Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Я Н В А Р Ь 21.11.18
3 января

3 января

 

ПЕРВОСВЯТИТЕЛЬ ПЕТР

Прежде, до Октябрьской революции, день памяти святителя Петра отмечали в конце года, 21 декабря, перед Рождеством Христовым. И этим днем словно бы подводили итог и добрых дел и прегрешений, совершенных в течение минувшего года. Утренняя служба в церкви в этот день проходит более торжественно, чем в обычные дни.

Петр был первым московским митрополитом, духовным наставником и верным сподвижником великого князя Ивана Калиты. Он усердно способствовал не только объединению русской православной церкви, но и содействовал возвышению Московского великого княжества, принявшего на себя тяжкие заботы о развитии и укреплении единого Русского государства. В истории русской православной церкви митрополит Петр заслуженно назван Первосвятителем.

Он родился на Волыни. В 12 лет, успешно изучив «книжные науки» поступил в монастырь и многого достиг «ревностным послушанием». Изучая священное писание, Петр старательно осваивал искусство иконописания. Он много работал кистью и своеручно написанные иконы охотно раздавал монастырской братии и посещавшим монастырь богомольцам. За добродетельную подвижническую жизнь игумен рукоположил молодого инока в сан иеромонаха.

Пробыв в монастыре несколько лет, Петр в поисках наиболее строгих условий для самоусовершенствования решил уединиться. На реке Рати он поставил келью и стал жить отшельником.

Постепенно к нему подселялись другие, подобные ему, искавшие утешения в христианском подвижничестве. Совместно они построили храм во имя Спаса, и вскоре вокруг образовался монастырь, названный Новодворским.

Петра избрали игуменом. Ревностно исполняя возложенные на него обязанности, Петр по-прежнему много времени уделял иконописанию. Образа, сотворенные им, все дальше несли по Русской земле его славу. В монастырь стали наезжать именитые гости. Побывал тут Галицкий князь Юрий Львович. А спустя некоторое время Новодворский монастырь посетил Владимирский митрополит Максим, который обходил Русскую землю со словами поучения и назидания. Приняв от митрополита святительское благословение, игумен Петр поднес в дар высокому священнику только что написанный им образ Успения пресвятой Богородицы. Икона так полюбилась митрополиту Максиму, что он молился перед нею о спасении Русской земли до самой своей кончины.

После его смерти ратский игумен Петр был вызван в Константинополь к патриарху Афанасию и получил от него митрополичьи облачения и жезл. Вернувшись в 1308 году на родину, Петр выполнял обязанности митрополита в Киеве, а затем переехал во Владимир, бывший тогда главным городом Русской православной митрополии.

В страдавшей под татаро-монгольским игом Русской земле не было твердого порядка, и святителю Петру часто приходилось менять место своего пребывания. Во время объездов епархий Петр неустанно поучал народ и духовенство строгому соблюдению христианского благочестия. Неустанно призывал враждовавших князей к миролюбию и единству.

В 1312 году митрополит Петр совершил поездку в Золотую Орду и получил от хана Узбека грамоту, охранявшую права русского духовенства.

А в 1325 году произошло наиважнейшее для формировавшегося Русского государства событие – митрополит Петр перенес свою кафедру из Владимира в Москву, признав, таким образом, ее первопрестольной столицей. Правда, о перемещении центра митрополии в Москву Петра долго уговаривал князь Иван Калита. Согласившись, Петр ответил князю, как повествует в своей «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин: «Если ты успокоишь мою старость и воздвигнешь здесь храм, достойный Богоматери, то будешь славнея иных князей, и род твой возвеличится: кости мои останутся в сем граде: святители захотят обитать в оном, и руки его вздымут на плеща врагов наших». Иоанн исполнил желание старца, и в 1326 году 4 августа заложили в Москве на площади первую церковь каменную во имя Успения Богоматери при великом стечении народа. Святой митрополит, собственными руками построив себе каменный гроб в ее стене, зимою преставился...»

Митрополит Петр первый во всеуслышание и принародно предсказал грядущее освобождение Русской земли от татаро-монгольского ига. И оно началось спустя полвека на Куликовом поле исторической победой воинства князя Дмитрия Донского.

Храм Успения Богородицы, построенный по желанию митрополита Петра, прослужил почти полтора века. Перед гробом Петра нарекались и избирались последующие первосвятители Русской православной церкви. Однако в 1470 году в Кремле случился большой пожар. Он сильно повредил храм Успения Богородицы. Своды его настолько сдвинулись, что их пришлось подпирать «древия толстыми».

Митрополит Филипп, осмотрев храм после пожара, решил разрушить его вовсе и на его месте возвести новый собор. В Венецию был послан дьяк Семен Толбузин, который привез «знатного» зодчего Аристотеля Фиорованти. Начав строительство в 1475 году, Фиорованти возвел новый Успенский собор за четыре года. В 1479 году мощи первосвятителя Петра, временно покоившиеся в другом храме, были перенесены в новую постоянную усыпальницу.

Церемонии важнейших церковных и государственных актов перед гробом первого московского митрополита Петра возобновились. И затем несколько веков каждое знаменательное государственное начинание освящалось молебном в Успенском соборе, в Москве.

Сколько раз российская история показывала, как в трудные времена, когда страну охватывали разлад и разброд и в народе утрачивалось понимание ценностей, производимых умом и руками человеческими, обесценивалась и сама жизнь и угрожающе открывалась пропасть национальной погибели – появлялись крупные государственные и духовные мужи со светлым умом, крепким характером и твердой волей и восстанавливали расстроившийся порядок жизни, наново укрепляли пошатнувшиеся нравственные устои. И. восходили к действию угасшие человеческие силы и чувства, и русский народ словно бы заново заряжался мощной энергией и целеустремлением, и этого заряда хватало не на одно столетие. Не в этой ли цепи спасителей Отечества княгиня Ольга и князья Владимир Мономах и Дмитрий Донской, Иван Грозный…? Не рядом ли с ними стоят имена игумена Сергия Радонежского, митрополита Петра и патриарха Гермогена?

Митрополит Петр, первосвятитель Московский, духовно подготовил русский народ к Куликовской битве, внушил веру в превосходство униженного русского духа над силой завоевателей. В первую очередь он позаботился об искоренении нравственных пороков, разъедавших и духовно обессиливающих народ.

Первосвятитель Петр остался в истории российского православного христианства и в народной памяти суровым и авторитетным наставником, неустанно и строго требовавшим наперед от священнослужителей нравственно-духовной чистоты и постоянного радения о бережении общественных моральных принципов. Он не позволял никакого снисхождения и священнослужителям, допускающим «послабление» не только мирянам, но и себе: «А который священник учит нити до обеда, ино быть ему без риз». Петр требовал от священников, чтобы они учили мирян регулярно ходить в церковь «плакатися о своих горестях Богу», и не позволял «лишние пиры», особенно когда бывает «говейно» (в пост). Строго взыскивал первосвятитель за легкомысленное отношение к браку, за непрочность брачных уз, требовал лишать причастия женщин, сменивших двух-трех мужей, не допускал венчания девиц моложе 13 лет.

Гневно порицал Петр и сквернословие и требовал отлучать от церкви и святого причастия тех, «неподобно что лают отцем или матери». Он сурово осуждал распространенные в русском народе, особенно в дворянской среде, поединки и также требовал строгого наказания «поединщиков». «Человеку, позвавшемуся на поле (собравшемуся идти на поединок), – писал в наставлении священникам митрополит Петр, – отказать в причастии, если он обратится за этим к попу. А если поединщик получит причастие и будет убит, священник, давший ему причастия, должен быть лишен сана. А кто лезши на поли убьет, ино душегубец именуется, и такого не пускать потом в церковь 20 лет».

Это наставление действовало столь же сурово и в прошлом веке. Вспомним: ни Пушкин, ни Лермонтов не получили причастия, собираясь на поединок. Убийца Лермонтова Мартынов был приговорен к длительному и суровому церковному покаянию, а католика Дантеса выслали из России.

Гнев церкви уготован «поединщикам» и в наши дни. Но поединков уже не случается. Ибо защищать в поединке нечего...

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг