БУЛГАКОВА Ольга, ученица 9 класса, МОУСОШ п.Мичуринский, Пензенский
район
Сочинение, посвященное
святым Кириллу и Мефодию
ПОХВАЛА СОЗДАТЕЛЯМ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
Трудно писать о том, о чем многого не
знаю. Не знаю так, как знали люди того времени.
Ведь нас учили письменности по-другому. И язык наш не такой, как прежде. А тот – язык наших предков –
нам непонятен, неведом.
Говорят, свершилась
много веков назад благодать, и в ней – Свет, Вера, в ней – наша Родина.
Смотрю на икону
Кирилла и Мефодия. Два лика – два брата. Один – в белых одеждах, другой – во всём черном. Это русские
святые, которым поклоняются. Славу воздают за то, что научили славян письму,
грамоте. Отсюда пошла по Руси культура.
Не знаю я церковных служб
и обрядов. Немного знаю молитв. Но как радостно осознавать, что это мое родное,
светлое и теплое, что это спасение моего народа. И пока жива славянская
письменность, жить будет русская
речь, свободным будет язык.
Не чужой язык
славянский! Славяне: русские, украинцы, белорусы – родственники по языку.
Моравские братья пришли на Русь из
Константинополя, столицы Византии,
государства великого, по зову киевского князя в самую страшную годину. Монголо - татары ещё не смирились. Долго шли ученые монахи.
Опасность подстерегала их на каждом шагу. Но было дано слово – научить славян
их же грамоте, только письменной.
По имени одного из
братьев – Кирилла – получила азбука русская название кириллица. Велик был труд создания письма. Тогда на
латинице велись церковные службы. Греческую грамоту знали немногие монахи.
Подвигом надо назвать дело составления азбуки.
А как трудно было
нашим ровесникам в то время учиться. Недаром пословица помнится: «Азбуку учат – на всю избу кричат». А в
учебнике истории написано, что матери
отдавали своих детей в учение со слезами. Это сколько же терпения надо иметь, чтобы слово прочитать! Мы – м, аз – а, мы – м,
аз – а. Получилось – «мама». А еще были буквы: веди, глаголь, добро, земля.
Поражаешься мысли
создателей кириллицы. Даже не мысли, а чего-то выше мысли. Я уверена, братья не
могли не быть монахами потому, что от бога дано им было – создать азбуку. От
азбуки и письменность пришла к людям. Очень непросто писать кириллицей. Буквы
торжественные, строгие, с завитками, на ставенки сказочные, резные похожи. Вот уж поистине: «Поспешишь
– людей насмешишь». Нам, современным ученикам, с такой грамотой и не справиться.
Только сказки такими буквами писать. Создание славянской письменности – чудо,
но не сказка. Благодарный
русский народ назвал братьев Кирилла и Мефодия своими святыми. По подвигу и
награда.
История рассказывает,
что братья разошлись по разным дорогам. Один ушел в Болгарию и там продолжил труд.
Другой, Константин (он же Кирилл),
служил в церкви. Много веков миновало, но до сих пор жива кириллица. И читают,
поют на ней в церкви божьей во время служб.
Как жалко, что мы не
понимаем старых русских речей, слов не знаем. Называют нас, крещеных детей,
православными христианами. При нашем крещении священники читали на кириллице –
по-славянски.
Как бы хотелось хоть
немного знать из того, что незнакомо, неведомо, но такое родное и близкое.
Я думаю, что нельзя
быть грамотным человеком без знания истории своего народа. Но чтобы стать
высокообразованным человеком, надо знать всеобщую историю. Тогда можно понять, что все
люди на земле связаны родственными узами. С какими-то народами мы роднее, с
другими состоим
в дальнем родстве. Об этом говорят нам письмена.
Может, люди потому воюют друг с другом,
что они не знают письменности? Не могут
заключить письменный договор, в котором все было бы принято и понятно всем написано? Значит, правильное писание не всем по силам? Значит, надо письменность знать,
беречь, уважать, чтить. Письма не
нарушать.
Во имя блага
человека свершили подвиг братья Кирилл и Мефодий. Так будем же
благодарными потомками! Будем беречь свою речь, и прославлять великое
чудо – письменность.
Чудо, свершившееся
много веков назад, должно для нас стать святым.