Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Б Е С Е Д К А 20.04.24

Я.Ф. Капков. «Святитель Алексий исцеляет ханшу Тайдулу»

 

Пробуждающий Русь

 

635 лет назад отошел ко Господу святитель Алексий, митрополит Московский, всея Руси чудотворец. О значении подвига первосвятителя размышляет известный философ и публицист В.Н. Тростников.

 

Политическое пробуждение Руси в IV веке, «хотя и было спровоцировано агрессивностью Орды, однако не могло бы обрести конкретные формы без участия харизматических деятелей. Такими избранниками стали преподобный Сергий Радонежский, благоверный великий князь Димитрий Донской и святитель Алексий, митрополит Московский. Они были соединены между собою не только узами тесной дружбы и полного единомыслия, но и горячей любовью. Летопись сохранила для нас слова, с которыми юный князь Димитрий, крестник игумена Сергия, обратился к первосвятителю Алексию: «Владыко, чем заплатить тебе за труды твои? Ты даришь нас жизнью мирной».

Труды митрополита и вправду были неоценимыми. Чтобы по-настоящему понять их значение, нужно учесть обычно выпускаемое из виду обстоятельство: Русь в этот период была вдвойне зависимой – в государственном и церковном смысле. Русских удельных князей, как и их главу, великого князя, утверждали своими ярлыками ордынские властелины, а главу нашей Церкви утверждали константинопольские Патриархи. Историческим заданием Руси было обрести самостоятельность как политическую, так и духовную, но этих целей можно было достичь лишь одновременно, ибо они были неразрывно связаны. И менее чем через сто лет после возведения на митрополичью кафедру святителя Алексия главой нашей Церкви стал избранный собором русских епископов митрополит Иона, а еще через тридцать лет московский великий князь Иоанн Третий сделался Самодержцем и прекратил платить дань Орде.

О том, что победа над Мамаем на Куликовом поле имела более психологическое, чем стратегическое значение, писалось много, и это действительно так. Однако ходячее мнение о том, что именно изменилось в сознании русского человека после этой победы, ошибочно. Обычно говорят, что после нее исчез страх перед степняками. Это – кабинетный вымысел, который мог прийти в голову лишь человеку, плохо знающему историю. Никакого священного ужаса татаро-монголы у наших предков никогда не вызывали – они были им слишком близко известны не только с плохой стороны, но и с хорошей. Их баскаки (сборщики дани) сидели в наших городах, входя в местную элиту, вступая в дружеские отношения с нашей знатью и купечеством; русские князья постоянно ездили в Орду, много месяцев там жили, нередко женились на ханских дочерях, впутывали татар в свои междоусобицы, сами же провоцировали набеги на Русь карательных экспедиций. Степняки были для древнерусского сознания понятными, живыми людьми, которых можно и перехитрить, и разгромить в бою. Такие разгромы происходили неоднократно задолго до Куликовской битвы – например, в 1300 году, когда отец Ивана Калиты московский князь Даниил наголову разбил татар под Рязанью.

Психологиче­ский сдвиг, вызванный Куликовской победой, состоял не в том, что улетучился никогда не существовавший мистический страх перед азиатами, а в том, что эта победа была одержана Русью под знаменами московского великого князя, после чего Москва сделалась в умах русских людей бесспорным объединяющим центром. Внук Калиты приблизил мечту своего деда о собирании русских земель вокруг Москвы к ее окончательному осуществлению в такой мере, в какой этого не сделал, пожалуй, никто другой.

 

Святитель Алексий не дожил до этого триумфа всего двух лет. Но его вклад в победу на берегах Дона и Непрядвы ничуть не меньше вклада благоверного князя Димитрия, ибо он был тем человеком, который готовил последнего к этому триумфу с младых лет. И равный с ними вклад в нашу победу внес еще один человек из XIV века – преподобный Сергий Радонежский. Их вклады невозможно разложить по полочкам: государственность, укрепление Церкви, развитие монашеского делания. Эти сферы были тесно переплетены между собою в век подъема русского духа и перехода скрытой силы нашего народа в силу явную. Митрополит Алексий был не только первосвятителем, но и духовником князя Димитрия Донского и игумена Сергия Радонежского, благословляя последнего на его труды, а перед смертью предложил ему взять на себя управление Русской Церковью, от чего преподобный отказался, считая себя недостойным такого сана. Зато сколько обителей отпочковалось от Троицына монастыря на Маковце, усыпав драгоценными камушками всю среднюю и северную Русь и радуя Бога возносимыми к небу подобно струйкам медового аромата молитвами, действием которых и создавался на нашей земле Третий Рим. грядущий на смену клонившемуся к закату и гибели Второму Риму. Скоро уже открыто известит Василия Третьего о переходе главной православной кафедры из Константинополя в Москву инок Филофей...

Святитель Алексий опекал преподобного Сергия, а тот после кончины первосвятителя опекал князя Димитрия Донского и напутствовал его на битву с Мамаем, предсказав победу. Святой Димитрий возвысил этой победой Москву и сплотил вокруг нее Россию, ставшую величественным памятником обоим наставникам, и замкнул этим круг любви и жертвенности.

Но сегодня памятная дата связана с митрополитом Алексием. В конце 1352 года стареющий митрополит Феогност указал на него как на своего преемника. Он отправился в Константинополь и неожиданно легко был утвержден, несмотря на интриги других претендентов. Такой же удачной оказалась его поездка в Орду, где он исцелил от слепоты супругу хана Джанибека Тайдулу, после чего с одобрения хана в Московском Кремле был возведен Чудов монастырь.

И в последующие 20 лет Бог во всем помогал великому святителю.

 

Подготовил В.НИКОЛАЕВ.

ФОТО – territa.ru

P. S. Рака с мощами святителя Алексия Московского находится в Успенском соборе Московского Кремля.

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг