А В Г У С Т
В августе, который
называли зарничником, серпенем, густарем, тяжелые неотложные работы наслаивались одна на другую. В поле от зари до зари, не разгибая спин, трудилась вся крестьянская семья. В разгар вступала жатва хлебов. Две-три недели мелькали на хлебной ниве женские косынки: мать жала серпом, а дочь или молодуха
вязала снопы и укладывала их в крестцы, или бабки. Или мужики махали тяжелыми
«крюками» – косами, приспособленными к
косьбе высоких хлебов. А бабы бежали вслед, едва успевая повязать скошенное в
снопы.
Мне, послевоенному
журналисту, приходилось описывать опыт «передовиков колхозной страды». Комбайнов не хватало, в ход
пускались, как тогда писали
мы, «все простейшие средства уборки хлебов».
Было это на степных полях Куйбышевской
области. Жницам с серпом
устанавливалась непомерно высокая
дневная норма – 0,15 гектара, на двоих
– треть гектара, одна жала, другая –
вязала и сооружала крестцы из снопов.
Норму редко кто выполнял, а ценилась
она всего в 1,5 трудодня, на который
в голодном 1947 году выдавали по 300–500
граммов зерна, смешанного с мякиной. А
колхозница, как ни старалась, больше
полутораста трудодней выработать не
могла. Да и муж валился с ног,
намахавшись за день крюком. Задавался
ему целый гектар – покурить было
некогда. Я описал в областной газете
«опыт» одного такого передового
косаря как он, оставив кисет с табаком
на одном конце отведенной ему
полоски, гнался из конца в конец за
очередной цигаркой с пятиминутным отдыхом. А я восхищался его взмыленной спиной.
Правда, времена,
когда складывался крестьянский народный календарь, были другими. Крепостной крестьянин работал на барском
поле да два-три дня в неделю – на своем. И был у него особый интерес, работал он с иными
чувствами,
и жилось ему не хуже, и выпадало ему почти двадцать праздников в году, не в
пример нашим теперешним казенным ...
Управившись с
жатвой, крестьянин спешил приготовить лукошко, или севалку, и семена –
наступала уже пора посева
озимых. В сельских кузницах стоял звон –
мужики ладили сохи и плужки к зяблевой
пахоте.
В большой
крестьянской семье всем находилось дело. Отцу помогали сыновья, а хозяйка с
дочерьми уже гнула спину на льняном поле, чтобы не пропустить короткую
пору его теребления. И огородные грядки звали к себе – все тут поспевало
одно за другим. И сад уже тяжелел спелыми плодами.
Приближались большие
праздники
– Спасы, каждый со своим добрым бременем: один – с яблоками, другой – с медом,
третий – с лесными орехами. Они добавляли дел, но и радости доставляли
немало: в церквах шли торжественные службы. На них освящались первые плоды нового лета и ставились на
крестьянский стол знаками достатка, снова входящего в каждый крестьянский
двор.
Августовская
напряженность крестьянского труда запечатлелась и в народных поговорках:
Август крушит да
после тщит.
Август — каторга, да
после будет мятовка (раздолье,
обилье пищи).
Тяжка мужичья доля:
В августе мужику три
заботы: и косить, и пахать, и сеять.
Что соберет мужик в
августе, тем и зиму зимскую сыт будет.
И у хозяйки забот невпроворот:
В августе и жнет баба,
и мнет баба, а все на льны оглядывается.
В августе баба хребет
в поле гнет, да
жито-то ей мед: дни короче, дальше ночи,
ломота в спине да разносол на столе.
Но августом сбор урожая не кончался:
Август варит – сентябрь на стол
подает.
Не всякий год, однако,
обильно вознаграждался крестьянский труд. Случалось, подводился и грустный итог:
Бывает, что в
августе и жато, и мято, а ничего не добыто.
И следующий год
тревожит: а как он сложится? На что указывали приметы:
Дуб в августе
желудями богат – к урожаю.
В августе смотри у
полыни коренья: если
коренья толстые, то будущий год будет
урожайным.
И все же, сколь ни
наполнен август
трудом, праздников и в этом месяце выпадало достаточно.