ПАВЛОВА Настя, 2 класс, МОУ СОШ с. Пушанина,
Белинского
района,
Пензенской области
Кто
они, люди, создавшие славянскую азбуку?
Когда я была
маленькой, я и не задумывалась над тем, почему та или иная буква так пишется.
Мне казалось, что по-другому и не может быть. О Кирилле и Мефодии
я впервые услышала в первом классе, когда мы с нашей учительницей Шебуровой Т. Н. посетили часовню Николая Чудотворца, которая
находится в деревне Березенки Белинского района. Служители храма
рассказали нам о братьях.
Именно Кирилла и
Мефодия считают создателями азбуки для наших предков. Они сумели звуки слов отразить
в определённых
буквах. Эту азбуку в честь одного из братьев назвали кириллицей.
С распространением
письменности на Руси начали записывать проходившие события по годам от лета до лета.
Так появились
летописи. По ним учёным-историкам стало намного легче изучать далёкое прошлое.
Часто летописи писали в монастырях монахи-летописцы. Монахи – люди, которые
решили посвятить себя служению Богу. Одним из видов такого служения считалось написание летописи.
В монастырской
келье узкой,
В четырёх глухих
стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал
монах.
Он писал зимой и
летом,
Озарённым тусклым
светом.
Он писал из года
в год
Про великий наш народ.
Писать летописи
доверяли наиболее грамотным, умудрённым опытом монахам.
Все книги в то время были рукописными.
Писали их не на бумаге, а на пергамене
особым образом обработанной коже животных.
Нам Татьяна Николаевна рассказывала, что писали не привычной для нас ручкой, а гусиным пером. Перья у
этой домашней птицы крепче,
чем, например, у лебедей или уток. Конец гусиного пера особым образом срезали и затачивали
специальным ножом. От способа заточки зависело, красиво напишешь или нет. Перо
очищали от жира, воткнув его в горячий песок или золу.
А ещё я знаю, что
не только на пергамене писали наши предки. Оказывается, был и более дешёвый
материал, который всегда имелся в лесах – это береста. Берёзовую кору
аккуратно срезали с деревьев, а потом держали над паром. На такой бересте
буквы выдавливали. Писалки – так называли костяную, или
металлическую или деревянную палочку, заострённую с одного конца. На другом конце «писала» была
лопаточка, ею подчищали, исправляли неверно написанное. На бересте писали письма,
записки, ученики выполняли задания учителя. Я видела в музее берестяные грамоты,
очень удивилась,
я бы не смогла написать на бересте.
Спасибо Кириллу и
Мефодию за то, что они создали азбуку. Я учусь во втором классе и могу прочитать много
интересных книг, узнать историю нашей Родины.