Ведь "ни одному
народу не следует иметь свою азбуку, кроме евреев, греков и латинян, как
в надписи Пилата, который на кресте Господнем написал только на этих
языках".
Ответ
Константина-Философа был удивительно образным и доказательным: "Не идет
ли дождь от Бога равно на всех, не сияет ли для всех солнце, не равно ли
все мы вдыхаем воздух? Как же вы не стыдитесь лишь три языка
признавать, а прочим всем народам и племенам велите быть слепыми и
глухими?"
Чтобы защитить
славянские письмена, братья Константин и Мефодий отправились в Рим.
Римский епископ осудил тех, кто ропщет на славянские книги, сказав так:
"Да исполнится слово Писания: "Пусть восхвалят Бога все народы!"
То есть, пусть каждый народ молится Богу на своем родном языке".
Летом 863 г.
Константин и Мефодий после длительного и трудного путешествия прибыли наконец в гостеприимную столицу Моравии Велеград.
Пригласивший их
князь Ростислав, согласно всем дошедшим до нас источникам, был любимый народом,
осторожный, мудрый, но в то же время отважный и смелый правитель. Всю жизнь он
боролся с немцами за независимость
своей сравнительно небольшой и неокрепшей страны.
Ростислав принял
посланцев дружественной Византии, привезших славянскую азбуку и книги, с радостью и
почетом. Восторженно встретил их, по рассказам "Житий", и моравский
народ.
Сразу по прибытии в
Велеград Константин и Мефодий
повели большую многообразную
работу. На богослужениях в самом Велеграде
и в моравских деревнях они читали
по-славянски Евангелие и другие переведенные ими книги. И народ с радостным изумлением внимал родным славянским
словам, впервые прозвучавшим в моравских церквах. С помощью Ростислава братья избрали себе учеников и усердно
обучали их славянской азбуке и
церковным службам на славянском языке. А в свободное от занятий время продолжали переводить на славянский язык
привезенные греческие книги. Так, с
самого приезда в Моравию Константин и Мефодий делали все возможное для скорейшего распространения в
стране славянской письменности и
культуры.
Прошло около
полутора лет, и грозовые тучи нависли над Моравией. В конце августа 864 г.
король Людовик Немецкий, в союзе с болгарами, перешел с большим войском Дунай и
осадил в крепости Довина князя Ростислава. Не имея
достаточных сил для сопротивления объединенным немецким и болгарским войскам, в
этой борьбе Ростислав погиб, вероломно преданный племянником Святополком.
Эти события сразу
усилили позиции немецкого духовенства в Моравии. На пути распространения славянского
обряда в Моравии возникли, казалось бы, почти непреодолимые препятствия. Константину и Мефодию оставался
только один выход – искать разрешения созданных немцами затруднений в Византии или Риме.
Константин и Мефодий избрали Рим. Почему Рим? Нам представляется, что ответ
возможен только один: найденные Константином и увезенные им из Херсонеса
останки Климента. Не случайно Константин не отдал эти
останки
митрополиту Херсонеса, не поместил их в какой-либо из византийских или моравских
церквей. Не случайно, никогда не расставаясь с ними, он повсюду возил с собой
эти почерневшие кости: из Херсонеса в Византию, из Византии в Моравию и,
наконец, в Рим.
Тонкий дипломат,
Константин предвидел, какую большую роль смогут сыграть эти останки в его судьбе.
В течение многих
веков римские папы усердно собирали мощи священных останков.
Поэтому Константин мог не только
надеяться, но даже мог быть уверенным, что
за такую ценную реликвию, как останки Климента, папа
пойдет на большие уступки, вплоть до разрешения богослужения и книг на славянском
языке. Эти надежды Константина полностью оправдались.
В Риме Константин
заболел, принял монашество и имя Кирилл. Когда он скончался, ему было сорок два года.
И папа Адриан приказал всем грекам, которые были в
Риме, и всем римлянам петь над ним со свечами, и такие похороны
сделать ему, как делают папе. Кирилла хотели похоронить в соборе Святого
апостола Петра, но брат его Мефодий уговорил положить
гроб в церкви Святого Климента. "И положили его с правой стороны от алтаря, написали икону его и стали жечь лампаду
день и ночь, и стали происходить
чудеса на его могиле", – рассказывается в Житии.
(Далее…)