ЯВЛЕНИЕ ИКОНЫ ДЕРЖАВНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Державная икона Божией Матери была
явлена русскому православному народу 2/15 марта 1917 года в день отречения от
престола царя мученика Николая Александровича. Вскоре всю Россию облетело
известие, что именно в тот день в селе Коломенском под Москвой произошло
явление новой иконы Божией Матери, названной "Державной", т. к.
Царица небесная была изображена на этой иконе как Царица земная.
Явилась новая икона так: крестьянке
Бронницкого уезда, Жирошкинской волости, деревни Починок, Евдокии Андриановой,
проживающей в слободе Перерве, были два сновидения: первое 13-го февраля и второе
26-го февраля.
13-го февраля Андрианова слышала
таинственный голос: "Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее
нужно взять, сделать красной и пусть молятся".
Как женщину верующую, это таинственное
сообщение побудило ее к усиленной молитве о получении более ясных указаний воли
Божией.
Как бы в ответ на молитву, 26-го
февраля Андриановой снится белая церковь; и в ней величественно восседает
Женщина, в Которой своим сердцем она признает и
чувствует Царицу небесную, хотя и не видит Ее святого лика.
Андрианова идет в село Коломенское:
2-го марта, пред причащением, она отправилась из Перервы к настоятелю белой
церкви в Коломенском. При виде Вознесенской церкви она
сразу же в ней узнала ту самую церковь, которую она видела во сне.
Настоятелем церкви был священник отец
Николай (Лихачев). Придя к нему в дом, Евдокия сообщила ему о своих сновидениях
и просила совета, как поступить. Отец Николай собирался служить вечерню и
пригласил Андрианову в церковь. Там он показал ей все старинные иконы
Богоматери, находящиеся на стенах и в иконостасе, но она ни в одной из них не
находила сходства с образом, виденным во сне. Тогда по совету сторожа церкви и
одного прихожанина, случайно зашедшего в то время, отец Николай стал усердно искать
повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах и, наконец, в подвале. Там, в
церковном подвале, среди старых досок, тряпок и рухляди, в пыли, была найдена
большая узкая старая черная икона. Когда ее промыли от многолетней пыли, то
всем присутствующим представилось изображение Божией Матери, величественно
восседающей на царском престоле в красной царской порфире на зеленой подкладке,
с венцом на голове и скипетром и державой в руках. На коленах Ея находился благословляющий Богомладенец. Был строг, суров и властен
взгляд скорбных очей Богоматери, наполненных слезами.
Евдокия Андрианова с великой радостью
и слезами поверглась ниц пред образом Богоматери, прося отца Николая отслужить
молебен, ибо в этом образе она узнала тот, виденный во сне. Весть о явлении
новой иконы в день отречения государя от престола 2 марта 1917 года разнеслась
по окрестностям, проникла в Москву и стала распространяться по всей России.
Много богомольцев стекалось в Коломенское, и пред
иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов, как об этом
свидетельствовали получившие помощь. Икону стали возить по окрестным храмам, фабрикам
и заводам, оставляя ее в Вознесенской церкви только в воскресные, праздничные
дни.
Так Богоматерь приняла на Себя
преемство власти державы Российской, когда сама идея православно-самодержавной
народной власти была попрана во имя самовластия сатаны. Потому и строг, и
суров, и скорбен взгляд очей Ее, наполненных слезами гнева Божественной и
Материнской любви, как будто мученической русской кровью пропитана Ее царская порфира и алмазные слезы русских мучеников украшают Ее
венец.
Смысл иконы ясен: чрез страдания,
кровь и слезы, после покаяния русский народ будет прощен, и царская власть,
сохраненная Царицей небесной, будет России возвращена. Русский народ по всей
России начал молиться Державной иконе Божией Матери, и сама икона в
бесчисленных списках (копиях) явилась во многих русских храмах. Были написаны
акафист и канон этой иконе, слушая которые, вся церковь падала на колени.
После прославления Державной иконы
Евдокия Андрианова начала ходить собирать деньги на ризу к новоявленной иконе.
И, когда собрала, решила поехать в Дивеевский монастырь помолиться и попросить
благословения на возложение ризы. Тут она снова удостоилась явления Божией
Матери, Которая ей сказала, чтобы она вернула ею собранные деньги. Сейчас не надо
на Ее икону ризу возлагать, так как скоро в России будут снимать ризы со всех
икон.
Прошло несколько лет – и жесточайшие
гонения обрушились на головы почитателей этой иконы по всей России. Были
арестованы тысячи верующих, расстреляны составители акафиста и канона, а сами
иконы изъяты из всех церквей...
Где в настоящее время находится
подлинник Державной иконы Божией Матери – неизвестно.
ВТОРОЕ ЯВЛЕНИЕ ИКОНЫ
Весной 1991 года в Москве произошло
чудесное событие. Его свидетелями стали клир и прихожане недавно возвращенного
Православной Церкви храма Святителя Николая (первая
служба совершилась на страстной, в субботу перед Пасхой). Храм этот принадлежит
Николо-Перервенской обители, территория которой до сих пор находится в ведении
одного из московских заводов. В середине пасхальной седмицы 1991 года
настоятелю Никольского храма протоиерею Владимиру (Чувикину) принесли икону
Державную. Икона благоухала и источала миро. Очевидцами этого чуда,
наблюдавшегося не менее полумесяца, были все, кто приходил в Николо-Перервенскую
обитель.
Лик Богоматери писан на лазурном,
небесном фоне. Очи Ее исполнены любви. На главе – венец, на нем крест. Держава
в Ее руках тоже имеет наверху крест и сама перекрещена
крестом, как лентой. У Богомладенца и у Господа Вседержителя именословное благословение.
Вскоре после того, как в Никольский храм была принесена
мироточивая икона, произошло следующее. Две женщины, с трудом разыскавшие на
окраине Москвы Николо-Перервенскую обитель, рассказали, что несколько дней
назад одной из них во сне явилась Божия Матерь и, показав Свою
икону, сказала, что Она послала сию икону в Николо-Перервенскую обитель.
Женщина поделилась вестью со своей подругой, и они стали искать. Никогда они не
слышали ни о таком монастыре, ни иконы такой никогда не видели. И вот, потратив
не один день на розыски обители, они, наконец, добрались до соборного храма
Никольского и, придя к настоятелю, попросили его показать храмовые Богородичные
иконы. И среди них женщина, которой было видение, сразу же безошибочно узнала
ту икону, о которой Свою волю явила Богородица,
благоволившая, чтобы Ее образ был именно на сем месте.
«Православные чудеса в ХХ веке».
Свидетельства очевидцев. МОСКВА, «Трим», 1993 г., 80 с.