«Пенза православная» – http://pravoslavie58region.ru/blagotvor.htm
Что
такое благотворительность
30.06.2013
Довольно
удивительный вопрос — что такое благотворительность? Благое дело, которое
изначально заключалось в оказании благотворительной помощи нуждающимся
(буквально «творить благо»), сейчас понимается более широко. Одно из поздних
толкований благотворительности звучит приблизительно так — деятельность по
добровольному распространению частных ресурсов для решения социальных проблем
нуждающихся, а также совершенствования жизненных условий.
Благотворительностью
в современном обществе принято считать любое проявление, попадающее под данное
определение: и меценатство, и спонсорство, и добровольные пожертвования, и
социальное инвестирование.
Благотворительность
в истории нашего народа продиктована и культурой, и религиозным наследием.
Основные благотворительные функции в предыдущие века выполняли именно церкви,
два века назад в процесс включились меценаты из знати,
а также купцы. В советский период понятия благотворительности не существовало:
была социальная ответственность, которая наиболее ярко выражалась в шефстве
предприятий и организаций над объектами культуры и образования.
Однако уже
более 20 лет благотворительность в Украине развивается по общепринятым мировым правилам,
поэтому ее можно рассматривать в комплексе.
Виды
благотворительности
В нашей
стране и в мире общепринятыми считаются следующие виды благотворительности:
корпоративная, частная, спонсорство, филантропия, меценатство, социальная
ответственность. Стоит рассказать о них подробнее.
Частная
благотворительность
— самая распространенная форма помощи, которая заключается в добровольном
жертвовании отдельными лицами средств и вещей, медикаментов и прочих ресурсов
на определенные нужды человека, группы людей, на отдельное социальное
направление.
Корпоративная
благотворительность
— социальная работа коммерческой организации, направленная на поддержку
социальных проектов или на помощь нуждающимся.
Компании могут выбирать сферу для благотворительности, не связанную со своей
основной деятельностью. Коммерческая благотворительность — это еще и
деятельность фондов. Также стоит рассматривать в этом срезе создания крупными
компаниями собственных благотворительных фондов для осуществления именно
корпоративной благотворительности.
Филантропия — это наиболее полный синоним
понятия «благотворительность». Однако употребляют эти два слова иногда в разных
понятиях. Если «благотворительность» означает деятельность, движимую «любовью к
людям», то под это понятие трудно подвести, например, выделение средств в пользу защиты животных. Поэтому действия,
направленные на сохранение и улучшение условий жизни всех видов на планете
Земля, принято называть филантропией. В это широкое понятие входит и улучшение
экологии, и выделение средств на разработку лекарств, и утверждение научных
грантов, и помощь животным, и многое другое.
Меценатство — слово, произошедшее от имени
покровителя римских поэтов Гая Цильния Мецената.
Меценатством принято называть благотворительность в узком проявлении: поддержку
культуры, искусства, науки. Но если смотреть глубже, можно найти существенные
отличия. Задача мецената — помочь не конкретному человеку, а той общественной
роли, тому культурному наследию, которое этот человек оставит. Помощь малоимущем человеку — благотворительность, помощь художнику
с гениальным талантом — меценатство во имя развития его таланта.
Социальная
ответственность —
довольно широкое и распространенное в нашей стране понятие. Понимается оно
по-разному: и как действия по ограничению негативного влияния предприятия на
окружающую среду, и как добровольный вклад в конкретное дело развития общества.
Правильным толкованием понятия принято считать следующее: это добровольная
миссия компании, которая выходит за рамки законодательного минимума и
направлена на развитие общества, включая ответственность работодателя, партнера
по бизнесу, гражданина и участника социальных отношений.
Ключевым в
этом понятии является слово «ответственность» — оно предполагает направление
благотворительности. Предприятие отвечает за защиту
окружающей среды, которую загрязняет, за защиту своих сотрудников, получивших
производственные травмы, за развитие школ, в которых учатся дети работников, за
содержание больниц, в которых они лечатся и т. п.
Спонсорство — вид деятельности, которую лишь
отчасти относят к благотворительной. По большей части,
для спонсора все благотворительные затраты — это часть расходов на
рекламу. По своей сути благотворительность предполагает абсолютно безвозмездную
помощь, без какой-либо выгоды для того, кто помогает. Спонсор проводит
благотворительные мероприятия не только с целью помощи, но и с целью
популяризации своего бренда. Ничего плохого в этом нет, так как польза от
помощи в большинстве случаев есть, и довольно весомая. Стоит отметить, что ряд
украинских компаний успешно совмещает социальную ответственность со скрытым
спонсорством.
О
формах и предназначении благотворительности
·
Исходя
из этого, можно определить следующие формы благотворительности:
·
передача одежды,
денег, имущества, еды и прочих ресурсов нуждающимся людям;
·
финансирование
науки, культуры, медицинской деятельности для решения социально значимых
вопросов;
·
бескорыстное
оказание услуг и выполнение работ;
·
создание
оптимальных условий для коллективной благотворительности (то, что делают
«звезды», популяризируя конкретные направления безвозмездной помощи).
Кажется,
сейчас вопрос «зачем нужна благотворительность» уже сомнений не вызывает. Это
ответственность, которая считается традиционной в культуре многих стран. У нас
это была «десятина», в Европе издавна зародилось меценатство, среди
традиционных американских принципов бизнеса есть правило передачи 10% дохода на
благотворительность. Продолжать можно долго, однако ясно одно: во все времена
есть люди и социальные направления, требующие помощи и вмешательства людей,
готовых помочь решить эти проблемы. Бедность, эпидемии, войны, экологические
угрозы — то, что сопровождает современный мир. Настоящая благотворительность
призвана бороться с этими факторами.
Яркие
примеры современной благотворительности
Сложно
найти наиболее значимые примеры благотворительности, учитывая, что сейчас на
благие цели в мире тратятся десятки миллиардов долларов в год. Поэтому
остановимся на самых ярких и массовых акциях, которые
привлекли всеобщее внимание.
Ice Bucket Challenge — всемирная кампания, направленная
на сбор денег в фонд по изучению бокового амиотрофического
склероза (неизлечимой болезни нервной системы). Правда, в каждой стране цели
благотворительности могут быть иными (например, в Украине так собирали деньги в
помощь солдатам АТО).
Правила
акции просты: человек, который обливается ведром холодной воды, имеет право
пожертвовать меньшую сумму (изначально — 10 долларов) и бросить вызов трем
своим друзьям. В течение суток те тоже обязаны облиться и заплатить по 10
долларов или отказаться от обливания и пожертвовать в фонд 100 долларов.
Благотворительная акция не раз подвергалась резкой критике, однако без сомнений
она является наиболее массовой: в данный момент в ней уже успели поучаствовать
самые известные люди планеты…
https://socpartnerstvo.org/ru/news/all-news/1420-chto-takoe-blagotvoritelnost-i-zachem-ona-nuzhna-vidy-i-primery/