В школе Иоанн не учился, но, будучи просвещен свыше, хорошо знал клиросное пение, алтарничал и был
псаломщиком в церкви. В церковь он приходил первым, а уходил последним.
Печалуясь о каждом человеке, он часто обращался к людям: «Что ты не ходишь в церковь?
Матерь Божия накажет. Здесь и Киев, и Иерусалим», –
так говорил он о церкви Соловцовской.
Служа в
церкви, Иоанн сапожничал, вязал пуховые платки. Господь дал ему дар исцеления зубных
болезней – люди к нему обращались. Даже животных лечил блаженный – по слову Премудрого: «Праведный печется и о жизни скота» (Притч.12,10). За
труд свой он никогда ничего не брал. В армию его не брали. Родственники
рассказывали, что Иван Васильевич воспитывал сироту-сапожника, вместе с ним
сапоги шил и похоронил его 18-летним.
Однажды,
лет четырнадцати отроду, пришел Иоанн помолиться в Кочетовку
Каменского уезда, где жил старец Иоанн Кочетовский – блаженный Ванюша. Подошел блаженный
к Иоанну, положил свою руку ему на плечо и, улыбаясь, протянул: «Ты будешь выше
меня. К тебе будет слетаться народ, как птицы с небес».
Действительно,
народ Божий всегда стекался к Иоанну, ища духовного совета и руководства, ибо: «Стезя праведных – как светило лучезарное» (Притч.4,18), и – «Праведник указывает ближнему своему путь»
(Притч.12,26). Видя благочестивую жизнь праведника земли Сурской, священномученик Иоанн (Поммер), в 1920 году, будучи тогда
архиепископом Пензенским, рукоположил Иоанна в сан диакона.
Всю
жизнь свою святой праведный Иоанн был печальником о народе Божием
и молитвенником о нем пред Богом. С 1917 года, с самого начала гонений на
Церковь Православную и народ, когда нечестивцы «проливали кровь праведников» (Плач.4,13), все скорби и печали
лютого времени люди Божии приносили к праведному Иоанну, который это бремя с любовью и терпением нес до
конца жизни. Поэтому богоборческая власть всегда преследовала праведника.
В 1932
году, после убиения в Пензе многих православных христиан, было заведено первое
дело и на Ивана Васильевича Калинина. Старец проживал тогда в деревне Елизаветино и служил диаконом в церкви села Надеждино Телегинского района. Арестован он был «за проведение антисоветской религиозной пропаганды» и решением «тройки»
определен был к высылке сроком на три года. В конце 1933 – начале 1934 года он
проходил по новому делу, как «один из руководителей контрреволюционного обра- зования церковников», но: «Господь любит праведных» (Пс.145,8), и «От Господа спасение праведникам»
(Пс.36,39) – следственное дело было прекращено. (Далее…)