6. Заповедь Божия
В Ветхом Завете
сказано: «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20,8). Для этого Бог
повелел Моисею
устроить Скинию Завета, которая стала центром богослужения. Подробно определил все,
что относилось к обязанностям священства и принесению жертв.
Двенадцатилетнего
Отрока Иисуса нашли в храме, Он и после постоянно ходил в синагоги, в храм Соломона. «И вошел, по
обыкновению Своему, в день субботний в синагогу»
(Лк. 4,16). Апостолы вместе с верующими тоже ходили в храмы и совершали Литургию
в домах христиан. «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и
в молитвах» (Деян.2,42). И там же: «И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя
по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян.2,46).
Мученик Иустин Философ сообщает, что первые христиане собирались
на богослужение каждое воскресенье. "Бывает у нас собрание, когда все,
живущие по
городам и селам, собираются в одном месте и читают Писания пророков.
Когда чтец закончит, предстоятель
словом
наставляет и увещевает всех подражать услышанному. Потом все вместе встаем и
воссылаем молитвы.
Когда же окончим
молитву, приносится хлеб, вино и вода, и предстоятель
также, насколько у него хватает сил, воссылает молитвы и благодарения. И народ выражает свое согласие словом «аминь». И бывает раздаяние каждому и приобщение Даров, над Которыми совершено благодарение. А тем, кого не было, они посылаются через дьяконов".
Тех, кто нарушал
четвертую заповедь и не приходил в храм три воскресенья подряд, ждала строгая епитимья — отлучение
от Церкви! «Если кто-нибудь, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, в три
воскресные дня на протяжении трех седмиц не придет в
церковное собрание, то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от
общения» (80-е правило Шестого Вселенского Собора).
Да и как возможно не соблюдать заповедь, данную Самим
Богом. (Далее…)