Глава III
Второй организующей силой культурной общности, связывавшей
страны Византийского содружества, стал Афон.
Первый монастырь на гористом полуострове северной Греции был основан в 963
году, и в Средние века там существовали обители, принадлежавшие
разным народам. Большинство афонских монахов составляли греки, но к 1200 году
на Святой горе обосновались грузины, итальянцы, болгары, русские и сербы, они совместно приобрели опыт духовной и аскетической жизни.
Некоторые из этих монастырей, используя возможности греко-славянского
сотрудничества, превращались в крупнейшие
центры перевода религиозных византийских сочинений на славянский язык, и оттуда духовная литература попадала в страны Восточной
Европы. На исходе Средневековья международное значение Афона еще больше возросло:
именно оттуда течение, называемое исихазмом, основополагающей и характерной
чертой которого было возрождение созерцательной
монастырской жизни, распространилось в XIV
веке на Балканы, в Румынию и на Русь. Руководимое целым рядом выдающихся константинопольских патриархов, взращиваемое в разных краях
братством славянских и румынских иноков, исповедовавших исихазм, хлынувшее в
литературу и искусства – это течение сплотило, быть может, теснее, чем
когда-либо, различные части Византийского содружества.
Его связующая роль между греческим и славянским мирами оказалась такой же
важной, как и Кирилло-Мефодиевская традиция.
Заключение
Византийская империя и византийская культура занимала
ведущее положение на международной арене средневекового века. Для славян
Византия со своей столицей Константинополем представлялась, как центр
несокрушимой политической власти, богатство, образования и культуры.
Византия, часто называвшаяся Новым Римом, была очагом науки
и искусства, благотворное воздействие которых
на различные слои византийского общества сделало его одним из самых передовых
во всем мире.
Свои достижения в сфере литературы, искусства, науки и
государственности по мере возможности Византия
культивировала среди народов, с которыми она соприкасалась теми или иными сторонами своей жизни и быта.
Культурно-просветительское воздействие Византии самым
существенным образом сказалось на
развитии и культурном росте многих народов, в первую очередь славян.
Просветительское дело Кирилла и Мефодия стало основой
культурного и литературного общения славянских
народов, дало возможность создать многочисленные памятники культуры в области
духовной жизни человечества.
Кирилло-Мефодиевская традиция стала предпосылкой построения
общеславянской культуры и усиления славянского
содружества.
Литература
1. Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности.
Новый мир, 1988, №7,9.
2. Иконников В. С. Опыт исследования о культурном значении
Византии в русскойистории; Киев; 1969
3. Культура:
Энциклопедический словарь юного историка. М. 1933
4.
Самсонов М. Г. Древнерусский язык. М. 1973
5.
Уханова Е. В. У историков славянской письменности. М. 1996