Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Б Е С Е Д К А 24.04.24
Пасхальная радость

Пасхальная радость

 

По-разному переживают ее люди. Кто-то, насладившись пиршеством веры и приняв богатство благодати в пасхальную ночь на торжественной службе, полностью переключается на мирские пиры и мирские радости, в которых ограничивал себя весь пост. Кто-то славно потрудился Великим постом, оживил свою духовную жизнь, и в нем обновился вкус к ней.

О том, как следует проводить святые дни, рассказывает протоиерей Сергий Николаев.

 

У праведного Иоанна Кронштадтского есть замечательное пасхальное пожелание: «Да будет радость наша о Воскресении разумна, глубока, свята и деятельна!» Прежде всего, она должна быть разумна – наполнена смыслом.

Конечно, вполне осознать истину Воскресения человеческий ум не в силах, перед ней он просто букашка, но знать основы своей веры вполне доступно для любого ума. Среди тех, кто недавно, уже в осознанном возрасте пришел в Церковь, есть люди замечательного типа – они спрашивают. Им интересно Православие, интересны таинства, обряды, догматика, множество вопросов вызывает у них Евангельская история. Это не праздновопрошающие, каких тоже немало, но «практические» христиане. Сделав выбор, они хотят правильно жить в Церкви, ищут духовного руководства, им действительно нужно спасение. Встреча с таким человеком всегда радость для священника.

Но есть христиане, не ищущие религиозных знаний, никогда не вопрошающие. «За религию у нас часто принимают неопределенную смесь из детских воспоминаний, сентиментальных чувств, испытываемых иногда в церкви, крашеных яиц и кулича на Пасху» – это о них. Такой «детский» период может быть у каждого человека, но одни вырастают из духовного детства, другие воспринимают его как истинную взрослость.

Когда-то, когда весь русский мир был православным, религиозная истина впитывалась с молоком матери, познавалась в семье и на церковной службе, из домашних и церковных молитв, из привычного быта с чтением и рассказами из Евангелия, житий святых, духовных стихов. Христианство казалось естественным, почти врожденным. Но сегодня таких семей с непрерывной церковной традицией немного. Для большинства наших современников единственный пример православной жизни – воспоминания о любимой бабушке, ходившей в церковь и приносившей со службы просфоры. Эти воспоминания умилительны, они согревают душу и поддерживают религиозную жизнь, но нужны и знания. «Вера от слышания» (Рим. 10, 17) – сказано у Апостола. Необходимо читать, слушать, общаться с грамотными верующими людьми, с духовными людьми. Жаль, что даже среди привычных многолетних прихожан можно встретить таких, кто не понимает и не представляет, «во что» он верит. А вера должна быть осознанной.

«Да будет радость наша о Воскресении... глубока...» Радость глубока, когда она – часть тебя. Неотделимая часть. Такая радость родится из личного опыта. Опыта молитвы, пройденных искушений, опыта помощи Божией. Опыта богообщения. Замечательную возможность такого опыта дают верующим предваряющие Пасху Великий пост и Страстная седмица. Вы замечали, как наполняются постом храмы? Сколько людей исповедуется и причащается? Что так притягивает их, еще недавно пренебрегавших церковными службами? Не столько традиция, но более знакомая из практики реальность быть ближе к Богу. Уже само ограничение по плоти и от развлечений дает простор духу человека и роднит его с Богом, Который Сам есть Дух. Постом ноги так и несут в церковь.

Заметим, что кроме обычных, уставных особенностей поста многие православные еще ставят себе на этот период какую-нибудь личную задачу. Кто-то берется совсем не пить вина или отказывается от газет-сплетниц, а кто-то старается удерживаться от гнева. Одна девушка спрятала на это время плейер с наушниками, потому что чувствовала зависимость от некой музыки. Постом проще приводить себя «в порядок» – исповедоваться и «исправляться». Это и есть жизнь духа – духовная работа, которую мы совершаем с помощью Божией. Наш драгоценный духовный опыт.

Святой Иоанн Кронштадтский желает всем святой деятельной радости. Святой, то есть духовной. Кто достойно совершил течение поста, входит в пасхальную радость новым человеком. И мир он видит иным. Его не привлекает скорое возвращение в мир привычных дел и забот. Для него телесная льгота только добавила удобства бывать на службе, может быть, даже поехать в другой храм, монастырь на престольный праздник. Радость свята, когда мы во всякой своей пусть даже самой житейской радости помним о Господе.

А что такое деятельная радость? Радость, побуждающая к деятельности. Крестная Жертва принесена за всех, значит, и за тебя. И тебе «прощение из гроба воссияло». И тебе даровано воскресение, ибо «мертвых нет ни одного». Чем же ты можешь ответить на эти благодеяния? Тоже, по примеру Христа, пожертвовав собой ради кого-то. Отдать свое время, силы, что-то из благоприобретенного – мало ли чем можно пожертвовать. Из Древней Церкви к нам пришел обычай святить пасхальные дни и другие праздники «делами любви христианской», уделяя от имения нуждающимся, посещая и утешая одиноких, больных и заключенных. Когда-то личная благотворительность воспринималась как естественная составляющая христианского праздника. И милостыню в эти дни просили: «Подайте ради праздника». В царской России на сибирскую каторгу личным иждивением снаряжали целые обозы с продуктами и подарками к Пасхе. Люди бедные носили копеечки и узелки с куличами в местные больницы, богадельни и тюрьмы. Так и говорили: «Навестить больницу, темницу и вдовицу». Чем ни пример? А то еще хороший обычай – прощать долг на Пасху. Верю, что кто-то обрадуется, узнав, что у него есть такая замечательная возможность следовать Христу, Крестной Жертвой искупившему долги рода человеческого.

И еще дело любви христианской – общительность. Мир сегодня нуждается в христианской проповеди. Уж очень люди за время «научного атеизма» одичали. Почему бы не принять у себя или не сходить в эти дни к нецерковным или даже неверующим родственникам, знакомым? Если вы будете к ним любовно внимательны, не станете особенно поучать и тем более спорить, то и они причастятся праздника Воскресения. А дальше – как Бог даст.

 

Праздник закончится, но останется с нами. И не только в памяти. Весь год, каждую неделю нам даруется пасхальный день – воскресенье. И всем, кто в эти пасхальные дни живет разумной, глубокой, святой и деятельной радостью, нет надобности с ней расставаться. Она останется с нами до новой Пасхи. А затем встретит нас и в Царстве Небесном.

 

Подготовил В. НИКОЛАЕВ.

Б№18(689)2013

ФОТО – http://images.yandex.ru/... 2F5977585887.jpg&pos=20&rpt=simage&lr=49

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг