Если же ты выйдешь
из дома на торжище без этого оружия, то легко будешь
уловляем всеми врагами. Оттого многое и в общественных, и в частных делах идет у нас не по
нашему желанию, что мы не о духовном наперед заботимся,
а потом о житейском, но извратили порядок. От этого и правильный ход дел извратился и все у нас исполнилось великого смятения. (Свт. Иоанн Златоуст)
Если, пришедши в
дом царя, ты был бы в опасении и заботе, чтобы не сделать чего-либо
несообразного с достоинством места, то с каким благоговением должен ты входить в дом
Царя Небесного! Если со страхом находился бы ты в доме царя, хотя он тебя и
не видит, хотя, может быть, нет его и дома, то с каким страхом должен ты
предстоять в доме Божием, где Вездесущий всегда
присутствует, где Всевидящий непрестанно тебя видит. (Филарет,
митрополит Московский)
Иной, стоя в храме,
вместо спасительного собеседования с Богом празднословит с человеком.
Представь, что
кто-нибудь, предстоя царю и беседуя с ним, по зову подобного ему раба,
оставляет царя и начинает беседовать с рабом: таков и тот, кто разговаривает и
предается рассеянию во время богослужения. (Св. Ефрем Сирин)
Кто проводит время бдения в
пустословиях, тот лучше бы сделал, если бы
провел его во сне. (Авва Исайя) Можно
и в храм внести свой дом, то есть мысли о житейских заботах; можно и в дом внести храм, то есть воспоминание о священных песнопениях и назидательном чтении (Иаков, архиеп. Нижегородский).
(Далее…)