Таков Николай
Чудотворец
22 мая –
перенесение мощей святителя Николая Чудотворца.
О «весеннем» празднике
великого святого побуждает задуматься известный духовный писатель протоиерей
Андрей Ткачев.
Святость скрыться не
может. Она – свеча, поставленная на подсвечник, и город, стоящий на верху горы.
В первом случае она освещает пространство вокруг себя. Во втором видна издалека, с какой бы стороны к ней ни приближаться.
Святость преодолевает расстояния между людьми и эпохами. Разная языковая среда,
разный культурный фон не мешают людям спустя столетия безошибочно распознать
святость и поклониться ей.
Таков Николай Чудотворец.
Если бы между святыми было
место зависти или соревнованию в людском почитании, многие бы смотрели на
Николая исподлобья. Еще бы! Таким массовым почитанием на всех континентах не
каждый похвалится. Но зависти между святыми, конечно,
нет. Среди них царствуют молитва и искренняя любовь. А вот у нас, странников и
пришельцев, совершающих свой земной путь, есть серьезная тема для размышлений.
Причина массового и
многовекового почитания Николая Чудотворца – в его внутреннем богатстве. Причем
он так искусно скрыл тайну своей внутренней жизни от внешних глаз, что мы почти
ничего не знаем о фактах его биографии. Слава нашла Николая после оставления
земли и вхождения в небесный покой, то есть тогда, когда угрозы со стороны
гордости и тщеславия (этих неизбежных спутников славы и похвалы) миновали.
Мы почитаем святого
Николая и как минимум дважды в год, а нередко и каждую неделю по четвергам
совершаем службы и обращаем к нему свои молитвы. «Подражайте мне, как я –
Христу», – сказал в одном из своих посланий апостол Павел. Это не просто
частный призыв, обращенный к конкретной аудитории. Это духовный закон. Согласно
этому закону человек приобретает полезные навыки, учится и растет, подражая
тем, кто лучше его, тем, кто ушел дальше и зовет нас за собой. Важно отметить и
то, что Павел не говорит «подражайте Христу», но – «подражайте мне, как я –
Христу».
Это значит, что высота
подражания Господу не осиливается всеми сразу, но вначале необходимо учиться у
тех, кто близок к Богу.
Теперь опять переведем
мысленный взгляд на Николая Чудотворца. В чем мы можем ему подражать и через
подражание максимально почтить этого святого? Например, тайным творением добрых
дел. Это не очень приятное занятие для разъеденного тайными недугами человека,
желающего похвалы и жаждущего славы. Но это именно то, чем прославился Николай,
анонимно помогавший людям, попавшим в беду. Он хорошо знал сердцем то, что
сказал один из отцов Египта, а именно: самое твердое и правильное добро то,
которое творят втайне. Николай и из мира хотел уйти, чтобы в монашеском
одиночестве, ни на что не отвлекаясь, служить Богу
постом и молитвой. Но Бог, знающий человека лучше, чем сам человек знает себя,
указал Николаю на иной путь. Этот путь заключался в попечении о пастве и жизни
среди волнуемого страстями многолюдства. Так подвижник лишился внешнего
уединения и был вынужден искать уединения внутреннего. В этом тоже можно ему
подражать.
Мы уже сказали кратко о
том, что человек редко понимает красоту и ценность тайного
доброделания. Свое и без того мелкое добро он склонен
до конца губить и лишать себя будущей награды из-за саморекламы и того «трубления перед собою», которое Христос осуждал в
лицемерах. Образ Николая в этом смысле не только льет на нас свой теплый свет,
но и учит менять свою жизнь в соответствии с евангельской новизной.
Второй же его урок нам
заключается в необходимости оберегать и воспитывать своего внутреннего
человека. К монашескому образу жизни склонны очень немногие. Но совершать
временное бегство от суеты, находить время для молчания и молитвы обязан
каждый, кто не весь вывернут наизнанку и живет только
внешним, кто хранит и оберегает свой внутренний мир. Источник силы для человека
– это его один на один предстояние перед Господом. И
тот, кто совершил много евангельски великого и полезного, должен лишь одной
стороной быть обращенным к миру и людям. Вторая половина его жизни по
необходимости должна быть сокрыта в Боге, в общении с Ним.
«Ты любишь Николая
Чудотворца? А ты знаешь, где секрет его известности и любви к нему? Секрет в
том, что он помнил и исполнял слова Писания: «Блаженнее более давать, нежели
принимать». Ты почтишь Николая Чудотворца, если будешь ему в этом подражать.
Помоги родителям по дому. Помоги отстающему товарищу усвоить предмет, который
ты знаешь и понимаешь лучше, чем он. Сегодня и всегда поделись на перемене
бутербродом с соседом по парте. Думай о других, а не только о себе. Отдавать
ведь не значит только передавать из рук в руки деньги или вещи. Отдавать можно
время, силы, знания, заботу, молитву. Этим должны заниматься все, в том числе и
дети».
Подобное почитание святого
очень востребовано, и оно, к сожалению, пока не является главным и
общепринятым способом выразить Николаю свою любовь. И еще очень важный момент.
Николай ныне – житель Небесного Царствия. Разговор о нем – прекрасный способ
повести речь о бессмертии души, о духовном мире, о неистребимости добра,
сделанного во имя Божие. Если с детьми часто трудно или невозможно говорить о
мучениках по причине страшных издевательств, которые они вынесли, то о таком
святом, как Николай, можно говорить всегда. Только бы не «зацелофанить»
и не «законфетить» образ святого. Только бы не свести
все к дедушке с мешком, к детским письмам с просьбами о подарках, в которых
видно, что аппетит подрастающего поколения разгорается не на шутку. Им уже не
до шоколадок. Детки все чаще просят игровые приставки и новые модели мобильных
телефонов. А родители, эти «датели» и «винители», эти частые эгоисты и тайные атеисты, умильно
хохочут над письмами и просьбами своих деток.
Хорошо, если святой
многого мелкого и ничтожного в наших праздниках, посвященных ему, не заметит. А
если заметит и прогневается? Предание ведь сообщает нам о пощечине, которую от
руки Николая получил Арий. И это значит, что святой не приставлен к
бесконечному разносу подарков или попечению о
плавающих по водам. Он ревнует об Истине. Нужно чтить его так, чтобы его ладонь
на своей щеке не почувствовать.
Стоит вообще подумать о
почитании святых. Чтобы чтить не только службой и застольем. Ведь можно найти и
другие законные и благочестивые способы выразить святым свою любовь. В день
памяти любого из евангелистов можно организовать в храме чтение
соответствующего Евангелия. Да и любого из святых, чьи книги вошли в Библию,
можно чтить таким образом. В день памяти Иоанна Милостивого
или Филарета Милостивого сам Бог велел подражать святым делами любви. В день
памяти Симеона Столпника, конечно, на столп не
залезешь, но выключить мобильник, телевизор и компьютер и посидеть часа три в
тишине можно попробовать.
Творчество нужно и свежий
взгляд. Поскольку и сами святые – это не законники и формалисты, а в высшей
степени интересные и глубокие люди.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
ФОТО – hram-rozhdestva.prihod.ru