КОГДА
ПЛАЧУТ ИКОНЫ
Нет таких приборов,
которые могли бы зафиксировать святость чудотворений
Два письма из почты
рубрики.
«Настоятель
Богоявленской церкви в селе Ильинка о.Евгений купил по случаю старинную икону «Пророки Давид и Исайя».
Когда священник принес ее домой и очистил от пыли, она обильно замироточила, – пишет из Бурятии П.Казьмин.
– Как ни странно, паствы у священника после этого чуда не прибавилось. Видно,
сегодня людей уже ничем не удивишь. Вот если бы задолженность по зарплате им
выдали – это было бы действительно воспринято как чудо…»
А.Шейкин из алтайского
Рубцовска сообщает: «В одном из частных домов поселка Кулунда произошло чудо
самообновления иконы Богородицы, хранящейся в этой семье сорок лет: давно
потемневший образ просветлел и стал выглядеть так, будто только что от
богомаза. Икону выставляли в храме. Верующие толкуют разное, но больше говорят,
что случившееся – к добру. Не могла бы газета выяснить (разумеется, не с целью
нагнетания суеверных настроений в обществе) мнение авторитетного священника об
этом и других христианских чудотворениях?»
С вопросами, заданными в письмах читателей, я пришел в
московскую церковь Троицы Живоначальной в
Троицком Толенищеве, к настоятелю
храма протоиерею Сергию ПРАВДОЛЮБОВУ. Отец Сергий – из династии
священнослужителей. Вне сомнений его образованность:
будучи магистром богословия, он преподает в Московской духовной
академии и Свято-Тихоновском православном
богословском институте. Вместе с тем нет сомнения, что его
суждения вызовут неоднозначные читательские отклики...
– Есть христианское таинство
миропомазания и есть чудотворение
– мироточение иконы, святых
мощей... «Миро» в обоих случаях – одно и то же
вещество?
– Хотел бы сразу предостеречь от этого ошибочного
мнения. Кратко скажу, что таинство миропомазания, совершаемое над новокрещеным вслед за его троекратным погружением
в воду, было установлено еще в апостольские времена. Через миропомазание человеку сообщается благодать Божия. Таинство заключается в том, что священник помазывает крещеного священным миром, делая им знак креста на разных частях тела человека, произнося при этом слова: «Печать дара Духа Святаго».
Миро приготовляется особым способом и состоит из
множества компонентов, в том числе ароматических
масел, белого виноградного вина, различных ладанов. В нашей Церкви
миро варят каждые четыре года в Донском монастыре, происходит
это на Страстной неделе. В Великий четверг в Успенском соборе Кремля совершается чин освящения мира. Затем
миро рассылают по епархиям. В храмах
оно хранится в алтаре.
Что касается мироточения икон и святых мощей,
то название этого чудесного явления – условное. Некое
светлое, маслянистого вида вещество, выделяющееся при чудотворениях,
конечно же, не тождественно священному миру, применяемому в таинстве
миропомазания.
– Вам лично приходилось быть очевидцем мироточения
икон?
– В нашем храме 23 июля 1995 года, в день, когда
совершается общецерковное
празднование Собора сибирских святых и Собора рязанских
святых, замироточили одновременно восемь
икон, через несколько дней –
еще две. Явление
это происходило с разной степенью
интенсивности и продолжалось целых
два года. Удивительно, но среди
«плачущих» икон одна была
металлическая, а еще одна являлась репродукцией на бумаге.
Меня и всех прихожан глубоко впечатлило и другое
обстоятельство. Есть у нас икона «Всех Скорбящих Радости».
На ней в полный рост изображена Пресвятая Богородица, а справа
и слева от Нее – нуждающиеся люди и ленточки с надписями: «Больным
исцеление», «Нагим одеяние», «Нищим защита», «Хромым хождение».
Эта икона тоже мироточила –
лик Богородицы, вся фигура – по контуру, а кроме того, маслянистая влага выделялась на
ленточке «Нагим одеяние» – только на ней одной.
Это было тем более поразительно, что у нас на приходе
уже много лет
ведется сбор одежды для нуждающихся. Мы приводим вещи в порядок
и передаем их ребятишкам из детдомов,
людям, отбывающим наказание, и своим бедным прихожанам. Это – основное социальное служение прихода, которое, к нашей общей радости, было чудесным образом
отмечено мироточением из определенной ленточки
на иконе. Многие люди промокали истекавшую
жидкость ваткой, протирали ею больные
места на теле и получали затем
исцеление. Все эти факты мы документально
оформили.
– Как же следует относиться к
явлению мироточения, каков его духовный смысл?
—Я воспринимаю мироточение со страхом, конечно, и
трепетом – тому же учу паству. Здесь неуместны ажиотаж, шумиха,
тем паче истерика. Ясно, что явление это тайнственное,
а вот к добру оно или к худу – неизвестно. Может, мироточением
нам «сигнализируется», мол, будьте осторожны, грядут бедствия и
страдания. Или, наоборот, – это радостный знак, мол, как
хорошо, что русские вновь обращаются к Богу,
строят и воссоздают храмы. То есть двоякий смысл может иметь факт
мироточения. Повторяю – к нему
следует относиться сдержанно, без экзальтации. Евангелист Матфей
говорит: «Чего не понимаешь, тому можешь только дивиться, а
отвергать его не дерзай».
— Отец Сергий, извиняюсь за свою дотошность, но ведь
бывали в церковной жизни факты "чудотворений",
имевших, мягко говоря, сомнительный, а точнее – вполне
очевидный характер...
— Да, существует устойчивое мнение, что Петр I лично
отлавливал хитрецов,
устраивавших «искусственные чудеса» с целью
привлечения прихожан. Допускаю, что какие-то «обманные чудеса», вызывавшие царский гнев, случались. Но – как исключение. А, как правило... Понимаете, это же надо целое производство создавать, чтобы сверлить дырочки, устраивать сосудики, что-то там еще
исхитряться делать... Я вам
откровенно скажу: ни у духовенства, ни
у монахов просто нет времени и тем
более желания заниматься такой,
простите, чепухой. Потому что им
больше чем кому бы то ни было ведом
страх Божий.
Есть здесь и другая сторона проблемы. Как-то в
Новодевичьем монастыре шла подготовка к съемке исторического фильма.
По дорожкам расхаживали стрельцы, дамы в длинных платьях, священники с наперсными
крестами – актеры вживались в образы. А тут и начало обычной службы в
храме, прихожане появились. Я сел в сторонке, на лавочку, смотрю: подойдет ли
кто-нибудь из них под благословение к
«священникам»? Никто не подошел, ни один человек! Никто не обманулся
внешним обликом «батюшек» – настолько чутко
сердце христианское.
Так и с иконой, из которой кто-то попытается «масляную капельницу»
устроить, – от нее же будет разить техникой, трактором! Верующие
нутром почувствуют обман и никогда не подойдут с молитвой ко лжечудотворному образу.
– Скажите, а были когда-нибудь
попытки научно исследовать жидкость, источаемую
иконами или мощами? И что в результате?
– Мне известно всего лишь об одном таком опыте – со
слов моего отца – священника, совершившего в 50-х
годах паломничество в Киево-Печерскую лавру. Он воочию видел
там в стеклянном сосуде мироточивую главу святого.
Монахи рассказали
отцу, что, когда советские богоборцы закрыли
лавру, представители власти проявили интерес к этому черепу. Они выплеснули миро, насухо протерли сосуд и саму главу, затем поместили ее обратно, запечатали
банку и поставили в недоступное
посторонним место. Через две недели
решили посмотреть. И увидели, что
сосуд почти наполовину вновь
наполнен светлой жидкостью. Ее решили
исследовать в научной лаборатории.
Ученые пришли примерно к такому выводу: «Жидкость с
некоторыми маслянистыми элементами, непонятного происхождения,
молекулы обычные...» Другого и быть не
могло. Для Бога нет ничего невозможного. Он решил – и из ничего производится
это миро. А химический состав его обыкновенный, земной.
Вселенское вещество – оно универсальное, ведь Творец создал
одну, а не две вселенные с разными параметрами... Другое дело
– тайна самого «процесса» мироточения,
но нет и не может
быть таких земных приборов, которые могли бы зафиксировать
святость этого явления.
То же самое – с «секретом» крещенской воды, которая не портится
десятилетиями. Например, отец мой пил святую воду, сохранившуюся
абсолютно свежей, будто только взятой из родника, с 1903
года – со времени прославления преподобного Серафима Саровского...
Люди поверхностные считают: крещенская вода не портится потому, что в нее при Великом освящении погружают серебряный крест,
а серебро, дескать, убивает бактерии.
Но вот в своем храме мы воду уже
несколько лет освящаем крестом...
деревянным, а результат все тот же – вода не портится. Полагаю, что тема святой
воды заслуживает отдельного рассказа,
поскольку она действительно – чудо из чудес. Пока же замечу: можно сколько угодно изучать крещенскую воду – вода и вода по химическому составу. Но
откуда у нее такие необыкновенные
свойства?
Мы верим в то, что когда в освящаемую воду погружают
крест и читают молитву, она получает колоссальный
заряд Божественной силы, исходящей от креста, и становится,
как мы говорим, светоносной, святой.
Наш религиозный великий мыслитель о.
Павел Флоренский специально исследовал происхождение греческого слова «агиос» (свят,
святой, святить) и производил его от
слова «иной», «другой», относящийся к
«иному пространству», «иному бытию».
Мы веруем, что и крещенская вода, и мироточение, и
другие чудеса свидетельствуют об одном:
уже при нашей земной жизни Господь
посредством чудотворения подает нам возможность соприкоснуться со святостью иного, высшего бытия...
– Хотелось бы узнать ваше мнение
о чудесах самообновления икон и даже настенных
росписей в храмах..
– В нашей
церковной истории подобных фактов отмечено
великое множество, нередки они и в
наши дни. Так, весной нынешнего года
самообновилась икона «Рождество Христово» в петербургском храме Богоявления
на Гутуевском острове: потемневший от времени образ вдруг стал выглядеть так, словно только что из реставрации. Примечательно,
что в этом же храме начиная с 1992
года, когда он был возвращен
верующим, постепенно самообновилась вся настенная живопись.
Случай «самопроизвольного» обновления иконы – правда,
единственный, несколько лет назад произошел и в нашем храме.
Икона старинная, темная, с почти неразличимым изображением, вдруг
просветлела, засияла как новая. Я отношусь к
этим явлениям, которые происходят, как мне представляется, наиболее
часто в возрождающихся храмах, со спокойным благоговением. Верю,
что эти явления – знамения милости Божией.
В таких
фактах улавливается аналогия еще с одним
чудом, о котором как-то меньше
говорят и пишут. Давно замечено, что дорогие парчовые облачения, хранящиеся в музеях в условиях постоянного микроклимата, ветшают и рассыпаются
быстрее, чем те, в которых священники и архиереи служат в храме. Казалось бы, при использовании облачение и мнется, и деформируется, и влажности подвержено, но при всем при этом оно только крепче становится.
Почему? Потому что в храме постоянно
действуют духовные силы, оказывающие,
в частности, чудесное воздействие на
долговечность церковных облачений.
Так же происходит с самими храмами: те, в которых не
идут богослужения, разрушаются в 10-20 раз
быстрее по сравнению с действующими.
Это вывод самих специалистов по охране памятников истории
и культуры.
– Отец Сергий, вы наверняка слышали о монреальской
иконе, мироточащей много лет. Что может означать этот факт? Кстати, это
православный образ?
– Православный. Это Иверская икона
Божией Матери, и я знаю о ней не только из публикаций. Прихожанин нашего храма был в Канаде,
молился перед чудотворным образом. Вскоре после возвращения он явился в
храм страшно переполошенным. Положил передо
мной цветную фоторепродукцию монреальской «Иверской», и я
увидел, что очи Богородицы
постепенно увлажняются и в них
появились слезинки святого мира. При этом воздух наполнялся тонким благоуханием.
Я рассуждаю так. Возможно, мироточение «Иверской» служит напоминанием канадским русским о том, что им пора возвращаться на историческую родину! Возможно, и нам, живущим на отчей
земле, подается знак, чтобы мы энергичнее «возвращали» Россию самим себе. Чтобы храмы народ заполнял не только по великим праздникам, а изо дня в день укреплялся бы в православной вере.
Вел беседу Александр КОРОЛЕВ.
Газета «ТРУД-7» 07.10.1999.