2
А В Г У С Т А
И Л Ь И Н Д Е Н Ь
В средней полосе
России, по старому календарю, в конце июля развертывалась массовая жатва хлебов.
Поскольку в 1918 году календарь в нашей стране передвинулся на 13 дней вперед, это
время теперь совпадает с началом августа. И Ильин день стал августовским праздником. В
народе говорили:
Илья Пророк – жатве срок. Жито поспевает к
Ильину дню, а убирается – к Успенью (теперь – к 28 августа).
Ильин день – крайний срок сенокоса. Поэтому и говорилось:
До Ильина дня в сене
пуд меда, а после – пуд навоза.
К этому дню отнесено
и немало добрых хозяйственных поучений, подсказанных опытом: К Ильину дню
заборанивай пар. Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивай
до Флора и Лавра (к 31 августа), а коли рожь поспевает
позже, то и сей позже, до Семенова дня (до 1 сентября).
Последний летний месяц
отличался неустойчивой
погодой, а дни становились короче, поэтому
крестьянин спешил в погожее время управиться
с уборкой урожая.
Илья пророк три часа уволок.
До Ильи мужик
купается, а с Ильи с рекой прощается.
На Илью до обеда
лето, после обеда – осень.
В первые дни августа
(т. е. в конце июля) обычно бывали шумные и сильные грозы, и Ильин день
называли еще Громовым днем. Ильинские грозы породили немало худых примет и поверий:
Ильинская пятница
без дождей – пожаров много.
Вознесенье с дождем – Илья с грозой.
На Ильин день стогов
не метут, а то гроза спалит.
На Нижней Волге
примечали, что, «если на Илью дождь – арбузы попреют, а также желудей не будет».
От урожая желудей в
лесу, которые крестьяне собирали для откорма свиней, тоже в какой-то мере
зависел крестьянский достаток.
Вместе с тем дождь
в Ильин день считался целебным. Крестьянки собирали дождевую «ильинскую» воду и потом
умывались или окачивались ею «от
призору», т. е. от худого, недоброго «глазу».
Илье пророку в народе
придавали значение как святому, грозному, строгому, немилостивому. Остерегали:
От грома и в доме не
уйдешь.
Ильин день во
многих местах был престольным праздником. Несмотря на горячую пору, в этот день не
работали и не выгоняли скотину на пастбище: опасались возможной грозы или «гадов,
которым в этот день давалась воля». В силу дурного поверья в этот день
не пускали в избу кошек и собак.
Что же это был за
образ, снискавший столь суровую репутацию?
Илья, как и многие
другие христианские святые, вполне возможно реально существовавшие проповедники, с веками превратился в
легендарного героя, и в его «Житии» также невозможно отделить вымысел от истины.
Вот одна из наиболее
распространенных его «биографий».
Он родился в городе
Фисвы и назывался Ильей Фисвитяниным. Был ревностным поборником религии и
грозным обличителем
идолопоклонства.
Жил Илья в Самарии,
за восемь веков до нашей эры, во времена царствования нечестивого царя Ахавы.
Ахава и его жена
Иезавель, гордая и властолюбивая финикиянка, старались утвердить в своем царстве
культ бога плодородия Ваала. Его поклонники почитали в своем боге олицетворение мужской плодородной силы и прославляли чувства сладострастия. Ахава и
Иезавель поощряли развращение нравов при своем дворе. Памятью их пророчного
царствования в древнем сказании отразились нечестивые города Содом и Гоморра.
Когда беспутство при дворе Ахавы достигло крайней степени, пророк Илья,
босой, в грубом плаще из верблюжьей шерсти, явился в царский дворец и в присутствии
его свиты гневно предсказал Ахаве и его народу скорый трехлетний голод в наказание за
развращенный образ жизни всего царства.
На одном диспуте со
жрецами бога Ваала Илья до того разгневался, что даже поколотил одного из
жрецов. Но потом вынужден был скрыться в пустыне.
Иезавель поклялась
отомстить дерзкому пророку. Илья принял вызов и вновь явился во дворец Ахавы.
Его отвага и стойкость поколебали убеждения царя Ахавы. В конце концов, Илья
смирил самаритянского
властителя и его подданных.
Подвиг Ильи пророка
достойно оценил Бог и сбросил ему огненную колесницу, на которой Илья и
вознесся на небо. А затем много веков спустя, в день Преображения Иисуса Христа, Илья вместе с Моисеем спустился на землю и
подтвердил божественную сущность Иисуса Христа.
День Ильи пророка считался у сельских
жителей своеобразной гранью смены хозяйственных
забот.
Пчеловоды в этот
день в последний раз перемещали пасеку на другое место,
чтобы обеспечить наиболее полный сбор меда в запас пчелам на зиму. А щедро наполненные соты летнего медосбора выпрастывались. В ходу была поговорка: «Богат, как ильинский
сот».
Первыми хлопотами
были охвачены и охотники. Примечено, что с Ильина дня в лесах открывались звериные,
в частности волчьи норы. И охотники с утра снаряжались в первый въезд на волков. Это был
тоже целый ритуал. Ведь надо было непременно вернуться «с полем», добыть хоть
какого-либо задрипанного «серого» – тогда
всю зиму охота обещала быть добычливой.