1. ЛУНИНСКИЙ РАЙОН (КАРТА)
р.ц. Лунино – Сергиевский
молитвенный дом
с. Болотниково – Покровский храм
с. Большое Левино –
Михайло-Архангельский храм
с. Большой
Вьяс – Владимирский храм
–
часовня на Монастырском роднике
– Космодамиановский храм
с. Иванырс – Покровский храм
с. Лесной Вьяс
– Димитриевский храм
– часовня
с. Мерлинка – Казанский храм
с. Назарьевка – Храм Троицы Живоначальной
с. Новая Кутля – Никольский храм
с. Симбухово (София) – Введенский храм
с. Старая Кутля – Никольский храм
с. Старая
Степановка – Вознесенский храм
с.
Суворово – Храм во имя Владимирской иконы Божией Матери
с. Шукша – Михайло-Архангельский храм
2. ЛУНИНСКИЙ РАЙОН
Историческая справка:
Адамовка (Городищенского у.).
24
июня 1880 г.
был утвержден проект на постройку деревянной часовни в ознаменование 25-летия царствования
государя императора Александра II. Была приписана к с. Усть-Вазеркам
Мокшанского у., расположенных в 13 в. за Сурой.
(6-5376-100)
Александрия (Саранского
у.). Храм-школа.
в д. Александрии, входящей в приход
Знаменской церкви с. Напольного Вьяса, построен из старого деревянного
храма этого села согласно резолюции Его Преосвященства от 25 марта 1896 г. и освящен 16 февраля
1897 г.
во имя свт. и чуд. Николая, строился на средства Св.Синода (300 р.) и на
пожертвования прихожан и благотворителей. В 1900 г. внутри оштукатурен и
снаружи обшит тесом и выкрашен в белый цвет. В 1913 г. начата постройка
колокольни, оконченная в 1915
г. В церкви-школе совершались богослужения иеромонахами Вьясского мужского монастыря в третий воскресный день и в
двунадесятые праздники.
(ПЕ-263;
182-2702-523 об., 524)
Анучино (Онучино, Богородское Мокшанского у.). Храм
во имя Казанской иконы Божией Матери, деревянный, однопрестольный.
Деревянная
Казанская церковь с приделами св. сщмч. Автонома, еп. Италийского, и свв. 9-ти мученик иже в Кизице
построена и освящена в 1761 (1742*; 1767**) г.
В 1860
г. тщанием помещика Арапова (Араповых) вместо нее была сооружена новая деревянная на
каменном фундаменте однопрестольная Казанская
церковь, освященная в 1863 г.
при Евфимии Васильевиче Полидорове,
рукоположенном во священника на настоящее место в 1861 г. Колокольня
отремонтирована в 1901 г.,
в том же году церковь стала теплой. 28 февраля 1904 г. был утвержден проект
на постройку каменной церкви в имении кн. Меликовой.В
1903 г.
священнику Александру Тархову была объявлена признательность епархиального
начальства за убеждение княгини Натальи Меликовой и прихожан к пожертвованию
соответственно 1100 руб. и 219 руб. на перестройку колокольни и ремонт храма, а
также за труды по строительству. Церковный староста крестьянин Прокопий Ефремов пожертвовал 60 руб. на ремонт церковной
ограды.
Приписная
часовня во имя св. вмч. Ирины на усадьбе Анненковой.
(ПЕ-171;
ПЕВ-1903-№22 оф.-177; 1912-№3 оф.-67–68; 6-7522-26–26 об.; 182-628-43*; 933-128
об.; 1457-231**; 1964-215 об.**; 2011-273; 2079-240, 241 об.; 2569-294;
2699-332)
Белый Ключ (Рождественское
Саранского у.). Храм Рождества Христова, деревянный, однопрестольный.
До
церкви здесь, по-видимому, стояла часовня. В январе 1709 г. к новопостроенной церкви Рождества Христова в имении графа
Гавриила Ивановича Головкина, сельце Белом Ключе, была положена дань с дворов:
попова, дьячкова и просвирницына.
При церкви находился поп Михаил Харитонов, которому 17 января того же года был
выдан антиминс на освящение церкви.
Построен
в 1876 г.
В 1910 г.
прихожанам было преподано благословение Св. Синода за пожертвование 1500 руб.
на сооружение церковной ограды и замену разбитого колокола. Сгорел в 1920 г.
(ПЕ-265;
ПЕВ-1910-№18 оф.-526; Холмогоровы, 270–277; 182-2702-479)
Болотниково
(Покровское Мокшанского у.). Храм Покрова
Пресвятой Богородицы, каменный, с приделом (ами?) во
имя свт. и чуд. Николая и св. мц. царицы Александры.
Деревянная
Покровская церковь была построена в 1740 (1747**; 1752*) г. и освящена в 1750 г. тщанием подпоручика
Якова Зиновьева, в 1825 г.
перекрыта. В 1841 г.
устроены приделы: слева, усердием коллежского регистратора Дмитрия Михайловича
Зиновьева, – во имя Михаила Архангела, освященный 20 ноября 1841 г., справа, усердием Владимира
Степановича Муханова, – во имя св. царицы Александры,
освященный 27 октября 1846 г.
Распространение храма велось при Иакове Петрове, рукоположенном во священники к
сей церкви в 1831 г.
За свое усердное попечение о храме он был удостоен в 1838 г. архипастырского
благословения, в 1842 г.
награжден скуфьей, а в 1842 г.
получил благословение Св. Синода.
Каменный Покровский храм строился с 1886 (1866***) по 1900 г. Проект на постройку
новой каменной церкви был утвержден 8 марта 1885 г. Правый престол в трапезной
церкви во имя свт. и чуд. Николая и св. мц. царицы
Александры освящен 1 октября 1900
г., в настоящей церкви – 2 октября 1908 г. Сооружение храма
велось при священнике Алексее Иоанновиче
Быстрове. В 1891 г. он удостоился благословения Св. Синода,
в 1894 г.
награжден камилавкой, в 1899
г. наперсным крестом. В 1912 г. коллежский асессор
Иван Безсчетов и священник Алексей Быстров пожертвовали на Голгофу соответственно 40 и 95 руб.
Неподалеку
от первой находилась деревянная Михайло-Архангельская церковь, построенная в 1752 г. и освященная в 1774 г.
(ПЕ-174;
6-5821-15–15 об.; 182-628-68*; 739а-209 об.*; 933-240 об.; 1037-175 об.;
1336-170**; 1457-275**; 1638-117, 118 об.; 1661-285, 286 об.; 1697-224;
1937-236; 2520-404, 405 об.; 2558-394***; 2618-438; 2699-404; 2704-118)
Большое Левино (Левино Мокшанского у.). Храм во имя Архистратига Михаила,
каменный, однопрестольный.
Первоначально
в селе существовала церковь Николая Чудотворца. 15 февраля 1701 г. была наложена дань
на попа с причетниками новопостроенной церкви
Архангела Михаила в имении Петра Андреевича Левина и 16 апреля выдан антиминс
на ее освящение. Священником ее в это время служил Петр Иванов. От новой церкви
село получило второе название – Архангельское. В 1717 г. оно было сожжено
кубанскими татарами, в том числе и Николаевская церковь. 18 марта 1724 г. был дан указ о
возведении близ Архангельской церкви на прежнем месте теплой деревянной церкви
Николая Чудотворца. 28 марта 1724
г. во диакона в с. Левино был рукоположен Василий
Никифоров, постриженный в 1734
г. в монаха Нижнеломовского Богородицкого Казанского
мужского монастыря с наречением ему имени Варлаама. В
1724 г.
село Левино перешло по духовному
завещанию к дочери П. А. Левина Прасковье, вышедшей затем замуж за Василия
Степановича Киреева (Киреевскогоко ?). В 1743 г. она продала имение
двоюродному племяннику Федору Ивановичу Левину.
Время
построения и освящения каменной Архангельской церкви, имевшей придел во имя
свт. и чуд. Николая, по разным источникам разноречивое: построен и освящен в 1769 г. или 1771 г.*; построен в 1770 и
освящен в 1771 г.**
Построен в 1767 (1765****; 1769***; 1770*****) г. и
освящен 11 июня 1769 г.
(в 1771 г.*****)
тщанием помещика Федора Ивановича Левина, колокольня сооружена (возобновлена) в
1897 г.
С 1854 г.
приписан к Покровской церкви с.Юдина, расположенного в 4 в. служение в ней
производилось через два воскресенья на третий, но после запечатывания церкви в
с. Юдино стало чаще.
(ПЕ-182***; Холмогоровы, 217–224;182-182-628-29****;
661-109*****; 933-170 об.; 1567-168*; 1638-186**; 1739а-217 об.; 1937-155 об.,
156; 2520-375; 2699-680; 2704-103)
Большой Вьяс (Козьмодемьянское Саранского у.). Храм во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана с приделом в трапезной
в честь св. равноапостольного князя Владимира, каменный (раньше по левую
сторону был престол во имя св. мч. Софии).
Имеются
сведения, что в Авьяской (Овьяской)
слободе, как назывался раньше Большой Вьяс, до церкви стояла часовня, которая
упоминается в 1677 г.
В 1685 г.
уже говорится о деревянной церкви во имя Николая Чудотворца с приделом Космы и
Дамиана. 6 ноября 7201 (1692) г. село с
крестьянами и угодьями было пожаловано постельничему Гавриилу Ивановичу
Головкину. В 1693 г.
в церкви служили священники Федор Дмитриев и Тихон Саввин.
28 ноября 7206 (1697) г. были выданы два антиминса для освящения церкви Николая
Чудотворца и придела Космы и Дамиана ее попу Иоанну. 2 ноября 1722 г. запечатан указ о строительстве
вместо ветхого храма на том же самом месте деревянной церкви во имя Рождества
Богородицы с теплым приделом Николая Чудотворца.
Построен
в 1830 г.
тщанием помещицы графини Лаваль. В нач. XVIII в. в селе было два храма – Космодамиановский
и Рождества Пресвятой Богородицы. Первый сгорел 7 ноября 1815 г. и на его месте
поставили часовню. Второй храм по ветхости был в 1807 г. закрыт для
богослужения, но после того, как Космодамиановская
церковь сгорела, в нем возобновилась служба и продолжалась до 1830 г., до постройки нового
храма, который 1 ноября 1830
г. был освящен. Два придела устраивались в 1857 г. на средства графа
Александра Михайловича Борха и его супруги. В 1866 г. священнику Стефану Старосивильскому было объявлено архипастырское благословение
за попечение о церкви.
(ПЕ-263;
ПЕВ-1866-№20 оф.-297; Холмогоровы, 19–22; 2702-470)
Гольцовка
(Никольское Мокшанского у.). Храм во имя свт. и
чуд. Николая, деревянный, однопрестольный.
В
7193 (1685) г. здесь получили земли Ермолай
Михайлович Гольцов, Никита Дмитриевич и Марк Борисович Микулины, которые
перевели сюда своих крестьян, устроили усадьбы и построили церковь Николая
Чудотворца. 4 января 1704 г.
была положена дань на попа с причетниками новопостроенной
церкви во имя Николая Чудотворца. 5 января 1706 г. выдан антиминс на ее
освящение. В священники к ней был определен Иван Сидоров. В 1717 г. кроме него при
церкви находились пономарь Марк Сидоров и просвирня. В 1717 г. церковь,
по-видимому, была сожжена кубанцами, так как 7 июня 1722 г. был вновь выдан указ
на строительство “вместо сгорелой церкви близ старого
погосту” новой церкви во имя Николая Чудотворца. Село имело несколько названий:
Гольцовка, Микулино и церковное – Никольское.
Раньше
в селе было две деревянных церкви: Успенская, построенная и освященная в 1746 г. (в клировой ведомости за 1821 г. ошибочно написано – 1846 г.), в которой с 1820 г. по ветхости
богослужений не совершалось; и Николаевская, без колокольни, построенная (в
1781***, 1796*****) и освященная в 1782 (1796* или 1797**) г.
В
июне 1895 г.
тщанием священника и прихожан начато сооружение нового деревянного на каменном
фундаменте храма с одним престолом во имя свт. и чуд. Николая, в память
спасения Николая II в бытность наследником цесаревичем в японском городе Отсу. Лес на строительство храма был отпущен бесплатно из Лунинско-Иванырсовской дачи. За лето 1895 г. храм был возведен
стенами и покрыт железом, летом следующего года стены его были снаружи обшиты
тесом, вставлены наружные рамы и покрашена крыша и лишь в 1898 г. он был “наружною
постройкой совсем закончен”. Летом 1900 г. установлен новый иконостас и железные
решетки на окна. 12 ноября 1901
г. храм освящен. В 1906 г. оштукатурен внутри,
обшит снаружи тесом и покрашен краской. В 1910–1911 (1912****) гг. храм был
обнесен железной на каменном фундаменте оградой. Работы велись при священнике
Николае Павловиче Протодиаконове, рукоположенном на
настоящее место в 1890 г.
после окончания ПДС. Успешное строительство храма было отмечено (?)
награждением его в 1894 г.
набедренником и в 1898 г.
скуфьей.
Проект новой церкви был утвержден 23 мая 1894 г. 12 ноября 1901 г. она была освящена.
Вокруг церкви – железная ограда на каменном фундаменте. Прихожане пожертвовали
1500 руб. на постройку дома для священника. За убеждение их к этому священнику
Иоанну Феодоровскому
и церковному старосте мещанину
Николаю Адрианову в 1910 г.
была объявлена признательность епархиального начальства.
(ПЕ-175;
ПЕВ-1902-№6-257; 1910-№19 оф.-546; Холмогоровы, 242–247; 6-6401-48–49 об.;
182-628-30; 933-206 об.; 1238-81*; 1336-210*; 1457-211**; 1661-105**; 1964-206
об.*****; 2445-356***, 357; 2461-284; 2494-385 ; 2520-386; 2558-377; 2590-431;
2635-308; 2652-532; 2665-374****; 2699-432)
Екатериновка. Храм
Часовня
на святом источнике.
Еланка (Елань Мокшанского у.). Храм кладбищенский во имя Целительницы
Божией Матери, деревянный, однопрестольный.
Построен
в 1875 г.
и освящен 25 июля того же года.
(ПЕ-179;
2704-124)
Иванырс
(Богородское Городищенского,
затем Мокшанского у.). 1) Храм Покрова
Пресвятой Богородицы, каменный, с недостроенной колокольней.
В
1780* (1784**, 1771***) г. была сооружена деревянная Покровская церковь. В 1854 г. вместо нее построена новая деревянная церковь.
Священником с 1853 г.
был перемещенный из с. Токмово Инсарского
у. Иоанн Васильевич Соловьев, получивший архипастырское благословение за
старания по постройке новой церкви. Настоящая ее была освящена 1 октября 1854 г., придел свт. и чуд.
Николая в трапезной – 23 ноября 1881
г. В 1894
г. при обозрении церквей епархии
преосвященный обратил внимание на его ветхость, малую вместимость и темноту и
благословил построить новый каменный храм. На его строительство крестьянам Иванырса была выдана ссуда в размере 4000 руб. Кроме того,
прихожане обязались ежегодно вносить на сооружение храма по 2000 руб.
собственных средств и бесплатно подвозить бутовый камень и различные материалы.
К началу строительства этих материалов было заготовлено на сумму свыше 5000
руб.
Каменный храм строился с 1901 по 1912 г. Проект на его постройку
был составлен гражданским инженером Васильевым и утвержден 18 апреля 1901 г.
Предполагалось устроить три престола. Главный, во имя Покрова Пресвятой
Богородицы, освящен 30 сентября 1912
г.; правый, во имя свт. Алексия, митрополита
Московского, – 2 октября 1914
г., левый (во имя свт. и чуд. Николая) к 1918 г. был ещё не освящен,
а колокольня – недостроена. Для новостроющегося
храма на обжиг кирпича генеральшей Юлией Августовной
Левиной было пожертвовано 900 возов дров общей стоимостью около 400 руб.
Священником с 1888 г.
состоял перемещенный из с. Трескино Мокшанского уезда священник Павел Федорович Тонитров. Он
был награжден: в 1888 г.
– скуфьей, в 1902 г.
– камилавкой, в 1909 г.
– орденом Св. Анны 3-й ст.
2) Храм единоверческий во
имя свт. и чуд. Николая, деревянный, однопрестольный.
Построен
на средства Св. Синода, купца Верещагина и графа Шувалова. Освящен 4 марта 1884 г. В 1894 г. подведен кирпичный
фундамент и церковь снаружи обшита тесом, в 1900 г. храм внутри
оштукатурен и покрашен.
В
1914 г.
к нему была приписана Сергиевская церковь в д.Чертеиме
Городищенского у. (ныне Лунинского р-на).
(ПЕ-175;
ПЕВ-1902-№7-309; №8-340; 182-737-85 об.**; 1277-231***; 1334-18*; 1437-93*;
1453-88*; 1504-87*; 1845-109, 110 об.; 2357-263; 2396-365; 2434-416; 2520-414
об.; 2665-381, 383 об.; 2699-441; 2704-193)
Казачья Пелетьма
(Рождественское Мокшанского у.). 1) Храм
Рождества Христова, деревянный, однопрестольный.
В 7195 (1687) г. в казачьей Пелетминской
слободе, заселенной служилыми людьми при сооружении Пензенской оборонительной
черты, проживало 50 казаков; при церкви Рождества Христова находились дворы
попа, пономаря и дьячка. В 7205 (1697) г. часть казаков была переведена в Азов,
а их земли отданы в поместье князю Петру Алексеевичу Голицыну, скончавшемуся в 1721 г. По определению
Вотчинной коллегии от 18 сентября 1723 г. четвертая часть имения в с. Рождественном, Казачья Пелетма тож, перешла к его вдове княгине Елизавете Ивановне,
урожденной Мусиной-Пушкиной, а три четверти – к среднему сыну князю Николаю
Петровичу Голицыну. Последний заложил в 1735 г. доставшееся ему имение Василию Ивановичу Стрешневу, которому
оно вскоре и досталось. В 1742
г. новый владелец продал имение Автамону
Петровичу Вельяминову-Зернову, а тот в 1749 г. – графу Петру Ивановичу Шувалову.
Деревянный
Христорождественский храм был построен и освящен
тщанием гр. Шувалова (Шуваловых) в 1760 или в 1759* г. Его придел во имя
свт. и чуд. Николая был освящен 19 сентября 1839 г. Церковь обновлена и
вновь освящена в 1865 (1856**) г. С 1856 г. священником сего храма был Николай
Андреевич Крестогорский, перемещенный на настоящее
место из с. Трофимовщины Саранского уезда. В 1863 г. он удостоился
архипастырского благословения за убеждение прихожан к обновлению храма, а в 1865 г. награжден
набедренником за попечение о храме.
18
августа 1897 г.
был утвержден проект на постройку нового деревянного храма в честь Рождества
Христова, который был построен на средства прихожан и попечителя храма князя
Михаила Андреевича Воронцова графа Шувалова и освящен 27 мая 1903 г. Иконы для его
трехъярусного иконостаса, стоившие 4535 руб.,
написаны в Петербурге художником Матвеевым также на средства попечителя
храма. Много икон и церковной утвари
были пожертвованы пензенским купцом Василием Ивановичем Кузьминым.
(ПЕ-178;
ПЕВ-1866-№5 оф.-78; 1904-№5-167; Холмогоровы, 59 об. –63; 6-6645-69–70 об.;
182-628-61*; 933-178 об.; 1037-207*; 1457-167; 1638-106; 1661-273; 2079-101, 102
об.; 2520-330** ; 2558-318; 2699-536)
2) Храм единоверческий
во имя свт. и чуд. Николая, деревянный, однопрестольный.
Построен
в 1883 (1884*) г. тщанием Св. Синода с помощью графа Шувалова и освящен 4 марта
1884 г.
Молитвенный дом старообрядцев в 1883
г. обращен в дом священника Ф. Кутлинского.
(ПЕ-178;
182-2704-108)
Кирилловка
(Мокшанского у.). Храм во имя Архистратига Михаила,
деревянный, с приделом во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
В 1674
г. было “отказано пензенцу Григорью Андрееву сыну Окулову и Кириллу Яковлеву с
товарищи порозжая земля в Пензенском уезде в урочищах
на речке Мордове, по обе стороны, по 40 четвертей в поле а в дву потому ж”. Помещик Кирилла Яковлев поселил здесь своих
крестьян, в результате чего образовался поселок, названный его именем. 18
февраля 1701 г.
была наложена дань на попа с причетниками новопостроенной
церкви Архангела Михаила, “которую построили пензенцы
Иван Кирилов сын да Степан Сергеев сын Яковлевы с товарищи”. 2 марта 1710 г. был выдан антиминс
священнику новопостроенной церкви Архангела Михаила
Василию Владимирову на ее освящение.
Предыдущий
деревянный храм во имя Архангела Михаила с приделом Покрова Пресвятой
Богородицы был построен в 1790
г. и освящен в 1795 г. при священнике Василии Васильеве,
скончавшемся в 1800 г.
После того, как он пришел в ветхость, вместо него с 1870 г. при священнике
Михаиле Гавриловиче Любимове, перемещенном к ней в 1865 г., начала строиться
новая деревянная церковь, которая закончена и освящена была в 1876 г. В 1912 г. на покупку
паникадила крестьнин Максим Князев пожертвовал 90
руб. и другие прихожане – 150 руб., на ремонт храма Семен Таланин
внес 100 руб., а саранская мещанка Анна Рязанцева пожертвовала священническое и
диаконское облачения стоимостью 85 руб.
(ПЕ-175;
ПЕВ-1912-№4 оф.-105–106; Холмогоровы, 225–229; 182-628-39; 1661-133;2155-296,
297 об.; 2293-286; 2699-450)
Лесной Вьяс (Воскресенское
Саранского у.). Храм в память Обновления храма Воскресения Христова
(Воскресения словущего) с приделом в трапезной во имя
св. вмч. Димитрия Солунского, деревянный.
В
7206 (1698) г. был выдан указ св. патриарха, по челобитью постельничьего
Гавриилы Ивановича Головкина, об освящении в его вотчине, селе Лесном Овьясе, новопостроенной церкви Воскресения
Христова, что поручалось сделать протопопу Спасского собора г. Пензы Федору. 14
февраля того же года был дан антиминс на освящение.
Построен
в 1764 (1664) г. 9 июня 1889
г. был утвержден проект, составленный епархиальным
архитектором Эренбергом, на перестройку деревянной
церкви, а именно: на сооружение вновь колокольни вместо накренившейся с
переборкой прилегающих к ней стен трапезной.
(ПЕ-263;
6-6055-68–69; 182-2702-514)
Липовка
(Архангельское Мокшанского у.). Храм во имя
Архистратига Михаила, каменный, с приделом во имя свт. Димитрия Ростовского.
Каменный
Архангельский храм с приделом Рождества Иоанна Предтечи построен в 1758 (1763*)
г. тщанием полковника Дмитрия Никифоровича (Никитича**) Чуфарова (Чуфаровского**) и прихожан и освящен в 1763 г. В 1822 г. во вновь сооруженный
придел храма из ветхой деревянной церкви был перенесен престол во имя свт. Димитрия Ростовского, который был
освящен в 1830 г.
На ремонт церкви в 1911 г.
Пензенско-Симбирским управлением государственных
имуществ бесплатно отпущен лес из Иванырсинской дачи Городищенского у.
(ПЕ-177;
ПЕВ-1911-№15-585; 182-628-27*; 739а-211 об.*; 933-232 об.; 1037-187 об.;
1336-166; 1661-277**; 2699-199)
Липяги (Пятницкое Мокшанского у.). 1)
Храм во имя св. мц. Параскевы,
каменный, с приделом в трапезной во имя свт. Димитрия Ростовского (справа).
В
1708 г.
при церкви находился поп Федор Александров.
Каменная
церковь в честь св. мч. Параскевы
с приделами во имя свт. и чуд. Николая и свт. Димитрия Ростовского была
построена и освящена в 1772 г.
тщанием помещика секунд-майора Михаила Ильича Мартынова. В 1909 г. трапезная сделана
теплой. В 1910 г.
за пожертвование в храм билета Пензенского городского общественного банка в 600
руб. крестьянину Сергею Киселеву было преподано благословение Св. Синода в
грамоте. В том же году прихожане пожертвовали 1050 руб. на ремонт причтовых
домов, за что священнику Василию Феодосиевскому была
объявлена признательность епархиального начальства.
2) Кладбищенская каменная
церковь Рождества Богородицы без колокольни.
Построена
в 1858 г.
тщанием подполковника Алексея Григорьевича Теплова и освящена 12 июля (19
июня*) того же года.
(ПЕ-170–171;
ПЕВ-1910-№6 оф.-156; №15 оф.-452; Холмогоровы, 165 об.; 182-933-124 об.;
1238-132; 1336-218; 2105-106; 2569-287*; 2699-320)
Ломовка
(Мокшанского у.). Храм во имя
Казанской иконы Божией Матери, каменный, с приделом во имя свт. и чуд.
Николая.
Построен в 1794 г. тщанием помещицы Аграфены Алексеевны*(Агриппины Ивановны**) Дурасовой.
В
1873 г.
прихожане пожертвовали в храм 151 руб. В 1912 г. крестьянин Иван Толстов пожертвовал в
храм Голгофу стоимостью 150 руб., крестьянин
Григорий Шокуров – 225 руб. на приобретение
церковной утвари.
Каменная
ограда. В церковной библиотеке 52 тома книг для чтения. Деревянная часовня
около церкви.
(ПЕ-177;
ПЕВ-1873-№7 оф.-148; 1912-№10 оф.-280–281; 182-628-51; 933-182 об.; 1336-128*;
1638-100**; 1336-128; 2699-496**, 497; 2704-152**)
Лунино
(Мокшанского у.). Храм Архистратига Михаила,
каменный, с приделами в честь Рождества Богородицы (справа) и во имя св. вмч. Георгия.
Предыдущий
деревянный Архангельский храм был построен в 1721 (1722*) г. и освящен в 1723 г. В 1833 (1834**) г.
он был внутри возобновлен.
Каменный
однопрестольный храм во имя Архистратига Михаила
построен в 1849 г.
при Иоанне Петровиче Покровском, рукоположенном во священники на настоящее
место в 1844 г.
За свои труды по благоустройству приходского храма получал архиерейские
благословения: в 1846 г.
– за покупку серебряного позолоченного ковчега, в 1847 г. – за приобретение
риз и стихарей, в 1848 г.
– за приобретение Евангелия в серебряном позолоченном окладе. Старая деревянная
церковь состояла приписной до 1851
г., когда, по всей вероятности, была разобрана. В 1911 г. было преподано
архипастырское благословение прихожанам за пожертвование 6032 руб. на ремонт
храма, постройку церковной ограды и домов для причта и церковноприходскому
попечительству – плащаницы стоимостью 500 руб.
Каменная
часовня, построенная в память государя императора Александра II. Проект
утвержден 6 сентября 1883 г.
(ПЕ-177;
ПЕВ-1911-№8 оф.-208–209; 6-5654-109–109 об.; 182-628-33*; 739а-225 об.*;
933-224 об.; 1336-158*; 1457-263; 1638-78**; 1661-239, 240 об.; 1697-188 об.;
2699-507, 507 об.)
Мерлинка (Васильевское Мокшанского
у.). Храм Казанской иконы Божией Матери, каменный, с приделами в честь Троицы Живоначальной (справа) и во имя Архистратига Михаила
(слева).
Первый
деревянный храм во имя Михаила Архангела построен в 1727 г. После того, как она
пришла в ветхость, епископ Тамбовский и Пензенский Феофил храмозданной
грамотой от 1793 г.
разрешил прихожанину с. Назарьевки коллежскому
советнику Василию Александровичу Врасскому построить
вместо нее новую каменную церковь во имя Казанской иконы Божией Матери с
приделами Архистратига Михаила и прп. Александра
Свирского.
Каменный Казанский храм с деревянными сводами построен
в 1793 (1796****; 1803***; 1804*; 1805**; 1806*****, 1808******) г. вместо
ветхой деревянной, располагавшейся в с. Назарьевке,
тщанием коллежского советника Василия Ивановича Врасского.
Его приделы овящены: левый, во имя Архангела Михаила,
– в 1805 г.;
правый, в честь прп. Александра Свирского – в
1813**** (1814***) г. В 1825
г. состоялось освящение главного престола. Строительство
храма шло при священниках Димитрии Степанове,
скончавшемся в 1804 г.,
и сменившем его в 1801 (1810**) г. Василии Тимофееве (сыне диакона с.
Кологривова Мокшанской округи Ивана Тимофеева),
начавшем свою службу при сей церкви дьячком с 1778 г. Церковь 17 апреля 1886 г. сгорела и вместо нее
начал строиться каменный храм уже при новом священнике – только что
рукоположенном Павле Семеновиче Громове. От старого храма были оставлены только
стены алтарей и половины трапезной. В 1888 (1889, 1889–1890*****) г. сложены
заново своды храма, половина трапезной и колокольня.Проект
на устройство кирпичных купола и сводов вместо сгоревших деревянных потолков и
купола церкви, с превращением существующей колокольни в паперть и сооружением
новой колокольни, был утвержден 1 сентября 1886 г. Однако 17 февраля 1887 г. был утвержден новый
проект на распространение церкви, по которому предполагалось старую колокольню
сломать и ее место занять церковью, взамен же ее построить новую колокольню. 21
февраля 1888 г.
был освящен левый придел в честь Архангела Михаила. В 1890 г. был готов иконостас
в правом приделе, а с следующем году иконостас в главном храме. В нем в память
чудесного события 17 октября 1888
г. была установлена икона с изображениями ликов
угодников Божиих, соименных членам царствующей императорской фамилии.
Священником к сей церкви в 1886
г. был рукоположен Павел Семенович Громов, которому
прихожане в знак благодарности за его деятельность поднесли икону св. кн.
Владимира. В 1910 г.
крестьяне Андрей и Степан Цибаревы, Кондратий Морозов
пожертвовали по 100 руб. на новое паникадило, Варвара Цибарева
– 150 руб., а крестьянин Саратовской губ. Косьма
Вальков –25 руб. на тот же предмет.
(ПЕ-177–178;
ПЕВ-1910-№12 оф.-379–380; 6-5884-85–86; 5932-4–4 об.; 182-628-67*; 739а-207
об.; 933-236 об.**; 1037-163 об.****; 1076-96 об.***; 1336--162****;
1457-271*****; 1964-260 об.******;
2357-346; 2376-343, 343 об., 344 об.; 2396-337; 2434-382*****, 383 об.;
2699-518*****; 2704-159)
Михайловка (Мокшанского у.). Храм во имя св. блгв.
кн. Александра Невского во второклассной мужской школе.
Сооружена
в 1896 г.,
в 1904 г.
восстановлена после пожара. Была приписана к с. Юдино.
(ПЕ-183;
182-2704-169, 169 об.)
Назарьевка
(Мокшанского у.). Храм Троицы Живоначальной,
каменный, с правым приделом в трапезной во имя Архистратига Михаила.
Деревянная
церковь во имя Архангела Михаила была построена в 1727 г. тщанием Назарьева и
Панова (Попова*), в 1750 (?) г. была переправлена. После постройки в 1804 г. в Мерлинке каменной церкви священноцерковнослужители
были переведены туда. 23 апреля 1824
г. за ветхостью крыши запечатана и ее приход приписан к
Казанской церкви с. Мерлинки. В 1828 г., как о том пишется в
клировых ведомостях за 1834 г., была “уничтожена и
поправлена”. В клировых ведомостях за 1857 г. она числится ветхой,
а через десять лет крепкой, что свидетельствует о ее ремонте.
23 апреля 1893 г. в строительном отделении был рассмотрен
проект, составленный епархиальным архитектором Эренбергом
на построение вместо ветхой деревянной новой каменной церкви, но он не был
утвержден как составленный крайне небрежно. Утверждение переделанного Эренбергом проекта состоялось 25 мая 1893 г. Строительство храма
началось в 1894 г.,
в него в 1907 г.
были перенесены иконостас и утварь из старой, деревянной Михайло-Архангельской
церкви, сооруженной в 1727 г.
Предполагалось устроить три престола, но освящены были только два: придельный в
трапезной, во имя Архистратига Михаила, – 7 октября 1907 г., и главный.
Священником с декабря 1889 г.
по 1912 г.
(?) был Александр Николаевич Дроздов, награжденный в 1891 г. набедренником, а в 1896 г. скуфьей. В 1910 г. у колокольни был
выложен первый ярус, то же самое оставалось и в 1915 г.
(ПЕ-178;
6-6322-32, 51–52 об.; 182-628-67; 1037-163 об.; 1336-162, 163; 1937-241;
2105-90; 2618-432, 433 об.; 2635-370; 2665-447; 2699-527)
Напольный Вьяс (Знаменское
Саранского у.). Храм Иконы Божией Матери “Знамение” с приделом в трапезной во
имя свв. бессребреников Космы и Дамиана, деревянный.
29
января 7206 (1698) г. был выдан указ св. патриарха, по челобитью постельничьего Гавриилы Ивановича Головкина, на освящение новопостроенной в его вотчине церкви Знамения Пресвятой
Богородицы протопопу Спасского собора г. Пензы Федору, а 14 февраля был выдан и
сам антиминс. Село получило второе свое название – Знаменское. В 1728 г. был выдан указ о
постройке вместо сгоревшей церкви новой того же наименования.
Построен
в 1868 г.,
тогда же был и освящен придел, в 1898
г. обшит снаружи тесом и окрашен в белый цвет, в 1904 г. внутри оштукатурен,
в 1912 г.
позолочены кресты и храм снаружи вновь окрашен в белый цвет. Каменная
усыпальница.
В
приходской д. Александрии (см.) сооружена церковь-школа.
(ПЕ-263;
Холмогоровы, 183–185; 2702-323, 323 об.)
Новая Кутля
(Солдатское, Новокутлинская слобода, Никольское Мокшанского у.). Храм во имя свт. и чуд. Николая, каменный,
с приделами во имя свт. Митрофана Воронежского
(справа) и Успения Божией Матери (слева).
В
1688 г.
в Новокутлинской слободе сотником Якимом
Васильевым с товарищи была построена церковь Николая Чудотворца, по которой
село также стало называться Никольским. В 7206 (1698) г. солдат из Новокутлинской слободы перевели на Медведицу в новопостроенный город Петровск, а их землю в следующем году
отдали в поместье стольникам Петру и Борису Ивановичам Бутурлиным. В 1708 г. при церкви
находились поп Савва Семенов и дьячок Андрей Васильев, в 1717 г. – тот же священник,
дьячок Иван Андреев и просвирня.
Время сооружения и освящения каменного храма несколько
различается в разных документах: построен в 1809 г. и освящен в 1810 г.; построен и освящен
в 1810 г.*
или в 1809 г.**
Храмоздатель – действительный статский советник Аполлон Никифорович Колокольцов. Священники, при котором храм был построен, –
Иван Константинов, скончавшийся в 1812 г., и его сын Семен Иванов. В 1797 г. он был произведен во
дьячка к сей церкви, а в 1809
г. рукоположен во священника на место отца. В 1837 г. был сооружен и
освящен придел в правой стороне настоящей церкви – во имя свт. Митрофана Воронежского. В 1849 г. при священнике
Иоанне Люстрове, перемещенном на настоящее место в 1845 г. из с. Лячи Наровчатского уезда,
построен и освящен другой престол – Успения Божией Матери. После ремонта церкви
вновь были освящены престолы: главный во имя свт. и чуд. Николая в настоящей –
2 июня 1908 г.,
левый во имя Успения Божией Матери в настоящей – 1 октября 1907 г. Ремонт храма
проводился при священнике Евгении Константиновиче Любимове, перемещенном к сей
церкви в 1899 г.
В 1904 г.
он был награжден скуфьей.
(ПЕ-176;
Холмогоровы, 70–72, 165 об.; 182-739а-219 об.**; 933-202 об.; 1037-221 об.*;
1238-55; 1336-230**; 1457-159 об.; 1661-257, 258 об.; 1937-260; 2618-343, 344
об.; 2699-144)
Посопная
Пелетьма (с. Пособная
Пелетьма, Рождественское Мокшанского
у.). Храм
Рождества Христова, каменный, с приделами во имя Рождества Богородицы
(справа) и свт. и чуд. Николая (слева).
8
апреля 7200 (1692) г. был дан антиминс на освящение деревянной церкви Рождества
Христова с приделом Николая Чудотворца в Пелетминскую
Посопную слободу попу сей церкви Степану Иванову.
4 декабря 7201 (1692) г. село с крестьянами было
пожаловано в вотчину стряпчему с ключом Панкратию
Богдановичу Суморокову. В это время в Рождественской церкви находились:
“местные иконы: Спасителев Нерукотворный образ в
окладе, венец и гривна; образ Пресвятыя Богородицы Казанския в окладе, венец и гривна; да образ
архидиакона Стефана, образ пророка Илии,
образ Флора и Лавра, образ Сергия Чудотворца, образ Пресвятой Богородицы
запрестольный в окладе, венец и гривна и поля серебреные позолочены; крест
большой за престолом же; Евангелие напрестольное, евангелисты медные; крест
благословенной в окладе серебреном. Царские двери и сень и деисусы
с праздники и с пророки; сосуды церковные оловянные; два кадило медные;
паникадило деревянное. Ризы тафтяные, ризы полотняные, стихарь кумачной, другой
полотняной. – Да придел во имя чудотворца Николая, а в нем святые иконы: Спасителев Нерукотворный образ, образ Пресвятой Богородицы Одигитрии, образ Рождества Пресвятой Богородицы, образ
чудотворца Николая в окладе, венец и гривна серебреные, образ Пресвятой
богородицы за престолом. Царские двери и деисус.
Сосуды церковные оловянные. В паперти: деисус, образ
Страшного суда Господня. Да книги: Евангелие толковое воскресное, минея общая,
устав, треоть постная и цветная, шестоднев,
житие чудотворца Николая, часослов, псалтырь со воследованием,
псалтырь учебная, треодь постная письменная. На колокольнице четыре колокола. – Строением та церковь Божия
и церковная утварь и колокола Пелетминской слободы
крестьян. Да у той церкви двор попа Стефана Иванова, двор дьячка Потапки Васильева...”
15
декабря 1731 г.
по челобитью майора Петра Кондратьевича Суморокова был выдан указ “о строении
церкви с освящением предела города Пензы Спасского собора протопопу Ивану Андрееву”, “которую построить велено
вместо сгорелой на том же церковном месте во имя
Рождества Христова с пределом и как построен будет при настоящей церкви предел
во имя Николая Чудотворца деревянный, тот предел освятить ему протопопу на
старом антиминсе”.
Деревянный
Христорождественский храм с приделом свт. и чуд.
Николая был освящен в 1779 г.
тщанием подполковницы Марии Ивановны Сумароковой. По причине ветхости служба в
нем была запрещена.
В 1845
г. тщанием Марьи Петровны Лупандиной
начато строительство каменного храма, который в 1848 г. был готов. 3 октября
1848 г.
состоялось освящение придела Рождества Богородицы. Сооружение каменного храма
вначале велось при Петре Магнитове, рукоположенном во
священника к сей церкви в 1846
г., а завершалось при священнике Иоакиме
Рождественском, переведенном на это место 23 декабря 1848 г. В 1855 г. им на собственное
иждивение суммою 332 руб. сер. был устроен придел в честь свт. и чуд. Николая,
за что он удостоился архипастырского благословения. Освящение престола
состоялось 17 октября 1855 г.,
настоящая освящена 22 сентября 1857 г. епископом Варлаамом.
Вокруг храма на средства Натальи Федоровны Обуховой была сооружена каменная
ограда.
(ПЕ-179;
Холмогоровы, 57–59 об.; 182-628-53; 933-192 об.; 1336-198; 1638-103; 1661-295,
296 об.; 1937-273, 275; 2011-234, 235 об.; 2406-281; 2699-187)
Родники Родниковского
сельсовета (Пятницкое Мокшанского
у.). Храм во имя св. мц. Параскевы,
деревянный, однопрестольный.
Антиминс
на освящение новопостроенной церкви во имя св. мц. Параскевы, нарицаемой Пятница, был выдан 9 апреля 1709 г. 20 сентября 1715 г. к ней был переведен
поп Карп Тимофеев, служивший ранее в с. Знаменском Саранского уезда. В 1717 г. кроме него в церкви
служили дьячок Никифор Карпов сын Завьялов и пономарь
Василий Федоров. В это время с. Родники принадлежало Александру, Степану и
Никите Петровичам Мартыновым, Григорию Ивановичу Креевскому
и подьячему Ивану Кондатьевичу Лебедеву. По имени
церкви село стало называться также Пятницким. С 1745 г. им владел Егор
Степанович Мартынов.
Даты
постройки и освящения деревянной церкви во имя св. мц.
Параскевы в источниках приводятся разные: построен и
освящен в 1772 г.;
построен в 1771*, в 1776 г.
иждивением помещицы Кривской**; построен в 1772 и
освящен в 1773 г.***
В 1854 г.
по инициативе Дмитрия Сабурова и Александра Киреева перенесена без изменения
плана и фасада из села на другое место и вновь освящена 8 сентября 1854 г. при священнике
Гаврииле Николаевиче Сагакском, рукоположенном на
настоящее место в 1846 г.
В
селе имелась еще кладбищенская церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы с
приделом вмц. Екатерины, построенная и освященная в 1760 г. (1706 г. ? ****),
которая 29 апреля 1824 г.
была запечатана, а ее антиминсы отосланы в Пензенский кафедральный собор.
(ПЕ-180;
Холмогоровы, 279 об. – 282, 278–279 об.; 182-628-32*; 933-156 об.; 1037-113
об.****; 1238-128**; 1638-242***; 1937-205, 206 об.; 2011-281; 2079-180;
2704-97*)
Сандерки
(Верхозовка, Никольское Мокшанского у.). Храм во
имя свт. и чуд. Николая, каменный, однопрестольный.
В 1686
г. 6 марта 7205 (1697) г. “по указу св. патриарха
вследствие прошения станичников Сандерской слободы
разрешено построить им в деревне Сандерке церковь
Николая Чудотворца и выдана благословенная грамота... а к церкви определен в
попы Алексей Александров”. Однако церковь не была построена. В 7207 (1699) г.
служилые люди Сандерской слободы была переведена в
Азов, и их земли отданы в поместье стряпчему с ключом Панкратию
Богдановичу Суморокову, который в 1700 г. построил в своем имении деревянную
церковь Николая Чудотворца. 27 сентября того же года был выдан антиминс на ее
освящение. В 1713 г.
П. Б. Сумороков променял свое имение в с. Сандерках,
“Верх-азовка тож”, графу
Михаилу Гавриловичу Головкину, сыну ближайшего сподвижника Петра I,
государственного канцлера Гавриила Ивановича Головкина. В 1717 г. церковь была сожжена
кубанскими татарами. В это время при ней находились поп Иван Кириллов и дьячок
Василий Григорьев. По челобитью графа Головкина на том же кладбищенском месте
была построена новая церковь. В 1730
г. на место умершего попа Александра Андреева был
переведен из Знаменской церкви села Олферьева Алатырского
уезда Нижегородской епархии, вотчины Гаврилы Васильевича Олферьева, поп
Афанасий Петров. В 1739 г.
он бил челом
Даты постройки и освящения
храма по разным источникам сильно отличаются: построен и освящен в 1809 г., 1805 г.** или 1804 г.*****; построен в 1799 г.***, 1797******;
1806* и даже – в 1733 г.****
Среди первых храмоздателей упоминаются надворная советница Анна Лукьяновна Кривская *** и Петр Лукьянович Жуков *****. Одним
из первых священников Николаевского храма был Стефан Иванов, умерший в 1812 г., в 1817 г.
священническую должность занял рукоположенный во священника его сын Иоанн
Степанов. В 1824 г.
за ветхостью служба в храме была запрещена,
в 1827 г.
храм был возобновлен и освящен усердием Елизаветы Акимовны Жеденовой. В 1868 г. церковь сделана
теплой. В 1869 г.
стараниями Варвары Павловны Якоби в ней был переделан иконостас, поправлена
живопись на потолке и стенах. Прихожане пожертвовали в 1869 г. на ремонт храма 111
руб. Священником с 1866 г.
был рукоположенный к сей церкви Николай Александрович Жаворонков, награжденный
в 1869 г.
набедренником. При церкви им в 1866
г. было открыто в своем доме церковное училище, в
котором он обучал детей безвозмездно. Новый иконостас был освящен в 1898 г.
18
февраля 1899 г.
состоялось освящение нового престола в честь свт. и чуд. Николая. По завещанию
своего мужа Ивана Островского вдова мокшанского
мещанина Анна Островская в 1910
г. пожертвовала билет в 1000 руб. с тем, чтобы проценты
поступали на нужды храма.
(ПЕ-180*****;
ПЕВ-1870-№2 оф.-44–45; 1910-№15 оф.-452; Холмогоровы, 159–168; 182-628-739а-221
об.*; 933-174 об.; 1076-133 об.**; 1238-85***; 1457-163 об.****; 1567-114*****;
1964-145 об.******; 2155-264, 265, 265 об.; 2520-302; 2699-90*****)
Симбухово
(Введенское Саранского у.). Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы,
каменный, однопрестольный.
Построен
в 1779 г.
тщанием помещика Смирнова. С 1902
г. церковь сделана теплой, в 1903 г. в ней сооружен новый
иконостас и престол, позолочены кресты на храме. 28 сентября 1903 г. храм был освящен, в 1904 г. окрашен снаружи
масляными красками, а в 1914
г. выкрашен заново внутри и подновлен снаружи.
Деревянная
усыпальница.
(ПЕ-267;
ПЕВ-1904-№5-168; 182-2702-559)
Старая Кутля
(Никольское, Степное Левино Мокшанского у.). Храм
во имя свт. и чуд. Николая, каменный, с приделами во имя св. пророка Илии
(правый) и св. вмц. Параскевы
(левый).
Первое
упоминание о церкви Николая Чудотворца в казачьей Кутлинской
слободе, по которой село еще именовалось Никольским, относится к 7195–7196
(1687–1688) гг., когда в селе проживали служилые люди, переведенные в 7205
(1697) г. в Азов. После этого 7 марта 7207 (1699) г. их земли были пожалованы в
поместье боярам Федору и стольникам Ивану и Алексею Алексеевичам Головину, а
также сыну первого из них Ивану Федоровичу. В 1705 г. стольник Иван
Алексеевич Головин променял свое поместье
брату боярину Федору Алексеевичу, после которого имение досталось его
детям Ивану, Николаю и Александру Федоровичам, разделившим его в 1706 г. таким образом, что Кутлинская слобода досталась Ивану. После смерти графа
Ивана Федоровича Головина имение его перешло к жене Анне Борисовне, урожденной
Шереметевой, и детям Петру, Федору и Марье.
Известно, что в 1709 г. у Кутлинской
слободы, между ней и рекой Сурой, в лесу, в местечке, называемом Холм, стояла
часовня, в которой подвизался иеромонах Симеон с
братией в количестве 10 человек. На этом месте Борис Шереметев в 1709 г. обещался построить
церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери.
В
1708 г.
в Николаевской церкви служил поп Андрей Иванов, На момент Большого кубанского
погрома 1717 г.
при церкви Кутлинской слободы находились дворы попов
Василия Фомина и Андрея Иванова, дьячков Исая
Кононова и Федота Филиппова, пономаря Никифора Фомина, земского дьячка Якова
Иванова.
В 1727
г. по разделу с братом Кутлинская
слобода досталась лейб-гвардии Конного полку поручику графу Федору Ивановичу
Головину, по челобитью которого в 1733 г. был дан указ построить вместо сгоревшей
церкви на том же самом месте новую деревянную же церковь во имя Николая
Чудотворца с приделом во имя вмч. Феодора Стратилата. 7 апреля 1736 г. было велено протопопу Спасского собора
г. Пензы Ивану Андрееву освятить новопостроенную
церковь. В 1747 г.
граф Федор Иванович Головин продал Кутлинскую слободу
с крестьянами за 6000 руб. княжне Марье Васильевне Гагариной, от нее в
следующем году село перешло к ее мужу Алексею Михайловичу Измайлову. В отказной
книге, утвердившей нового владельца, говорится, между прочим, и об имуществе
Николаевской церкви: “в оной церкви и в приделе два образа Богородицы в окладе
серебреном и позлащены, венцы шиты золотом; местные: образ Владимирския
Богородицы, венец серебреной и позлащен; образ чудотворца Николая в житии, риза
серебрена, кованая и позлащена; образ Одигитрии
Богородицы, на нем три венца серебряеные и позлащены,
серьги серебреные с жемчугом. В приделе образ Всемилостивого Спаса, венец
серебреной и позлащен; образ Казанския Пресвятыя Богородицы, венец серебреной и позлащен; образ Казанския Пресвятыя Богородицы,
венец серебреной и позлащен; образ Феодора Стратилата,
венец серебреной и позлащен; образ мученицы Парасковеи,
нарицаемыя Пятницы, венец серебреной и позлащен, на
венце убрус камчатой красной и серебреною сеткою. На престоле два Евангелия,
крыты бархатом красным, евангелисты серебреные, у другого – евангелисты медные;
благословенных два креста – один серебреной и позлащен, другой – медной, позлачен; сосуды – одни серебреные, другие – оловянные.
Церковные книги: толковое Евангелие, уставы,
два пролога полугодовые, две праздничных минеи, две общих, апостолы,
псалтирь следованная, два служебника, два часослова, ермогий,
шестоднев, книга Николаево житие кононник.
Ризы зеленые, штофные, оплечья красные на золоте, обложено сеткою серебряною,
ризы кутняные травчатые, оплечья бурхатные;
четыре воздуха, одни шитые, на них крест, золотые; три поручи, в том числе одни
шитые золотом, патрахели. кадило медное, чаша водосвятная”. Здесь же указано, что при церкви деревянная
колокольня, на которой четыре колокола общим весом 6 пудов 20 фунтов. При церкви
значатся дворы попов Ивана Андреева и Егора Васильева, дьячков Дмитрия Федотова
и Максима Никифорова. В 1810
г. Николаевская церковь сгорела и вместо нее стала
строиться каменная при священниках Василии Иванове, произведенном в сей сан в 1801 г. из дьячка этой же
церкви, и Федоре Ефимове, переведенном к ней в 1805 г. из Проказны.
Каменный
Николаевский храм с приделом в трапезе справа во имя св. мч.
Феодора Стратилата был освящен в 1813 (1823*) г. В 1805 г. к сей церкви во
диакона был рукоположен Иоанн Андреянов, сын пономаря
той же церкви Андреяна Федорова. В 1818 г. его рукоположили во
священника на место выбывшего священника Николая Иванова, а в 1821 г. назначили
благочинным. При нем в церкви случился пожар, в результате которого купол и
крыша храма провалились. 17 мая 1847
г. храм был снова освящен. Левый придел во имя св. мц. Параскевы освящен 26 июня 1853 г. Священником с 1848 г. был Иоанн Николаевич
Смирнов, перемещенный сюда из с. Константиновки Саранской округи. В 1872 г. прихожане
пожертвовали на исправление ветхостей 139 руб. По выданному 24 мая 1873 г. разрешению оба
престола и иконостасы в трапезе перестраивались. В 1910 г. прихожане
пожертвовали на ремонт храма 1000 руб.
(ПЕ-176;
ПЕВ-1872-№5 оф.-108; 1910-№9 оф.-294;
Холмогоровы, 47–56 об.; 182-628-35, 35 об.; 739а-234 об.; 933-164 об.; 1037-167
об.*; 1238-51; 1661-261, 262 об.; 1937-264; 2194-262; 2699-484; 2704-135)
Старая Степановка (Степановка,
Архангельское Мокшанского у.). Храм Вознесения Господня,
каменный, с приделами в трапезной во имя Архистратига Михаила (справа) и свт. и
чуд. Николая (слева).
Здесь, в диком поле в урочищах на речке Пелетме, в 7190 (1682) г. получил в собственность
земли атемарец Степан Иван сын Степанов, по имени
которого и стала называться новопосленная деревня.
Через 10 лет, после его смерти, деревня перешла к его детям, Ивану и Павлу,
которые построили в ней церковь во имя Архангела Михаила и приделом во имя
Николая Чудотворца. 26 февраля 7208 (1700) г. по указу св. патриарха “на попа с
причетники” была положена дань: “с попова, дьячкова, просвирницына, с одного помещикова,
с 15 дворов крестьянских средних, да с церковные земли”. По главному престолу
церкви село Степановка получило второе свое название – Архангельское. 20
августа 1704 г.
в новопостроенную церковь были выданы два антиминса.
В 1717–1718 гг. при Архангельской церкви были поп Игнат Васильев, дьячек Василий Потапов, пономарь Афанасий Васильев и
просвирня.
В
1796 (1794*) г. тщанием бригадира Николая Степановича Кашкарова
была построена новая деревянная на каменном фундаменте Архангельская церковь. В
1870 г.
она была вновь с основания перестроена по новому плану и освящена 18 октября
(ноября**) 1870 г.
На перестройку и распространение храма прихожане пожертвовали 800 руб.
священнику Феодору Быстрову и церковному старосте
была объявлена признательность епархиального начальства.
В 1886
г., после перемещения на настоящее место священника
Николая Федоровича Быстрова, началось строительство
каменного трехпрестольного храма. Проект на него,
составленный епархиальным архитектором Брусенцовым
был утвержден 26 октября 1885
г. Однако 11 мая 1887 г. состоялось утверждение нового проекта,
составленного епархиальным архитектором Эренбергом, в
соответствии с которым был полностью изменен фасад с улучшением внешнего вида
храма. 4 мая 1888 г.
был утвержден проект, предусматривающий изменение колокольни путем прибавления
к ней одного яруса, а также уничтожение галереи между ней и трапезной. В 1890 г. отделана одна трапезная,
в которой 1 октября того же года был освящен правый придел Михаила Архангела.
Его иконостас, стоимостью 700 руб., сооружен усердием попечительницы храма Юлии
Сергеевны Кашкаровой. За труды по постройке храма
священник Николай Быстров в 1890 г. был награжден
набедренником. 28 октября 1905
г. был утвержден проект надстройки деревянного яруса на
каменной колокольни, составленный губернским инженером Федотовым. Строительство
церкви закончено в 1909 г.
при священнике Василии Петровиче Победимском, переведенном
на настоящее место в октябре 1907
г. В мае 1909
г. был освящен главный престол в настоящей.
16
мая 1911 г.
в селе случися пожар, во время которого сгорело около
ста домов, здание школы, церковная сторожка, причтовые дома и приходская
церковь, а именно верхний деревянный ярус колокольни со шпилем и верх храма с
четырьмя главами, кроме главного купола. После пожара вместо каменной
колокольни была сооружена деревянная звонница со шпилем.
Часовня
на месте обретения иконы Божией Матери “Троеручица”,
устроенная в полуверсте к югу от села, на берегу оврага, изобиловавшего
родниками. Крестный ход к иконе на Вознесение Господне.
(ПЕ-180;
ПЕВ-1871-№1 оф.-4, 9**; 1911-№16-637; Холмогоровы, 204–208; 6-5821-88–89 об.;
5932-33–34; 5999-29–29 об.; 7664-178–178 об.; 182-628-59; 739а-296 об.; 933-136
об.; 1638-232*; 2155-306, 307 об.; 2176-313; 2396-310, 311 об.; 2406-306;
2569-456; 2618-394, 395 об.; 2635-224; 2652-497; 2699-601)
Суворово (Маровка, Новая
Шукша Мокшанского у.). Храм
во имя Владимирской иконы Божией Матери, каменный, с приделом во имя свт. и
чуд. Николая.
Построен
в 1804 (1805*) г. при священнике Михаиле Иванове, придел освящен в 1806 г., настоящая – в 1816 г. (построен
в 1791 г.
тщанием графа Александра Васильевича Суворова, освящен в 1813 г.**; построен в
1793***). В 1834 г.
колокольня была еще деревянной. В 1872 г. священнику Алексею Виртуозову
и церковному старосте Ивану Разсыпнову за попечение о
храме была объявлена признательность епархиального начальства. В 1881 г. на приобретение
колокола весом 132 пуда крестьянином Василием Марушкиным
пожертвовано 1600 руб., остальными прихожанами – еще 300 руб. На ремонт храма и
церковного дома в нач. ХХ в. прихожанами было
пожертвовано 188 руб. 56 коп., за что священнику Алексию Виртуозову
была объявлена признательность епархиального начальства. Крестьяне Николай
Нестеров, Федор Марушкин и Василий Шестаков
пожертвовали в церковь несколько предметов церковной утвари.
(ПЕ-172***; ПЕВ-1872-№22 оф.-537; 1881-№1 оф.-6;
1902-№6 оф.-40; №16 оф.-102–
Сытинка
(Мокшанского у.).
Часовня
на кладбище. Приписана к с. Тоузаково.
(ПЕ-172;
182-2699-360 об.)
Танеевка
(Дубасово Мокшанского
у.). Храм во имя Владимирской иконы Божией Матери, деревянный, с приделом в
трапезной во имя свв. мчч.
Леонтия и Феклы.
Владимирская
деревянная церковь с приделом вмч. Феодора Тирона была построена и освящена в 1797 г. тщанием Дмитрия
Алексеевича Рославлева при священнике Илье Васильеве, уволенном за старостью в 1809 г. 28 июля 1851 г. она сгорела.
Вместо
нее в 1856 (1858*) г. усердием саранского мещанина Ивана Леонтьевича Леонтьева
был построен новый деревянный храм. 6 декабря 1856 г. был освящен придел
во имя свв. мчч. Леонтия и Феклы. Священником церкви с 1854 г. был рукоположенный
на это место Петр Иоаннович Тархов. Настоящая была освящена в 1858 г.
4
ноября 1890 г.
придел был еще раз освящен. В 1903
г. была сооружена новая колокольня, а трапезная сделана
теплой.
В
1890 г.
расширена и трапезная и сделана новая колокольня. На ремонт храма и на
приобретение ризницы и утвари прихожанами пожертвовано 504 руб. Священнику
Аркадию Артоболевскому за побуждение прихожан к пожертвованию была выражена
признательность епархиального начальства. В 1915 г. церковь внутри
оштукатурена, а снаружи окрашена масляной краской, а иконостас и росписи
подновлены.
(ПЕ-169*;
ПЕВ-1902-№3 оф.-21; 182-628-42; 739а-294 об.; 933-132 об.; 1638-232; 1697-260;
1937-167, 168 об.; 2396-147; 2558-176; 2699-297*)
Тепловка (Мокшанского у.). Храм Троицы Живоначальной,
каменный, однопрестольный.
Сведения о более ранних храмах довольно неопределенны.
Из ревизской сказки за 1815 г.
и клировых ведомостей за разные годы известно, что в 1787 г. была построена и
освящена каменная Введенская церковь с приделами во имя св. апостола Иакова,
брата Господня, и Св. Живоначальной Троицы. В
наиболее ранней из клировых ведомостей (за 1821 г.) говорится, что она
за ветхостью запечатана, а утварь и ризница ее перенесены в кладбищенскую
Архангельскую деревянную церковь, которая была построена и освящена в 1794 г. (ошибочно написан 1094 г.) при священникеВасилии Федорове. В 1824 г. она сделана
заштатною, а в 1825 г.
ее вновь велено было возобновить. В клировой
ведомости за 1830 г.
вместо Введенской церкви указана каменная Троицкая церковь, построенная тщанием
Якова Васильевича Теплова, без указания даты постройки; в ведомости за 1839 г. говорится, что
Троицкая церковь построена и освящена в 1793 г.*, за 1849 г. датой постройки
указан 1789 г.,
а освящения – 1793 г.,
за 1851 г.
временем сооружения значится 1792
г., за 1915
г. – 1793
г. В клировой ведомости
за 1848 г.
храмоздателем Троицкой церкви с приделами Введения во храм Пресвятой Богородицы
и св. ап. Иакова показан коллежский асессор Григорий
Васильевич Теплов. Причт при церкви существовал до 1855 г., а с 1856 по 1885 г. храм был приписан к
с. Степановке. В 1869 г.
прихожане пожертвовали 100 руб. на ремонт храма.
(ПЕ-181*;
ПЕВ-1869-№24 оф.-526; 182-628-41; 739а-288 об.; 933-140 об.; 1037-81 об.;
1076-222 об.; 1238-115; 1457-199 об.; 1638-202; 1661-125; 1697-292; 2558-355;
2699-612)
Толузаково
(Толузаковка, Никольское Мокшанского у.). Храм
Троицы Живоначальной, каменный, с приделами во имя прп. Марии Египетской (справа) и свт. и чуд. Николая
(слева).
Построен
с Никольским приделом вместо деревянной церкви в 1798 (1801*; 1796*) г. тщанием
помещицы, дочери генерал-поручика девицы Марии
Ивановны Юрловой, освящен в 1802
г. при священнике Афанасии Иванове, скончавшемся в 1815 г. Второй придел
построен и освящен во имя прп. Марии Египетской к 1824 г.
Деревянная
часовня на кладбище в д. Сытинке.
(ПЕ-172*;
182-628-47*; 739а-268 об.*; 933-253 об.; 1037-129 об.**; 1661-73*; 2699-360,
360 об.)
Трескино
(Николаевское Мокшанского у.). Храм во имя
Казанской иконы Божией Матери, деревянный, с приделами во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана (справа) и свт. и чуд.
Николая (слева).
Первый
деревянный Казанский храм был построен и освящен в 1747 г., а в 1825 г. за ветхостью
запечатан.
Вторая деревянная церковь, кладбищенская, во имя свт.
и чуд. Николая с приделами св. Иоанна Златоуста (справа) и мц.
Параскевы (слева) построена и освящена в 1799 г. тщанием помещика
надворного советника Ивана Алексеевича Пестрово при
священнике Андрее Иванове, скончавшемся в 1803 г.
В
одной с ней ограде по разрешению епархиального начальства губернским секретарем
Александром Александровичем Пестрово была построена
над могилами его предков кладбищенская каменная церковь во имя Казанской иконы
Божией Матери, освященная 1 ноября 1870 г. В 1873 г. прихожане
пожертвовали 131 руб. на перелитие колокола.
Новый
деревянный Казанский храм с правым приделом во имя свв.
чудд. Космы и Дамиана.
Сооружен
и освящен в 1888 г.
Проект на него был утвержден 8 июня 1885 г. На строительство его был использован
материал со старой Казанской церкви. Священником ее с 1880 г. являлся перемещенный
из с. Веденяпино Нижнеломовского уезда Павел
Федорович Тонитров. В 1910 г.
было преподано архипастырское благословение группе прихожан, пожертвовавших
деньги на приобретение различных предметов: крестьяне Алексей Михеев и Иван
Горбачев внесли соответственно 70 и 10 руб. на икону прп.
Серафима Саровского, крестьянские девицы д. Ивановки Мокшанского у. Ксения Остахова –
125 руб. на икону Почаевской Божией Матери и Матрена
Драгунова – 30 руб. на одежду для св. престола и жертвенника, крестьянин д. Грязевки Мокшанского у. Федор Бартишев – 130 руб. на икону Божией Матери «Неопалимая
Купина». Крестьнин Иван Корчагин пожертвовал на украшние храма 60 руб., а крестьнка
Ксения Елтухина – икону Божией Матери стоимостью 40
руб.
(ПЕ-181;
ПЕВ-1873-№7 оф.-148; 1910-№23 оф.-608; 1912-№2 оф.-47; 6-5821-68–69;
182-628-44; 933-160 об.; 1076-230 об.; 1238-119; 1964-201 об.; 2293-283;
2376-301, 302, 302 об.; 2406-290, 291; 2699-622)
Трубетчино (Трубетчина,
Спасское Мокшанского у., сейчас не существует, вошло
в Лунино). Храм во имя Всемилостивого Спаса,
каменный, с приделами во имя прп. Сергия Радонежского
(справа) и Казанской иконы Божией Матери (слева), с двумя колокольнями.
5 января 7197 (1689) г. по указу св. патриарха была
наложена дань на попа с причетниками церкви Всемилостивого Спаса, построенной в
своем поместье стольниками князьями Иваном и Юрием Юрьевичами Трубецкими, и
выдан антиминс на ее освящение. По имени церкви село называлось Спасским. Во
время кубанского набега 1717
г. церковь была сожжена. В это время при ней были попы Евфимий Иванов и Константин Терентьев. Эти же священослужители упоминаются и в 1708 г.
Предыдущий
деревянный храм во имя Всемилостивого Спаса был построен и освящен в 1722 г. (построен в 1701 г. и освящен в 1702 г.*). С 1831 г. богослужение в нем не проводилось в
связи с постройкой тщанием генерал-майора Григория Аполлоновича Колокольцова каменного храма.
Он
был построен в 1831 (1813***; 1833**) г., освящен в 1833 г., а в 1834 г. в нем был устроен
левый придел – в честь трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и
Иоанна Златоуста. (25 сентября 1867
г. был освящен престол - ПЕВ, 1868, №2, ч.неоф., с.43 ??)С 1885 г. церковь перестраивалась по случаю ветхости
и тесноты и в 1887 г.
были освящены два ее придела – Казанский и Сергиевский. Настоящая освящена 25
сентября 1901 г.
Священником
с 1881 г.
состоял Николай Степанович Ювенский, перемещенный из
с. Долговирясы Краснослободского
уезда. На новом месте он дослужился до протоиерея, получая за свою ревность по
службе награды: в 1886 г.
награжден скуфьей, в 1888 г.
утвержден благочинным, в 1891
г. награжден камилавкой, в 1895 г. – наперсным крестом
и, наконец, в 1903 г.
возведен в сан протоиерея. В 1911
г. на сооружение иконостасов пожертвовано: крестьянами
Сергеем, Алексеем и Михаилом Красильниковыми, Василием Малуевым,
Василием Кривачевым и Львом Ганцевым
– по 100 руб., Яковом Марушкиным и Леонтием
Муравьевым – по 50 руб.
(ПЕ-181**;
ПЕВ-1911-№24 оф.-957; Холмогоровы, 85–86, 165 об.; 182-628-28; 739а-223 об.;
933-228 об.; 1037-33 об.*; 1336-146; 1457-259; 1638-82; 1661-245**; 2376-264;
2558-284, 286 об.; 2699-631**; 2704-84***)
Чертеим
(Городищенского у.). Храм во имя прп. Сергия Радонежского. Построен в (?).
Приписан (построен?) в 1914 г. к Покровской церкви с.Иванырса. Прихожане пожертвовали в 1912 г., а крестьянка Ксения
Кривова 200 руб. на приобретение двух колоколов. За убеждение их к этому
попечителю церкви крестьянину Андриану Кривову в 1912 г. было преподано
архипастырское благословение.
(ПЕВ-1912-№20
оф.-623; 182-2699-442)
Чирково
(Ивановское Мокшанского у.). Храм в честь Усекновения
главы св. Иоанна Предтечи, деревянный.
Предыдущий
деревянный храм был построен в 1779*** (1798**, 1799****) г. (перестроен в
1799*) на средства г. Кек и освящен в 1799 г. при
священнике Аврааме Алексееве. В 1860
г. он был перестроен и освящен, при этом стены и потолки
оштукатурены и сооружен новый иконостас усердием коллежского секретаря Валерия
Тимофеевича Кек при священнике Иоанне Иоанновиче Инсарском. Во время бывшего в селе 1 мая 1872 г. пожара прихожанам
удалось спасти храм от огня, за что им была объявлена признательность
епархиального начальства. В 1873
г. прихожане пожертвовали 310 руб. на перелитие колокола.
Построен
в 1912 г.
и освящен 27 августа 1917 г.
Управление государственных имуществ распорядилось о бесплатном отпуске леса на
его строительство из Сабановского лесничества.
Крестьянин Г. М. Сергачев завещал церкви одну с третью десятину полевой земли.
Старая церковь была опечатана за ветхостью, а ее иконостас перенесен в новую
церковь.
(ПЕ-182***;
ПЕВ-1872-№17 оф.-411; 1873-№7 оф.-148; 1911-№2 -76; 1912-№2-68; 182-739а-284
об.*; 933-198 об.; 1661-117**; 1964-117 об.****; 2011-293, 294 об., 296 об.;
2079-127; 2699-653***; 2704-174, 174 об.***)
Шукша
(Русская Шукша, Усть Шукша ? Мокшанского у.). Храм во
имя Архистратига Михаила, каменный, однопрестольный.
27 сентября 7197 (1688) г. по указу св. патриарха было
велено положить дани на попа с причетниками церкви Архангела Михаила в Усть-Шукшинской слободе, которую построили крестьяне той
слободы староста Филька Артемьев с товарищи. 11 марта 7200 (1692) г. владельцем
Усть-Шукши стал думный дьяк Прокофий
Богданович Возницын. В 1703 г.
его вотчина была “за крестьян его по разбойному розыскному делу за пошлины и за
проести и волокиту по описи и оценке” отдана
стольнику Михаилу Михайловичу Аргамакову, у которого
в 1707 г.
ее выменял дьяк Макар Артемьевич Полянский. В 1717 г. при церкви были поп
Дмитрий Кириллов и пономарь Василий Васильев. В 1724 г. имение Ивана Макаровича Полянского, доставшееся ему от отца, купил князь Иван Юрьевич Трубецкой. Ему же в 1731 г. перешла по купчей и
часть имения, остававшаяся у Александра Артемьевича
Возницына.
Начат
строительством около 1824 г.,
построен и освящен в 1832 (1833*) г. тщанием гвардии штабс-капитана
Владимира Алексеевича и его жены Анны Александровны Блохиных. Первым
священником новопостроенной церкви стал Афанасий
Тимофеев, сын пономаря с. Богословского Пензенской округи, переведенный
сюда из с. Пенделки Кузнецкой округи. В 1871 г. прихожане
пожертвовали 174 руб. на исправление церкви.
В
1900 г.
стараниями прихожан и священника Сергия Андреевича Нечаева, рукоположенного
к сей церкви в декабре 1895 г., поновлена с
пристройкой трапезной и новой колокольни. Проект на постройку каменной
колокольни и надстройку настоящей церкви с устройством в ней деревянных
потолков и свода над средней возвышенной частью взамен провисших потолков был
утвержден 19 сентября 1897 г.,
а 6 апреля 1899 г.
в этот проект были внесены изменения: помещение между строющейся
колокольней и средней частью храма, предназначенное для ризницы и библиотеки,
использовать для расширения храма.
(ПЕ-182;
ПЕВ-1871-№21 оф.-413; Холмогоровы, 78–84; 6-6645-79–80 об.; 6837-19–19 об.;
182-1037-187 об.; 1336-154; 1457-255*; 1567-102; 2520-278, 279 об.; 2699-669;
2704-115)
Юдино
(Покровское Мокшанского у.). Храм Покрова Пресвятой Богородицы,
каменный, с приделом в трапезной в честь св. мц. Параскевы.
Покровский каменный храм с приделами св. мц. Параскевы и свв. первоверховных апп. Петра и Павла (с 1844 г. этот придел не
упоминается) построен в 1775
г. на средства помещика Федора Ивановича Левина и
освящен 24 (2*) ноября 1784 г.
В 1855 г.
(?) церковь из-за ветхости запечатана, так как стены ее все были в расселинах,
крыша и пол совершенно обвалились. В 1858 г. “вся переправлена, трапеза переложена с
прибавлением 1 саж. в ширину тщанием прихожан при содействии Колошниной и Азаревича и церковной кошельковой суммы”. В
священники этой церкви в 1850
г. был рукоположен Александр Матвеевич Тихомиров,
награжденный в 1865 г.
набедренником за попечение о храме. В
1875/76 г. прихожане пожертвовали 156 руб. на исправление церкви. 4/7 июня 1894 г. был утвержден проект на построение новой
каменной церкви вместо ветхой деревянной, дополненный вследствие требования
строительного отделения устройством переходной части от сводов к куполу церквию. В 1903
г. верхняя часть колокольни за ветхостью разобрана и для
колоколов устроена деревянная звонница.
В 1914 г.
осыпающиеся стены храма снаружи обиты железом.
Деревянная
усыпальница.
(ПЕ-182; ПЕВ-1866-№5
оф.-78; 1876-№3 оф.-11; 6-6401-57–58; 182-933-188 об.; 1238-69; 1567-172;
1638-190; 1661-113; 1937-155; 2011-289, 290 об.; 2558-365; 2590-419; 2699-671*,
671 об.; 2704-169)