По
разным данным, нынешней весной праздник Победы встретят лишь около 800 тысяч
участников Великой Отечественной войны. Но те, кто еще с нами, – поистине
золотой фонд нашего народа.
Поколение, которое
не мучили вопросы о смысле жизни. Они просто защищали и спасали эту жизнь. А
после войны, хлебнув сполна огня и пуль, восстанавливали разрушенные города,
строили заводы – словом, создавали светлое будущее для своих детей. Одни из
тех, кто встретит 9 Мая 2013 года, – Владимир Николаевич Керханаджев
(на снимке справа), председатель Пензенского городского совета ветеранов войны
и труда, и Михаил Юрьевич Шкраб. Первый – участник Сталинградской битвы и
очевидец пленения Паулюса.
В тот день,
когда это произошло, саперная часть рядового Керханаджева расположилась как раз на площади
Революции, где в подвале универмага располагался штаб немецкого фельдмаршала.
Молодой боец на всю жизнь запомнил, как двое наших генералов
и несколько офицеров выводили из бункера Паулюса, его начальника штаба и
адъютанта.
На личном
счету Владимира Николаевича только за период Сталинградской битвы 900
обезвреженных мин, а войну он закончил в Кенигсберге.
За годы войны
военные медики, в числе которых был и М.Ю. Шкраб, вернули в строй 72,3 процента
раненых и 90,6 процента больных воинов. Всего около 17 миллионов человек. И
если сопоставить эту цифру с численностью наших войск за все годы войны (6 700
000 в январе 1945 г.),
то становится очевидным, что победа была одержана в значительной степени
солдатами и офицерами, возвращенными в строй медицинской службой. Победу Михаил
Юрьевич Шкраб встретил в Чехословакии.
Редакция «Беседки» сердечно поздравляет читателей с
праздником Великой Победы. А перед ее непосредственными участниками мы низко
склоним головы в знак безмерной благодарности и уважения.
Долг молитвы
о павших
9 МАЯ –
ДЕНЬ ПОБЕДЫ. ПОМИНОВЕНИЕ ВОИНОВ
В нашей новейшей истории не было другого такого,
бесспорно, великого события, великого и в нравственном, и в героическом смысле,
когда под угрозой было само существование народа, а он не только выжил и
победил, но и помог выжить другим.
Священность
войны и победы, святыня гражданская, объединяющая людей независимо от их
происхождения или вероисповедания, одновременно является и святыней
религиозной, православной. Подвиг русского народа имел, кроме
патриотического, еще и религиозный смысл. В образе воина воплотился народный
идеал, который является вполне церковным – идеал человека, который ценой
невероятного напряжения всех сил, ценой подвига, а иногда и самой жизни спасает
других, защищая их от порабощения злом и от гибели. Неудивительно, что Церковь
особо поминает почивших воинов в своих молитвах. Это давняя традиция.
Следуя ей,
Архиерейский собор Русской Православной Церкви в 1994 году постановил совершать
в День Победы 9 мая особенное ежегодное поминовение воинов, отдавших свою жизнь
за веру, Отечество и народ, а также всех мученически погибших во время Великой
Отечественной войны 1941 – 1945 годов.
В этот день
совершаются также молебны о здравии ветеранов Великой Отечественной войны. Наши
воины защищали свое Отечество, свои семьи и дома, но они защищали и весь мир.
Сейчас уже нет сомнений, что идеология нацизма была антихристианской, что война
велась не только за мировое господство, но и за души десятков и сотен миллионов
людей.
На молебне о
даровании победы русскому оружию, совершенном в первые
дни войны в Богоявленском кафедральном соборе Москвы, Первоиерарх
Русской Церкви митрополит Сергий подчеркивал, что «глубоко ошибаются те, кто
думает, что теперешний враг не касается наших святынь и ничьей веры не трогает.
Наблюдения за
немецкой жизнью говорят совсем о другом. Известный
немецкий полководец Людендорф, посылавший своих
солдат на смерть сотнями тысяч, с летами пришел к убеждению, что для
завоевателя христианство не годится... Поэтому генерал призывает своих
германцев бросить Христа и кланяться лучше древнегерманским идолам Вотану и
другим... Безумие это распространено среди фашистов и даже стремится заразить
собой и другие народы, попадающие под германское влияние или владычество».
Сражаясь
против нацизма, наши воины бились и за веру, и против глобальной власти
мирового зла. Конечно, советская идеология, как и нацистская, отвергала
Православие, но исторические факты показывают, что советский атеизм во время
войны сдал свои позиции.
В годы войны
открылись тысячи храмов, в которых молились о победе, о воинах, ушедших из
своих домов, чтобы биться с врагом за Родину, за своих близких и родных, о тех,
кто в тылу трудился, чтобы приблизить разгром врага, о здравии раненых, о мудрости
военачальников, о ниспослании сил рядовым, на чьи плечи легли все тяготы
военно-полевой жизни, о упокоении погибших и их вечной
памяти. Возобновилась монашеская жизнь во многих обителях, заработали духовные
школы. Впервые после долгого перерыва стали готовиться грамотные
священнослужители, а это означало, что властью было признано: у Церкви в
Советском Союзе есть будущее.
Наш долг –
преклонить головы перед памятью павших в боях, скончавшихся от ран и голода,
замученных и убиенных в плену и помолиться о упокоении
их душ.
Подготовил В.
НИКОЛАЕВ.
ФОТО 1 – А.ПАТАНИНА
ФОТО 2 – rian.com.ua
Б№19(690)2013