Масленица – христианская или языческая?
Немало сегодня
находится «этнографов», утверждающих, что Масленица – праздник не христианский.
По языческой традиции это празднование дня весеннего солнцеворота.
Однако праздник можно
наполнить и христианским смыслом. Об этом рассказывает историк Надежда
Викторовна Сегень.
«На грани нашего вступления
в Великий пост – вопрос: познал ли ты теперь, что ты собой представляешь, кто
ты такой? Совесть ты выслушал? В тебе дрогнуло что-то или нет? И затем
открывается время Великого поста, весна духовная, расцвет жизни...»
Митрополит Антоний
Сурожский.
Но весенний солнцеворот определен
конкретным числом, а Масленица, предшествующая Великому посту, может
праздноваться как зимой, так и весной, как после весеннего солнцеворота, так и
задолго до него.
На Масленицу во многих христианских
странах принято справлять свадьбы – «новожены». Это
напоминание нам о первой чете – Адаме и Еве. Масленичное чучело – это символ
«ветхости», греховности. Его сжигание – преодоление «ветхого человека», победа
над смертью. Огонь в христианской символике означает плотское мучение чувств –
«огонь страсти», суетное тщеславие – «всесожжения не благоволиши»,
адские терзания – «огонь неугасаемый». Он противоположен воде – очищению,
победе над грехом (Всемирный потоп, таинство Крещения, водосвятия). А материалом
для чучела Масленицы служит солома, потому что «яко трава бо огнем будете иссохше...».
Почему же многие все-таки считают
этот праздник языческим? Видимо, из-за его разгульности, буйства игрищ, которые
вроде бы никак нельзя признать христианскими. А может быть, взятие снежного
городка и кулачные бои – борьба и сражение – превращаются из шутливой забавы в
противостояние между жизнью и смертью? Не случайно победителя снежного городка
в прежние времена награждали... купанием в проруби! Получается: победитель преодолел
барьер – смерть – и получил крещение в жизнь вечную...
Так что сущность Масленицы может
быть христианской.
Именно в христианском смысле
Масленица – важная часть подготовки к Великому посту. Уже за три недели до его
начала открывается Постная триодь, и на службе впервые звучит «Покаяния отверзи
ми двери». Читается Евангельская притча о мытаре и фарисее – так Церковь
начинает подготавливать нас к покаянным дням. На следующей воскресной службе
прибавляется печальное пение 136-го псалма «На реках Вавилонских» и
вспоминается притча о блудном сыне. Еще через
неделю мы слышим грозные слова о Страшном суде.
Воскресенье перед самым постом
называется Воспоминанием Адамова изгнания (иначе – Прощёное воскресенье). Добрые христиане просят прощения у ближних
за вольно или невольно причиненные обиды и огорчения, чтобы с чистой душой
войти в Великий пост, а позже – возрадоваться «чистым сердцем» Великому Христову
Воскресению!
Человек может казаться вам
неприятным, и обида на него еще кипит в сердце, и, кажется, с чего бы мне у
него просить прощения, ведь он заслужил то, что я ему причинил! И так трудно
смирить себя и поступить, как велит Христос: простить обидевших вас, попросить
прощения у тех, кого вы обидели! Но просить прощения нужно. В первую очередь
для вас самих, а не для того, у кого вы просите прощения. Ведь вы просите о
прощении не у людей, а у Господа...
Наконец приходит Страстная седмица,
в которой мы страдаем и умираем вместе со Христом,
отказываясь от всех плотских радостей, включающих и вкусную еду, а за ней
наступает пасхальное ликование: «Христос воскресе из
мертвых, смертию смерть поправ!»
Скоро мы с вами вновь переживем три
периода: предпостовый, сам Великий пост и пасхальный.
Мы снова сначала побудем веселыми
детьми на Масленицу, когда человек еще был безгрешным, но уже предчувствовал
предстоящее грехопадение – отсюда и первые покаянные нотки в богослужении. И
вот – грехопадение свершилось! Человеку была дана свобода (Сырная седмица –
Масленица), но он не смог достойно принять ее. Как итог – изгнание из рая,
когда мы, как павшие прародители Адам и Ева, просившие прощения у Господа за
свой грех, будем просить прощения у людей и у Бога. А после настанет великая
скорбь, и тяготы, и покаяние нашей наполненной грехом жизни – Великий пост.
Великий пост – жизнь человечества на
земле после грехопадения. Но пришел Христос и умер за нас, а затем воскрес и
даровал нам жизнь вечную – Пасху! Отнеситесь же к празднованию Масленицы – не
как к языческому разгуляю, а как к христианскому празднику, который нужно
проводить достойно: умеренно, не теряя человеческого облика, веселитесь, ходите
в гости к близким и родным, вкушайте сыры и рыбу, да не забудьте о главном
угощении Масленицы – блинах!
Ведь никакое другое блюдо русской
кухни не сравнится с ним по популярности. Каждый день Масленицы имел свое название:
понедельник называли встречею,
вторник – заигрышем,
среду – лакомкой,
четверг – переломом или разгулом
(«широкая Масленица»),
пятницу – тещиными вечерями,
субботу – золовкиными
посиделками,
воскресенье – проводами.
И блины были разные: гречишные,
пшеничные, овсяные, просяные, ячменные и даже гороховые. Кушайте на здоровье,
но помните, что писал великий русский писатель Владимир Иванович Даль: «В
завершающий день Масленицы Прощёное
воскресенье заканчиваются объедание и веселье, на ледяных горках разводят
огонь, чтобы растопить лед. Это день очищения перед постом: все просят друг у
друга прощения: «Прости меня, если виноват». – «И ты
меня прости, как я тебя прощаю». – «Я тебя прощаю, пусть Бог простит»...
А назавтра — Великий пост...
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
ФОТО – vasily-sergeev.livejournal.com Сергей Крылов Масленица.