Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Ф О Т О Г А Л Е Р Е Я «ХХ ВЕК» 21.11.24
«За что ж они ее так, Россию-то

«За что ж они ее так, Россию-то?» – писал в эмиграции, кажется, Георгий Иванов.

Вот, пожалуй, основное чувство после просмотра фотогалереи Александра Послушника «ХХ век». Больно, жалко, страшно.

Я знакомился с ней, к сожалению, только на сайте – т.е. не имел возможности видеть все снимки сразу, в должном формате.  Думаю, на выставке фотографии «кричали» еще сильнее. И, тем не менее, даже так – впечатление потрясающее.

Как и на любой фотовыставке, сначала обращаешь внимание просто на техническое мастерство фотографа; просто на удачное найденную точку съемки, ракурс, освещение. Но главное дальше. Дальше надо всматриваться и думать. И хочется – скорее молчать, чем что-то говорить.

Как ни странно, вот эти руины, «истерзанные стены», – все равно прекрасны. Взять хотя бы фотографии №3 (Архангельск), или №38 (Стяжкино), или №49 (Порошино). Еще можно составить себе представление об очертаниях храма, о его архитектуре, о его былой величественности. И, конечно, очень важно все это запечатлеть, чтобы осталось хотя бы на фотографиях.

По-настоящему страшно становится от кадров, снятых внутри церквей. Будь то «Утро после шабаша» (№10), или «Кара небесная» (№22), или «Мерзость запустения» (№26), или «Распятие распятия», можно перечислять дальше, но лучше просто смотреть. Когда на снимке еще есть фрески, колонны, решетки, следы былого, – есть, на чем остановиться глазу, – то можно попытаться забыть о теперешнем состоянии, и «вернуться в красивые уюты». Но когда видишь только жуткие свидетельства поругания и запустения – утешиться, что когда-то и это было красотой, уже нельзя. «Уюта – нет. Покоя – нет». 

«За что ж они ее так, Россию-то?»

Жизнеутверждающие фотографии есть: все-таки в конце ХХ века Церковь начала возрождаться. Есть «Русская Мадонна» (№42), «Неистовый» (№29), да и другие снимки прихожан и «живых» храмов. Душа недолго отдыхает на этих снимках. Но они не могут перевесить впечатления от поруганных стен, оскверненного алтаря и провалившегося склепа. Так же, как возрождение Церкви в 90-х годах не может заставить забыть гонения в 20-х – 70-х.

Светлые впечатления только от той красоты, которая видна в храмах, в природе и после всего того, что с ними было. Остается ли банальное утешение, что Россия возрождается, со временем храмы будут восстановлены, и т.д.? Не знаю. Можно ли утешаться тем, что когда-нибудь будут восстановлены храмы (часто уже не подлежащие восстановлению) – в селах вымирающих (часто уже вымерших)? Можно только поставить у руин крест, как на могиле (№2, Оленевка). И можно запечатлеть то, что сохранилось. В этом еще одна задача этих кадров: сохранить для потомков если не сами храмы – то хотя бы их облик. Эта задача, историческая, не менее важна, чем художественная и общественная. И она тоже выполнена.

Наверное, через несколько десятилетий – когда останутся от храмов только фотографии – люди будут так же смотреть на них, и недоумевать:

«За что ж они ее так, Россию-то?»

Евгений БЕЛОХВОСТИКОВ,

краевед и музыкант

 

 

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг