Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

А В Г У С Т 23.04.24
2 А В Г У С Т А

2  А В Г У С Т А

 

И Л Ь И Н   Д Е Н Ь

 

В средней полосе России, по старому календарю, в конце июля развертывалась массовая жатва хлебов. Поскольку в 1918 году календарь в нашей стране передвинулся на 13 дней вперед, это время теперь совпадает с началом августа. И Ильин день стал августовским праздником. В народе говорили:

Илья Пророк – жатве срок. Жито поспевает к Ильину дню, а убирается – к Успенью (теперь – к 28 августа).

Ильин  день – крайний срок сенокоса. Поэтому и говорилось:

До Ильина дня в сене пуд меда, а после – пуд навоза.

К этому дню отнесено и немало добрых хозяйственных поучений, подсказанных опытом: К Ильину дню заборанивай пар. Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивай до Флора и Лавра (к 31 августа), а коли рожь поспевает позже, то и сей позже, до Семенова дня (до 1 сентября).

Последний летний месяц отличался неустойчивой погодой, а дни становились короче, поэтому крестьянин спешил в погожее время управиться с уборкой урожая.

Илья пророк три часа уволок.

До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается.

На Илью до обеда лето,  после обеда – осень.

В первые дни августа (т. е. в конце июля) обычно бывали шумные и сильные грозы, и Ильин день называли еще Громовым днем. Ильинские грозы породили немало худых примет и поверий:

Ильинская пятница без дождей – пожаров много.

Вознесенье с дождем – Илья с грозой.

На Ильин день стогов не метут, а то гроза спалит.

На Нижней Волге примечали, что, «если на Илью дождь – арбузы попреют, а также желудей не будет».

От урожая желудей в лесу, которые крестьяне собирали для откорма свиней, тоже в какой-то мере зависел крестьянский достаток.

Вместе с тем дождь в Ильин день считался целебным. Крестьянки собирали дождевую «ильинскую» воду и потом умывались или окачивались ею «от призору», т. е. от худого, недоброго «глазу».

Илье пророку в народе придавали значение как святому, грозному, строгому, немилостивому. Остерегали:

От грома и в доме не уйдешь.

Ильин день во многих местах был престольным праздником. Несмотря на горячую пору, в этот день не работали и не выгоняли скотину на пастбище: опасались возможной грозы или «гадов, которым в этот день давалась воля». В силу дурного поверья в этот день не пускали в избу кошек и собак.

Что же это был за образ, снискавший столь суровую репутацию?

Илья, как и многие другие христианские святые, вполне возможно реально существовавшие проповедники, с веками превратился в легендарного героя, и в его «Житии» также невозможно отделить вымысел от истины.

Вот одна из наиболее распространенных его «биографий».

Он родился в городе Фисвы и назывался Ильей Фисвитяниным. Был ревностным поборником религии и грозным обличителем идолопоклонства.

Жил Илья в Самарии, за восемь веков до нашей эры, во времена царствования нечестивого царя Ахавы.

Ахава и его жена Иезавель, гордая и властолюбивая финикиянка, старались утвердить в своем царстве культ бога плодородия Ваала. Его поклонники почитали в своем боге олицетворение мужской плодородной силы и прославляли чувства сладострастия. Ахава и Иезавель поощряли развращение нравов при своем дворе. Памятью их пророчного царствования в древнем сказании отразились нечестивые города Содом и Гоморра.

Когда беспутство при дворе Ахавы достигло крайней степени, пророк Илья, босой, в грубом плаще из верблюжьей шерсти, явился в царский дворец и в присутствии его свиты гневно предсказал Ахаве и его народу скорый трехлетний голод в наказание за развращенный образ жизни всего царства.

На одном диспуте со жрецами бога Ваала Илья до того разгневался, что даже поколотил одного из жрецов. Но потом вынужден был скрыться в пустыне.

Иезавель поклялась отомстить дерзкому пророку. Илья принял вызов и вновь явился во дворец Ахавы. Его отвага и стойкость поколебали убеждения царя Ахавы. В конце концов, Илья смирил самаритянского властителя и его подданных.

Подвиг Ильи пророка достойно оценил Бог и сбросил ему огненную колесницу, на которой Илья и вознесся на небо. А затем много веков спустя, в день Преображения Иисуса Христа, Илья вместе с Моисеем спустился на землю и подтвердил божественную сущность Иисуса Христа.

День Ильи пророка считался у сельских жителей своеобразной гранью смены хозяйственных забот.

Пчеловоды в этот день в последний раз перемещали  пасеку на другое место, чтобы обеспечить наиболее полный сбор меда в запас пчелам на зиму. А щедро наполненные соты летнего медосбора выпрастывались. В ходу была поговорка: «Богат, как ильинский сот».

Первыми хлопотами были охвачены и охотники. Примечено, что с Ильина дня в лесах открывались звериные, в частности волчьи норы. И охотники с утра снаряжались в первый въезд на волков. Это был тоже целый ритуал. Ведь надо было непременно вернуться «с полем», добыть хоть какого-либо задрипанного «серого» – тогда всю зиму охота обещала быть добычливой.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг