Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Я Н В А Р Ь 26.04.24
ЯНВАРЬ

ЯНВАРЬ

В Древнем Риме, когда формировался календарь, месяцы январь и февраль были названы именами богов Януса и Фебруса. Янус ведал дверями, входами и выходами и вообще всяким началом, в том числе и началом человеческой жизни, а также был покровителем договоров и союзов. День Януса отмечался 9 января. Изображался Янус двуликим: одно лицо его было обращено в прошлое, другое в будущее. Но януарис и фебруарис были присоединены к уже существовавшим десяти месяцам года и некоторое время считались последними месяцами. Потом их вынесли в начало года, и януарий оказался первым месяцем и стал по-настоящему соответствовать своей «двуликости» – январем отсекался прошедший год и начинался новый.

У января, как и у других месяцев народного календаря, несколько названий. Среди них – сечень, т. е. рассекавший зиму пополам. Другое название – просинец. В. И. Даль в «Толковом словаре» высказал предположение: «просинец» – не оттого ли, что в крепкие январские морозы лед кажется синим?». Однако академик Б. А. Рыбаков полагал, что «просинец» считался у древних славян-язычников месяцем просьб и заклинаний на весь год.

Народная же характеристика января проста и практична: «Году начало – зиме середка».

 

 

1 января

НОВЫЙ ГОД. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

Новогодний день в наше время в русском церковном календаре считается гражданским праздником и особым богослужением не отмечается. Отводится обычный утренний молебен, но никакие святые не выделяются, хотя на календарных страницах означены имена мучеников Илии, Прова, Ариса, Полиевкта и Тимофея, святителя Вонифатия, епископа Ферентийского и Григория, епископа Омиритского. Среди проповедников первым, однако, назван преподобный Илия Муромец, подвизавшийся в конце XII века в Киево-Печерской обители, в Дальних пещерах.

Сведения о нем очень скупы. Выпало ему жить в смутное время, тревожное на Руси. На великокняжеском столе во Владимире сидел Всеволод III Георгиевич, старший из Мономахового рода. Страна славянская раздиралась княжеской междоусобицей. Разорялись города, горели леса и нивы, опустошались целые уделы. Общему разорению способствовали то вероломные нападения литовцев, то грабительские вторжения венгров. Преподобный Илия из Мурома немало прилагал усилий, чтобы примирить враждующих князей, остановить безумное кровопролитие, но все было тщетно. Только перед общей бедой – внезапным нашествием половецких орд на земли южных княжеств – образумились честолюбивые властители. Объединившись, достойно встретили натиск жестокого врага. Закипели битвы на Диком поле, от одних к другим переходила переменчивая победа...

Это сполошное время и воспето потом в знаменитом «Слове о полку Игореве». Умер Илия Муромец в 1188 году, блаженно благословив наступившее умиротворение. И приписала потом ему благодарная народная молва богатырскую силу, и прославила невиданными подвигами. И явился к нам из тех незапамятных и славных времен героем множества сказаний русский богатырь Илья Муромец со своими храбрыми и верными сподвижниками Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем, соединившись с образом реально существовавшего инока из Киево-Печерской обители.

До Петра I в России отмечали Новый год 1 сентября. Но 19 декабря 7208 года (1700-го по европейскому календарю) был издан царский указ «впредь лета счислять» с 1 января и не от «создания мира, а от «Рождества Христова». Вновь установленный Новогодний праздник приходился в день памяти святого Василия Великого, или, как его называли, Василия Кесарийского. К этому дню «прилагались» все новогодние поговорки и приметы.

В Новый год не работали, так как считалось, что потом весь год пройдет в тяжком труде.

На новогодних торгах первому покупателю делали скидку, потому что считался «дорог почин». Он определял коммерческий успех впредь на весь год.

Рождественская елка стала также и новогодней «гостьей» в каждом доме. С елкой встречаем Новый год и мы, потому что нарядно убранная елка – добрый знак будущего благополучия, удач и достатка.

С петровских времен пошла и поговорка: «Свинку да боровка для Васильева вечерка» – в новогодний вечер жареный поросенок почитался самым отменным угощением.

Широко были распространены прежде и возрождаются ныне различные гадания в ночь под Новый год. Гадали, например, на луковице. Вытащив из нее 12 долек, солили их и раскладывали на подоконнике, определяли по ним погоду в каждом месяце нового года.

Новый год подытоживает прожитое и наполняет надеждами будущее. Поэтому не бывает равнодушных и безучастных в новогоднюю ночь. И в новогодних обрядах и обычаях, как ни в какое другое время, легко и естественно соединяются реальность и фантазия, нигилизм и предрассудки. Народных гуляний не бывает без выдумки и абсурдов, без розыгрышей и потех. В них вся суть. Новогодняя ночь надолго оставляет веселую память.

 

 

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг