Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

ПРАВОСЛАВНЫЕ ЧУДЕСА 29.03.24
КОГДА ПЛАЧУТ ИКОНЫ

КОГДА ПЛАЧУТ ИКОНЫ

 

Нет таких приборов, которые могли бы зафиксировать святость чудотворений

 

Два письма из почты рубрики.

«Настоятель Богоявленской церкви в селе Ильинка овгений купил по случаю старинную икону «Пророки Давид и Исайя». Когда священник принес ее домой и очистил от пыли, она обильно замироточила, – пишет из Бурятии П.Казьмин. – Как ни странно, паствы у священника после этого чуда не прибавилось. Видно, сегодня людей уже ничем не удивишь. Вот если бы задолженность по зарплате им выдали – это было бы действительно воспринято как чудо…»

А.Шейкин из алтайского Рубцовска сообщает: «В одном из частных домов поселка Кулунда произошло чудо самообновления иконы Богородицы, хранящейся в этой семье сорок лет: давно потемневший образ просветлел и стал выглядеть так, будто только что от богомаза. Икону выставляли в храме. Верующие толкуют разное, но больше говорят, что случившееся – к добру. Не могла бы газета выяснить (разумеется, не с целью нагнетания суеверных настроений в обществе) мнение авторитетного священника об этом и других христианских чудотворениях?»

 

С вопросами, заданными в письмах читателей, я пришел в московскую церковь Троицы Живоначальной в Троицком Толенищеве, к настоятелю храма протоиерею Сергию ПРАВДОЛЮБОВУ. Отец Сергий – из династии священнослужителей. Вне сомнений его образованность: будучи магистром богословия, он преподает в Московской духовной академии и Свято-Тихоновском православном богословском институте. Вместе с тем нет сомнения, что его суждения вызовут неоднозначные читательские отклики...

– Есть христианское таинство миропомазания и есть чудотворение – мироточение иконы, святых мощей... «Миро» в обоих случаях – одно и то же вещество?

– Хотел бы сразу предостеречь от этого ошибочного мнения. Кратко скажу, что таинство миропомазания, совершаемое над новокрещеным вслед за его троекратным погружением в воду, было установлено еще в апостольские времена. Через миропомазание человеку сообщается благодать Божия. Таинство заключается в том, что священник помазывает крещеного священным миром, делая им знак креста на разных частях тела человека, произнося при этом слова: «Печать дара Духа Святаго».

Миро приготовляется особым способом и состоит из множества компонентов, в том числе ароматических масел, белого виноградного вина, различных ладанов. В нашей Церкви миро варят каждые четыре года в Донском монастыре, происходит это на Страстной неделе. В Великий четверг в Успенском соборе Кремля совершается чин освящения мира. Затем миро рассылают по епархиям. В храмах оно хранится в алтаре.

Что касается мироточения икон и святых мощей, то название этого чудесного явления – условное. Некое светлое, маслянистого вида вещество, выделяющееся при чудотворениях, конечно же, не тождественно священному миру, применяемому в таинстве миропомазания.

– Вам лично приходилось быть очевидцем мироточения икон?

– В нашем храме 23 июля 1995 года, в день, когда совершается общецерковное празднование Собора сибирских святых и Собора рязанских святых, замироточили одновременно восемь икон, через несколько дней – еще две. Явление это происходило с разной степенью интенсивности и продолжалось целых два года. Удивительно, но среди «плачущих» икон одна была металлическая, а еще одна являлась репродукцией на бумаге.

Меня и всех прихожан глубоко впечатлило и другое обстоятельство. Есть у нас икона «Всех Скорбящих Радости». На ней в полный рост изображена Пресвятая Богородица, а справа и слева от Нее – нуждающиеся люди и ленточки с надписями: «Больным исцеление», «Нагим одеяние», «Нищим защита», «Хромым хождение». Эта икона тоже мироточила лик Богородицы, вся фигура – по контуру, а кроме того, маслянистая влага выделялась на ленточке «Нагим одеяние» – только на ней одной.

Это было тем более поразительно, что у нас на приходе уже много лет ведется сбор одежды для нуждающихся. Мы приводим вещи в порядок и передаем их ребятишкам из детдомов, людям, отбывающим наказание, и своим бедным прихожанам. Это – основное социальное служение прихода, которое, к нашей общей радости, было чудесным образом отмечено мироточением из определенной ленточки на иконе. Многие люди промокали истекавшую жидкость ваткой, протирали ею больные места на теле и получали затем исцеление. Все эти факты мы документально оформили.

– Как же следует относиться к явлению мироточения, каков его духовный смысл?

Я воспринимаю мироточение со страхом, конечно, и трепетом – тому же учу паству. Здесь неуместны ажиотаж, шумиха, тем паче истерика. Ясно, что явление это тайнственное, а вот к добру оно или к худу – неизвестно. Может, мироточением нам «сигнализируется», мол, будьте осторожны, грядут бедствия и страдания. Или, наоборот, – это радостный знак, мол, как хорошо, что русские вновь обращаются к Богу, строят и воссоздают храмы. То есть двоякий смысл может иметь факт мироточения. Повторяю – к нему следует относиться сдержанно, без экзальтации. Евангелист Матфей говорит: «Чего не понимаешь, тому можешь только дивиться, а отвергать его не дерзай».

— Отец Сергий, извиняюсь за свою дотошность, но ведь бывали в церковной жизни факты "чудотворений", имевших, мягко говоря, сомнительный, а точнее – вполне очевидный характер...

— Да, существует устойчивое мнение, что Петр I лично отлавливал хитрецов, устраивавших «искусственные чудеса» с целью привлечения прихожан. Допускаю, что какие-то «обманные чудеса», вызывав­шие царский гнев, случались. Но – как исключение. А, как правило... Понимаете, это же надо целое производство создавать, чтобы сверлить дырочки, устраивать сосудики, что-то там еще исхитряться делать... Я вам откровенно скажу: ни у духовенства, ни у монахов просто нет времени и тем более желания заниматься такой, простите, чепухой. Потому что им больше чем кому бы то ни было ведом страх Божий.

Есть здесь и другая сторона проблемы. Как-то в Новодевичьем монастыре шла подготовка к съемке исторического фильма. По дорожкам расхаживали стрельцы, дамы в длинных платьях, священники с наперсными крестами – актеры вживались в образы. А тут и начало обычной службы в храме, прихожане появились. Я сел в сторонке, на лавочку, смотрю: подойдет ли кто-нибудь из них под благословение к «священникам»? Никто не подошел, ни один человек! Никто не обманулся внешним обликом «батюшек» – настолько чутко сердце христианское.

Так и с иконой, из которой кто-то попытается «масляную капельницу» устроить, – от нее же будет разить техникой, трактором! Верующие нутром почувствуют обман и никогда не подойдут с молитвой ко лжечудотворному образу.

– Скажите, а были когда-нибудь попытки научно исследовать жидкость, источаемую иконами или мощами? И что в результате?

– Мне известно всего лишь об одном таком опыте – со слов моего отца – священника, совершившего в 50-х годах паломничество в Киево-Печерскую лавру. Он воочию видел там в стеклянном сосуде мироточивую главу святого. Монахи рассказали отцу, что, когда советские богоборцы закрыли лавру, представители власти проявили интерес к этому черепу. Они выплеснули миро, насухо протерли сосуд и саму главу, затем поместили ее обратно, запечатали банку и поставили в недоступное посторонним место. Через две недели решили посмотреть. И увидели, что сосуд почти наполовину вновь наполнен светлой жидкостью. Ее решили исследовать в научной лаборатории.

Ученые пришли примерно к такому выводу: «Жидкость с некоторыми маслянистыми элементами, непонятного происхождения, молекулы обычные...» Другого и быть не могло. Для Бога нет ничего невозможного. Он решил – и из ничего производится это миро. А химический состав его обыкновенный, земной. Вселенское вещество – оно универсальное, ведь Творец создал одну, а не две вселенные с разными параметрами... Другое дело – тайна самого «процесса» мироточения, но нет и не может быть таких земных приборов, которые могли бы зафиксировать святость этого явления.

То же самое – с «секретом» крещенской воды, которая не портится десятилетиями. Например, отец мой пил святую воду, сохранившуюся абсолютно свежей, будто только взятой из родника, с 1903 года – со времени прославления преподобного Серафима Саровского... Люди поверхностные считают: крещенская вода не портится потому, что в нее при Великом освящении погружают серебряный крест, а серебро, дескать, убивает бактерии. Но вот в своем храме мы воду уже несколько лет освящаем крестом... деревянным, а результат все тот же – вода не портится. Полагаю, что тема святой воды заслуживает отдельного рассказа, поскольку она действительно – чудо из чудес. Пока же замечу: можно сколько угодно изучать крещенскую воду – вода и вода по химическому составу. Но откуда у нее такие необыкновенные свойства?

Мы верим в то, что когда в освящаемую воду погружают крест и читают молитву, она получает колоссальный заряд Божественной силы, исходящей от креста, и становится, как мы говорим, светоносной, святой. Наш религиозный великий мыслитель о. Павел Флоренский специально исследовал происхождение греческого слова «агиос» (свят, святой, святить) и производил его от слова «иной», «другой», относящийся к «иному пространству», «иному бытию». Мы веруем, что и крещенская вода, и мироточение, и другие чудеса свидетельствуют об одном: уже при нашей земной жизни Господь посредством чудотворения подает нам возможность соприкоснуться со святостью иного, высшего бытия...

– Хотелось бы узнать ваше мнение о чудесах самообновления икон и даже настенных росписей в храмах..

– В нашей церковной истории подобных фактов отмечено великое множество, нередки они и в наши дни. Так, весной нынешнего года самообновилась икона «Рождество Христово» в петербургском храме Богоявления на Гутуевском острове: потемневший от времени образ вдруг стал выглядеть так, словно только что из реставрации. Примечательно, что в этом же храме начиная с 1992 года, когда он был возвращен верующим, постепенно самообновилась вся настенная живопись.

Случай «самопроизвольного» обновления иконы – правда, единственный, несколько лет назад произошел и в нашем храме. Икона старинная, темная, с почти неразличимым изображением, вдруг просветлела, засияла как новая. Я отношусь к этим явлениям, которые происходят, как мне представляется, наиболее часто в возрождающихся храмах, со спокойным благоговением. Верю, что эти явления – знамения милости Божией.

В таких фактах улавливается аналогия еще с одним чудом, о котором как-то меньше говорят и пишут. Давно замечено, что дорогие парчовые облачения, хранящиеся в музеях в условиях постоянного микроклимата, ветшают и рассыпаются быстрее, чем те, в которых священ­ники и архиереи служат в храме. Казалось бы, при использовании облачение и мнется, и деформируется, и влажности подвержено, но при всем при этом оно только крепче становится. Почему? Потому что в храме постоянно действуют духовные силы, оказывающие, в частности, чудесное воздействие на долговечность церковных облачений.

Так же происходит с самими храмами: те, в которых не идут богослужения, разрушаются в 10-20 раз быстрее по сравнению с действующими. Это вывод самих специалистов по охране памятников истории и культуры.

– Отец Сергий, вы наверняка слышали о монреальской иконе, мироточащей много лет. Что может означать этот факт? Кстати, это православный образ?

– Православный. Это Иверская икона Божией Матери, и я знаю о ней не только из публикаций. Прихожанин нашего храма был в Канаде, молился перед чудотворным образом. Вскоре после возвращения он явился в храм страшно переполошенным. Положил передо мной цветную фоторепродукцию монреальской «Иверской», и я увидел, что очи Богородицы постепенно увлажняются и в них появились слезинки святого мира. При этом воздух наполнялся тонким благоуханием.

Я рассуждаю так. Возможно, мироточение «Иверской» служит напоминанием канадским русским о том, что им пора возвращаться на историческую родину! Возможно, и нам, живущим на отчей земле, подается знак, чтобы мы энергичнее «возвращали» Россию самим себе. Чтобы храмы народ заполнял не только по великим праздникам, а изо дня в день укреплялся бы в православной вере.

 

Вел беседу Александр КОРОЛЕВ.

Газета «ТРУД-7» 07.10.1999.

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг