Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Б Е С Е Д К А 21.11.24

 

К пристани Небесного Царства

 

Пост – термин военный, означает «стоять на посту». Суть его – разумом стоять на посту у своего сердца, не пуская туда всякого рода страсти.

Именно разумом, а не желудком, а то у нас пост зачастую к диете сводится. Об этом предупреждает в преддверии Великого поста (начинается 18 марта 2013 года) протоиерей Сергий Ульзутаев.

 

Пост – это не просто воздержание здоровья ради. Пост блюдется ради Христа, дабы приблизиться к идеалу человека – Сыну Божию. Но когда человек через соблюдение телесного поста поднимается на первую ступеньку лестницы, ведущей ко Христу, – его начинают донимать страсти, которые раньше не тревожили, о которых он даже не подозревал, что они у него есть. И человек начинает сражаться уже молитвой. Все это и есть то самое грознейшее оружие против всякого рода страстей и бесовских искушений, которое имел в виду великий подвижник благочестия прп. Исаак Сирин. Поэтому начинать надо с малого – с утеснения чрева, борьбы с чревоугодием.

 

Авва Дорофей учит, что есть два вида чревоугодия: «Первый – когда человек ищет приятности пищи и не всегда хочет есть много, но желает вкусного. Это называется по-гречески «лемаргия» – гортанобесие. Иного борет многоядение, и он не желает хороших снедей и не заботится о вкусе их, он заботится только о том, чтобы наполнить чрево свое. Это называется «гастримаргия» – чревобесие».

 

Если человек хочет победить чревоугодие, пусть следует совету прп. Серафима Саровского: «Досыта ничего не вкушай; оставляй место Святому Духу».

 

К сожалению, у постящихся впервые из-за воздержания в пище развивается агрессия. Это потому, что они воспринимают пост как диету, а не как духовное воздержание во имя Христа. Но это уже вопрос не столько самого поста, сколько отношения человека к жизни, к ее смыслу. Увы, смысл жизни человек начал терять давно, начиная с первого своего грехопадения. Время от времени он обретал его через откровения пророков, потом – через Христа. Но многие христиане становятся псевдохристианами: называются христианами, но стремятся не к Христу, а к некоему самодовлеющему соблюдению заповедей, которые сами по себе только ограждают человека от греха, но не приближают ко Христу.

Старец Зосима (Верховский) наставлял: «Не гонитесь за одним постом. Бог нигде не сказал: аще постницы, то мои ученики; но «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13,35). И диавол никогда не ест и не спит, но все он диавол. Без любви и смирения, от одного поста и бдения, из человека сделается, пожалуй, бесом». Смысл жития человека – движение к Богу, к совершенству, к истине. Без наполнения любовью во имя Христа житие человека бессмысленно.

 

Иные говорят: Христос 40 дней провел в пустыне и ничего не ел. Мы же эти 40 дней проводим в Великом посте из года в год. Может быть, и нам, как Христос, один раз в жизни 40 дней отпоститься по полной программе – и все...

Не нужно забывать земную жизнь Христа. Чем она закончилась? Распятием на Кресте... Мы готовы к этому? Нет? Тогда о чем речь?! Мы можем проповедовать, как Христос? Имеем такую любовь всеобъемлющую, как Сын Божий? Готовы на крестную смерть? Нет, не можем, не имеем, не готовы.

Так должны хотя бы молиться, каяться в грехах и поститься в меру своих сил, не мудрствуя лукаво. От нас ведь не требуется особых подвигов. Поститесь ради Христа, и будет здоровье отменное. Святой апостол Павел говорит, что много раз был он в путешествии, часто в бдении, голоде и жажде, часто в посте, в стуже и в наготе (2Кор.11,27). Видите, он ясно отделяет просто голод и жажду от поста. Значит, даже святые не могли обойтись без поста. Чем же мы, грешные, обуздаем плоть с ее похотями и слабостями, коли поститься не будем?

 

В наше время священники вникают в проблемы каждого прихожанина и тем, кто страдает диабетом и другими заболеваниями, пост послабляют. Впрочем, у больных людей пост и протекает иначе, заключаясь в их болезнях и страданиях. Это Господь наградил их таким постом – за грехи или предыдущее невоздержание.

Св. Иоанн Златоуст увещевал: «Возьми пост в спутники себе на всю жизнь, чтобы он оберегал тебя, избавил от смерти, спас от искушений и привел тебя к пристани Царствия Небесного».

 

ФОТО – Сорок дней и ночей Иисус был искушаем Сатаной в пустыне и ничего не ел…forumreligions.ru

Крамской – Христос в пустыне. 1872 – Крамской Иван Николаевич – Terra

 

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг