Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

КРАМИНА Ирина, ученица 7А класса МОУСОШ с.Вадинск 05.05.24
Сейчас мы пишем на бумаге, и книги у нас печатаются на бумаге

Сейчас мы пишем на бумаге, и книги у нас печатаются на бумаге. А в древности бумаги не было, и чтобы передать свои мысли другим людям, наши предки использовали пергамент и бересту. На листах пергамента писали от руки гусиным пером. Чернила делали из сажи и чернильных орешков, а гусиное перо перед письмом особым острым ножиком заостряли и расщепляли на конце. Гусиными перьями люди пользовались не одно столетие. Даже в XIX веке А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов писали свои произведения гусиными перьями.

Первые книги старались сделать красивыми. Весь текст писали черными чернилами, а первую большую букву текста изображали красной краской. Она делалась в два-три раза больше остальных букв и часто украшалась изображениями цветов или зверей. Такая заглавная буква называлась буквица. А по ее окраске и сама строка получила название красная строка.

Страницы книг украшались красочными рисунками. Заканчивалась каждая глава рисунком в рамке, как и заставка. Закончив писать книгу, ее страницы складывали вместе, пришивали кожаным шнурком и затем заключали в переплет.

Древние книги стояли очень дорого. Так, старинная книга Мстиславово евангелие, которая ныне хранится в Историческом музее, стоила в те далекие времена дороже двухэтажного дома. Книга считалась семейным сокровищем и передавалась от отца к сыну. В случае пожара наши предки выносили из горящего дома детей, иконы и книги.

Через двести лет после принятия христианства Русь уже имела богатую и разнообразную письменную литературу. Это были первые исторические сочинения – летописи. По каждому году велись записи о событиях в стране, о том, кто и где построил новый город, кто в нем княжил, с кем воевал, удачно ли. Имелись сведения о солнечных затмениях, наводнениях, землетрясениях, пожарах, эпидемиях чумы, холеры, о голоде. До нас дошла такая летопись, написанная монахом Киево-Печерской лавры Нестором, называется она «Повесть временных лет». Это первая история нашей страны была написана от руки, писал ее монах Нестор в течение многих лет.

Так же создавались книги о путешествиях («Хождения игумена Даниила в святую землю»), писали жизнеописания святых («Жития Бориса и Глеба», «Житие Александра Невского»). Писали и воинские повести — «Слово о полку Игореве».

Сейчас тысячи и тысячи рукописных книг хранятся в наших библиотеках и архивах, сотни берестяных грамот найдены в Новгороде – грамот, принадлежащих ремесленникам, крестьянам, как простым людям, так и людям высокого социального положения. Все новые и новые центры книжной культуры обнаруживаются в монастырях Древней Руси... Все это свидетельствует о высокой письменной культуре наших предков. Именно их грамотность позволяет сегодня нам понять высокую культуру слова в русском фольклоре, высокие эстетические достоинства народного зодчества, высокие моральные качества русского человека.

И следует помнить, что основу всему заложили первоучители славянские – Кирилл и Мефодий. Их заслуга состоит в том, что со временем древнейшим литературным славянским языком стал старославянский, оказав большое воздействие на русский литературный язык. А ведь язык – главное богатство каждой нации. Язык дороже всех природных недр. Достаточно вспомнить, что написано в Евангелие от Иоанна: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», – и становится ясно, насколько высоко ставится слово. И как бережно надо относиться к слову.

Древнейшие церковные службы святым Кириллу и Мефодию относятся к ХIII столетию. Это и есть значение их подвига, которое хорошо понимали еще в древности, причисляя братьев к лику святых.

Русская Православная церковь установила торжественную память святым в 1863 году, в день 24 мая по новому стилю. В России было создано Кирилло-Мефодиевское общество. Его деятельность ныне продолжается Международным фондом славянской письменности и культуры. Ко дню святых братьев в школах пишутся сочинения о русской истории, культуре. Выступают фольклорные ансамбли, мастера народных промыслов показывают свои изделия, открываются выставки народного костюма, художники представляют свои работы. Словом, все оживляется под воздействием Слова, о котором и идет речь.

Причем святые Кирилл и Мефодий – не просто святые, а равноапостольные. Вот как высоко оценила их подвиг Православная церковь.

Прислушаемся к мерной поступи славянской речи, попробуем понять церковнославянский текст, говорящий о значении солунских братьев: «Ими бо начася на среднем нам языце словенском Литургия Божественная и все церковное служение совершатся, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущия в жизнь вечную».

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг