Пасхальная
радость
По-разному переживают ее люди. Кто-то, насладившись
пиршеством веры и приняв богатство благодати в пасхальную ночь на торжественной
службе, полностью переключается на мирские пиры и мирские радости, в которых
ограничивал себя весь пост. Кто-то славно потрудился Великим постом, оживил
свою духовную жизнь, и в нем обновился вкус к ней.
О том, как следует проводить святые дни, рассказывает
протоиерей Сергий Николаев.
У праведного Иоанна Кронштадтского есть
замечательное пасхальное пожелание: «Да будет радость наша о Воскресении
разумна, глубока, свята и деятельна!» Прежде всего, она должна быть разумна –
наполнена смыслом.
Конечно,
вполне осознать истину Воскресения человеческий ум не в силах, перед ней он
просто букашка, но знать основы своей веры вполне доступно для любого ума.
Среди тех, кто недавно, уже в осознанном возрасте пришел в Церковь, есть люди
замечательного типа – они спрашивают. Им интересно Православие, интересны
таинства, обряды, догматика, множество вопросов вызывает у них Евангельская
история. Это не праздновопрошающие, каких тоже
немало, но «практические» христиане. Сделав выбор, они хотят правильно жить в
Церкви, ищут духовного руководства, им действительно нужно спасение. Встреча с
таким человеком всегда радость для священника.
Но есть
христиане, не ищущие религиозных знаний, никогда не вопрошающие. «За религию у
нас часто принимают неопределенную смесь из детских воспоминаний,
сентиментальных чувств, испытываемых иногда в церкви, крашеных яиц и кулича на
Пасху» – это о них. Такой «детский» период может быть у каждого человека, но
одни вырастают из духовного детства, другие воспринимают его как истинную
взрослость.
Когда-то,
когда весь русский мир был православным, религиозная истина впитывалась с
молоком матери, познавалась в семье и на церковной службе, из домашних и
церковных молитв, из привычного быта с чтением и рассказами из Евангелия, житий
святых, духовных стихов. Христианство казалось естественным, почти врожденным.
Но сегодня таких семей с непрерывной церковной традицией немного. Для
большинства наших современников единственный пример православной жизни –
воспоминания о любимой бабушке, ходившей в церковь и приносившей со службы
просфоры. Эти воспоминания умилительны, они согревают душу и поддерживают
религиозную жизнь, но нужны и знания. «Вера от слышания»
(Рим. 10, 17) – сказано у Апостола. Необходимо читать, слушать, общаться с
грамотными верующими людьми, с духовными людьми. Жаль, что даже среди привычных
многолетних прихожан можно встретить таких, кто не понимает и не представляет,
«во что» он верит. А вера должна быть осознанной.
«Да будет
радость наша о Воскресении... глубока...» Радость глубока, когда она – часть
тебя. Неотделимая часть. Такая радость родится из личного опыта. Опыта молитвы,
пройденных искушений, опыта помощи Божией. Опыта богообщения. Замечательную
возможность такого опыта дают верующим предваряющие
Пасху Великий пост и Страстная седмица. Вы замечали, как наполняются постом
храмы? Сколько людей исповедуется и причащается? Что так притягивает их, еще
недавно пренебрегавших церковными службами? Не столько традиция, но более
знакомая из практики реальность быть ближе к Богу. Уже само ограничение по
плоти и от развлечений дает простор духу человека и роднит его с Богом, Который Сам есть Дух. Постом ноги так и несут в церковь.
Заметим, что
кроме обычных, уставных особенностей поста многие православные еще ставят себе
на этот период какую-нибудь личную задачу. Кто-то берется совсем не пить вина
или отказывается от газет-сплетниц, а кто-то старается удерживаться от гнева.
Одна девушка спрятала на это время плейер с наушниками, потому что чувствовала
зависимость от некой музыки. Постом проще приводить себя «в порядок» –
исповедоваться и «исправляться». Это и есть жизнь духа – духовная работа,
которую мы совершаем с помощью Божией. Наш драгоценный духовный опыт.
Святой Иоанн Кронштадтский желает всем святой деятельной радости.
Святой, то есть духовной. Кто достойно совершил течение поста, входит в
пасхальную радость новым человеком. И мир он видит иным. Его не привлекает
скорое возвращение в мир привычных дел и забот. Для него телесная льгота только
добавила удобства бывать на службе, может быть, даже поехать в другой храм,
монастырь на престольный праздник. Радость свята, когда мы во всякой своей
пусть даже самой житейской радости помним о Господе.
А что такое
деятельная радость? Радость, побуждающая к деятельности. Крестная Жертва
принесена за всех, значит, и за тебя. И тебе «прощение из гроба воссияло». И
тебе даровано воскресение, ибо «мертвых нет ни одного». Чем же ты можешь
ответить на эти благодеяния? Тоже, по примеру Христа, пожертвовав собой ради
кого-то. Отдать свое время, силы, что-то из благоприобретенного
– мало ли чем можно пожертвовать. Из Древней Церкви к нам пришел обычай святить
пасхальные дни и другие праздники «делами любви христианской», уделяя от имения
нуждающимся, посещая и утешая одиноких, больных и заключенных. Когда-то личная
благотворительность воспринималась как естественная составляющая христианского
праздника. И милостыню в эти дни просили: «Подайте ради праздника». В царской
России на сибирскую каторгу личным иждивением снаряжали целые обозы с
продуктами и подарками к Пасхе. Люди бедные носили копеечки и узелки с куличами
в местные больницы, богадельни и тюрьмы. Так и говорили: «Навестить больницу,
темницу и вдовицу». Чем ни пример? А то еще хороший обычай – прощать долг на
Пасху. Верю, что кто-то обрадуется, узнав, что у него есть такая замечательная
возможность следовать Христу, Крестной Жертвой искупившему долги рода
человеческого.
И еще дело
любви христианской – общительность. Мир сегодня нуждается в христианской
проповеди. Уж очень люди за время «научного атеизма» одичали. Почему бы не
принять у себя или не сходить в эти дни к нецерковным
или даже неверующим родственникам, знакомым? Если вы будете к ним любовно
внимательны, не станете особенно поучать и тем более спорить, то и они
причастятся праздника Воскресения. А дальше – как Бог даст.
Праздник
закончится, но останется с нами. И не только в памяти. Весь год, каждую неделю
нам даруется пасхальный день – воскресенье. И всем, кто в эти пасхальные дни
живет разумной, глубокой, святой и деятельной радостью, нет
надобности с ней расставаться. Она останется с нами до новой Пасхи. А
затем встретит нас и в Царстве Небесном.
Подготовил В.
НИКОЛАЕВ.
Б№18(689)2013
ФОТО – http://images.yandex.ru/... 2F5977585887.jpg&pos=20&rpt=simage&lr=49