Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

А П Р Е Л Ь 25.04.24
А П Р Е Л Ь

А П Р Е Л Ь

 

На Киевской Руси этот месяц назывался квитень — цветущий. В апреле обычно начиналось цветение садов. А еще раньше языческие славяне называли апрель березозолом. В апреле в древности выжигали лесные вырубки, преимущественно быстро и густо растущие березняки. Выгоревший участок разделывали под посев. На земле, удобренной древесной, березовой золой, хорошо родились корнеплоды, потом удавались и хлеба. И выжженная вырубка становилась пашней.

К апрелю относились с недоверием. В народе говорили: «Апрель – плут и лукавец, по-своему распоряжается: не верь в апреле никакой погоде, не уйдешь в этом месяце и от снега». Однако апрельских суховеев крестьяне опасались больше, чем теплого ненастья.

Апрельское непостоянство ярко выразилось в поговорках:

Февраль богат снегом, апрель водою.

В апреле земля преет, томится.

Не ломай печи – апрель еще на дворе.

Апрельские ручьи землю будят.

Ни в марте воды, ни в апреле травы.

Апрель обманет, под май поведет, а май тепел, да холоден.

Апрель с маем всему году ключ.

Апрель – время голодное. Запасы истощались, даже капусты мало оставалось. И крестьяне иронически замечали: «Захотел ты в апреле кислых щей».

Вместе с тем апрель богат праздниками

 

 

 

1  А П Р Е Л Я

 

Д А Р Ь Я.  Д Е Н Ь  С М Е Х А.

 

Многие столетия во всем мире, и в христианских странах тоже, день 1 апреля народы отмечали как день смеха. Англичане и доныне считают, что в этот день можно и дурака всюду послать — что бы он ни напутал, беды не будет.

День обманов и розыгрышей впервые был установлен в Древнем Риме в честь бога Смеха. Апулей в «Метаморфозах» писал: «Игры эти, ежегодно нами отправляемые в честь Смеха, всегда отличались какими-нибудь новыми выдумками. Мы одни из всех народов умилостивляем забавами, веселиями и шутками божество, именуемое Смехом».

Исландские саги сообщают, что обычай обманывать в первый день апреля введен самими богами в память Скаден, дочери Тиасса. Праздник ее имени до сих пор отмечается в Дании, Швеции и Норвегии. У французов первоапрельские шутки называются «Апрельской рыбой».

В России шутками отмечали 1 апреля поселившиеся в Москве иностранцы, приглашаемые русскими царями. Юному Петру понравился веселый обычай обитателей «немецкого Кукуя», где он часто бывал в гостях. Постепенно, благодаря настойчивой инициативе царя, шуточный праздник вошел и в быт россиян. Сначала первоапрельскими играми развлекалась знать, потом День Смеха распространился среди городского простонародья.

Особенно горазд был на первоапрельские затеи сам Петр. По воспоминаниям немца Берхгольца, Петр однажды велел устроить за императорским садом «пожар». В небо взвились языки пламени, колокольни ударили в набат, солдаты забили в барабаны, ночные сторожа пустили в ход трещотки. Мгновенно всполошилась вся столица. На «пожар» отовсюду сбегался народ. Но полыхавшие «строения», возведенные ночью по приказу царя ради задуманной им потехи, охраняла стража, которая спокойно объясняла возбужденным обывателям, что нынче «1 апреля».

Забавные первоапрельские спектакли устраивали императрицы Анна Иоанновна и Елизавета Петровна.

В сельской местности первоапрельские шутки не привились. Отстояв в церкви заутреню, помянув в молитвах святых покровителей, крестьяне и в первоапрельский день возвращались к своим обычным делам.

В церковном календаре 19 марта (по старому стилю) указана память 13 святых. На первое место поставлена чета мучеников Хрисанфа и Дарии, погибших в 283 году.

Оба они были примечательными людьми своего времени. Хрисанф происходил из знатной семьи и получил превосходное образование, а красавица Дария была жрицей Афины Паллады, греческой богини мудрости, искусств и ремесел. Но, поженившись, они стали христианами. Они отказались от брачных отношений между собой и целиком посвятили себя проповедованию учения Христа. Их не сломили никакие пытки. В наказание Хрисанфа и Дарию живыми закопали в землю.

Оба совершили подвиг. Но в народном календаре выделена одна Дарья. И в крестьянском месяцеслове она названа весьма своеобразно, как многие святые — в непосредственной связи с погодой. День 19 марта (1 апреля) именуется «Дарья — грязные проруби». А супруг ее Хрисанф почему-то не упоминается. За что же почтение одной Дарье?

Прорубь на реке или озере, на берегах которых обычно возникали русские села и деревни, была в зимнее время основным источником водоснабжения. Зимой, особенно в морозные дни, вода в колодцах оказывалась часто недоступной, потому, что, либо на срубе намерзала толща льда, и невозможно было опустить ведро до воды, либо вода пропадала вовсе. Поэтому проруби на реке или озере становились местом, где распоряжались преимущественно женщины: брали тут воду в пищу и на баню, полоскали белье. Тут обменивались и сельскими новостями.

Всю зиму проруби оберегали от загрязнения. И только в дни бурного таяния снегов, в последние недели марта, когда в прорубь неудержимо бежали ручьи со всех окрестных возвышенностей и с крестьянских подворий, за зиму изрядно унавоженных, вода в прорубях становилась малопригодной. Так и появилась в день мученицы Дарьи подходящая времени поговорка: «Пришла Дарья – грязные проруби».

 

 

 

1  А П Р Е Л Я  -  4  М А Я.

 

С Т Р А С Т Н А Я  Н Е Д Е Л Я.  В Е Л И К И Й  Ч Е Т В Е Р Г.

 

Четверг считался легким днем недели. Поговорка так и молвилась: «Четверток и суббота — легкие дни». Этот день еще исстари был выделен из обычных дней недели. Во времена крепостного права, в барщину, на помещика работали три дня в неделю, а четверг был «льготным». С четвергом связаны самые добрые приметы: «Кто в четверг до восхода солнца умоется с серебра и с яйца, здоров и чист будет».

Особо благоприятными приметами был наполнен «великий» или «чистый» четверг — четвертый день «страстной» недели, последней недели Великого поста.

Приметы этого дня — самые значительные:

Какова погода в Чистый четверг, такова и в Вознесение.

В Великий четверг полнолуние весной большая вода.

Если в Великий четверг холодно, то весна холодная, если дождь то мокрая.

В Великий четверг мороз, так и под кустом овес.

В Чистый четверг, отстояв в церкви утренний молебен, несли горящие свечи домой. И если по пути удавалось уберечь огонь от ветра и внести горящую свечу в избу, считалось, что год урожайным будет. Эта церемония превращалась в своеобразное состязание, и иные ухитрялись даже на сильном ветру сохранить пламя свечи до самого дома. Но ведь ловким да настырным все удавалось. И урожай у них вымахивал больший в тех же условиях, что у слабовольных, отступавших перед любым затруднением.

Великий четверг полон был самыми различными приметами и суевериями.

С утра все взрослые члены семьи на несколько минут брались каждый за свое дело: мужики плели лапти, вили веревки, тесали топорище; бабы садились за ткацкий стан или за шитье и вязанье, девки — за вышивку или плетение кружев. Короткое время сосредоточенной работы в Великий четверг вселяло убеждение, что весь год в семье у всех будет достаточно работы, обеспечивающей обитателям дома благополучное существование.

Затем бабы выносили в курятник нагоревшую за дни Страстной недели золу: считали, что свежая зола, в которой «купались» куры, способствовала лучшей яйценоскости. Это и в самом деле подтвердилось опытом и позже получило научное объяснение: зола изгоняла паразитов, заводившихся под перьями кур. Они становились спокойнее и действительно лучше неслись. Такое же практическое значение имела и печная зола, накопленная за четверг, пятницу и субботу Светлой седмицы (Пасхальной недели). Ее употребляли потом как средство борьбы с капустным червем. Для этого, правда, годилась любая зола, но более «сильной» казалась зола, нагоревшая в дни святой недели. А твердое убеждение, как известно, уже само по себе — залог успеха.

В Великий четверг крестьянки старательно парили молочные крынки можжевелом, чтобы в них поднимался хороший «устой» — больше настаивалось сливок. И в этом обычае не было предрассудка. Ныне можно вполне научно объяснить дезинфицирующее действие можжевеловой «заварки». Знали или догадывались об этом необразованные крестьянки. Как-то я, будучи старшеклассником, наблюдая процедуру «заварки» крынок, которую проделывала бабушка по старой привычке, пытался «научно» объяснить ей ее «волхование». Она миролюбиво согласилась: «Ну и нехай! А в Святой четверг надежнее. Ныне сам Бог помогает».

В этом вся суть примет и обычаев, приуроченных к Чистому четвергу: в Страстную неделю все дела свершались под Христово благословение и потому несли в себе благодать и благополучие.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг