С Е Н Т Я Б Р Ь
В старину у сентября,
как и у других месяцев, тоже было много названий: вресень, хмурень, ревун, рюень, т. е. время осеннего рева оленей, и т. д.
И поговорками и
приметами он не беднее других. Говорили:
В сентябре всякое
семя из колоса плывет.
В сентябре одна
ягода – и та горькая рябина.
С сентября и лист на
дереве не держится.
В сентябре огонь и в
поле и в избе.
Холоден сентябрь, да
сыт.
В сентябре у поселян полны
закром и карман.
Сентябрь – пора
бабьего лета. По нему и предсказывали будущую погоду. А приметы утверждали: Бабье"лето
ненастно – осень сухая Бабье лето красно – осень дурная В сентябре совпадало
множество работ в поле и на огороде, забот по хозяйству: пахота зяби, молотьба, расстилка льна, копка
картофеля и корнеплодов, засолка овощей, приборка в хлевах на зиму и прочих дел. И весь месяц, чтобы удобнее
было примечать текущее время, делили на «именные» недели. Первая неделя называлась Семеновской – по первому дню сентября – дню памяти св. Симеона Столпника, вторая – Михайловской, третья – Никитской, четвертая – Дмитриевской. В новом календаре все эти дни смещены на 13 дней вперед, так что
неделя, названная в честь св. Дмитрия Ростовского, переместилась в следующий месяц –
октябрь.
Следует в этом
случае заметить, что народ, нарекая на свой лад календарные дни и недели, руководствовался подчас необъяснимыми прихотями, игнорируя логику. Если Симеон Столпник в церковном месяцеслове 1 сентября был самым приметным святым среди других, почитаемых в этот день, как и Архангел Михаил, память которого отмечалась 6
сентября (все по ст. ст.), то великомученик
Никита – 15 сентября – по значению
не шел в сравнение с отмечаемым
накануне Воздвижением – одним из
великих «двунадесятых» праздников. Но
третью неделю назвали все-таки не
Воздвиженской, а Никитской. Так и
четвертая неделя получила название
Дмитриевской, в честь святого, память
которого отмечается вовсе не в
течение «законной» четвертой недели
месяца, а в середине третьей недели, 21 сентября (4 октября), хотя четвертая неделя начинается более высокочтимым днем – памяти «преставления преподобного Сергия Радонежского». А следующий за ним день 26 сентября в церквах служат торжественные молебны, посвященные памяти апостола и
евангелиста Иоанна Богослова. Однако легко и просто и неизвестно почему утвердилось название «Дмитриевская неделя» в конце сентября, хотя спустя месяц
торжественно отмечается другая, вполне
«законная» Дмитриевская неделя» с
досточтимой и широко известной
Дмитриевской родительской субботой.
Такие «алогизмы» –
еще одно подтверждение тому, что народ на Руси следовал христианским церковным канонам,
приспосабливая их по возможности к своим житейским обычаям и надобностям,
утверждая в православной вере прежде всего близкие
его духовному миру порядки.
Известный русский
этнограф прошлого века А. Ермолов в своем капитальном исследовании календарных речений привел
любопытную, подслушанную им в поволжских селах, поговорку: «У мужика в
сентябре только те и праздники, что новые новины». Стало быть, в сентябре в
народе на первое место ставились праздники, связанные с уборкой урожая, славившие землю-матушку за принесенные ею новые дары, отмечавшие новый достаток в доме.
Между тем в
сентябре приходились два из «двунадесятых» христианских праздников –
Рождество Богородицы и Воздвижение. Конечно, в эти дни дважды, утром и в
обед, служились торжественные молебны в церкви и праздновались оба праздника достойно, но не выделяясь из
ряда других – с веселыми игрищами и затейливыми обрядами.
Например, в день
Ивана постного затевали, как и следует празднику, артельную рубку капусты, в день
Николы летнего
угощались-хвалились свежесваренным пивом, на
Петра – Павла Рябинника всем селом ходили в лес собирать рябину, а в день святого Луки – Луков день – устраивались «луковые ярмарки».
И так весь сентябрь
чередой шли праздники во
славу нового урожая, собранного в поле, на огороде и левадах, на пасеке и в ближайшем лесу. Праздники не в нашем теперешнем содержании – с утра
застолье до мертвецкого состояния к вечеру, – а в обычных, как и во всякий день (за исключением, конечно,
воскресений и «двунадесятых» праздников), трудах и заботах. Но обогащенных добрым, возвышенным душевным настроением и
затейливой, надолго запоминавшейся
обрядностью, давно, к сожалению,
отвергнутой нами и отошедшей, но сохранившейся в нетленной народной памяти.