строительство в 1475
году, Фиорованти
возвел новый Успенский собор за четыре года. В 1479 году мощи первосвятителя Петра, временно покоившиеся в
другом храме, были перенесены в новую постоянную усыпальницу.
Церемонии
важнейших церковных и государственных актов перед гробом первого московского митрополита
Петра возобновились. И затем несколько веков
каждое знаменательное государственное
начинание освящалось молебном в Успенском соборе, в Москве.
Сколько
раз российская история показывала, как в трудные времена, когда страну
охватывали разлад и разброд и в народе утрачивалось понимание
ценностей, производимых умом и руками человеческими,
обесценивалась и сама жизнь и угрожающе открывалась пропасть
национальной погибели – появлялись крупные государственные и
духовные мужи со светлым умом, крепким характером и твердой волей и
восстанавливали расстроившийся порядок жизни, наново укрепляли пошатнувшиеся нравственные устои. И.
восходили к действию угасшие человеческие силы и чувства, и русский народ
словно бы заново заряжался мощной энергией и целеустремлением, и
этого заряда хватало не на одно столетие. Не в этой ли цепи спасителей
Отечества княгиня Ольга и князья Владимир Мономах и Дмитрий Донской,
Иван Грозный…? Не рядом ли с ними стоят имена игумена Сергия Радонежского, митрополита
Петра и патриарха Гермогена?
Митрополит Петр, первосвятитель Московский, духовно подготовил
русский народ к Куликовской битве, внушил веру в превосходство униженного
русского духа над силой завоевателей. В первую очередь он
позаботился об искоренении нравственных пороков, разъедавших и
духовно обессиливающих народ.
Первосвятитель Петр остался в истории
российского православного христианства и в
народной памяти суровым и авторитетным
наставником, неустанно и строго требовавшим наперед от священнослужителей нравственно-духовной
чистоты и постоянного радения о бережении общественных моральных принципов. Он не позволял никакого снисхождения и
священнослужителям, допускающим
«послабление» не только мирянам, но и себе:
«А который священник учит нити до обеда, ино быть ему
без риз». Петр требовал от священников, чтобы они учили мирян регулярно ходить в церковь «плакатися
о своих горестях Богу», и не позволял
«лишние пиры», особенно когда бывает «говейно» (в
пост). Строго взыскивал первосвятитель за
легкомысленное отношение к браку, за непрочность брачных уз, требовал лишать причастия женщин, сменивших двух-трех мужей, не
допускал венчания девиц моложе 13
лет.
Гневно порицал Петр и
сквернословие и требовал отлучать от церкви и святого причастия тех, «неподобно что лают отцем или матери». Он сурово осуждал распространенные в
русском народе, особенно в
дворянской среде, поединки и также требовал строгого наказания «поединщиков». «Человеку, позвавшемуся на
поле (собравшемуся идти на поединок), – писал в наставлении священникам митрополит Петр, – отказать в
причастии, если он обратится за этим
к попу. А если поединщик получит причастие и будет убит, священник, давший ему причастия,
должен быть лишен сана. А кто лезши
на поли убьет, ино душегубец
именуется, и такого не пускать потом в
церковь 20 лет».
Это наставление действовало столь же
сурово и в прошлом веке. Вспомним: ни
Пушкин, ни Лермонтов не получили причастия, собираясь на поединок. Убийца Лермонтова Мартынов был приговорен к длительному и суровому церковному
покаянию, а католика Дантеса выслали
из России.
Гнев церкви уготован
«поединщикам» и в наши дни. Но поединков уже не
случается. Ибо защищать в поединке нечего...