Сегодня
исполняется 50 лет протодиакону Андрею Кураеву
Поздравляем отца
Андрея и желаем новых трудов во славу Божию и Его святой Церкви!
Главный редактор и сотрудники сайта «Православие.ру», студенты Сретенской духовной семинарии.
15 февраля 2013 года
О духовном смысле
праздника Сретения Господня рассказывает православный богослов протодиакон
Андрей Кураев.
Сретение» на церковнославянском
значит «встреча». На сороковой день после рождения Младенца Мария приносит
своего первенца в иерусалимский храм, чтобы священник посвятил Его Богу. Сын
Марии в Своих руках хранит всю Вселенную, но в этот
день Он сам несется руками священника...
И само Сретение – это встреча
человека и Бога. Старый, очень старый иерусалимский священник Симеон всю жизнь
ждал встречи с Богом. Даже сама старость была дана ему как наказание за то, что
когда-то он потерял веру. И в ту минуту давних сомнений ему было сказано: ты не
умрешь, пока сам не увидишь исполнения пророчеств.
И вот этот день пришел. И что же –
разверзлись небеса, и в ликующем хоре Ангелов сошел к Симеону
Горний Свет? Огненная ли колесница, что являлась Илии
и Иезекиилю, промчалась пред Симеоном?
Облако ли с гремящим гласом и блистаниями молний, из которого некогда Моисей
услышал десять заповедей, осияло старца? Нет. Пришла молоденькая мать, и на
руках у нее был месячный малыш... Но тот сердечный трепет, который был знаком и
Моисею, и Илие, и Иезекиилю,
пронзил вдруг Симеона, и в его сердце сказались давно
готовые слова: «Ныне отпущаеши раба
Твоего, Владыко...»
«Теперь Ты отпускаешь меня,
отпускаешь уйти дорогой отцов, разрешаешь пройти через дверь смерти, и эти
врата уже не страшны для меня – ибо я видел Спасение мое и Твоих
людей»...
Понимаете ли вы смысл этого чуда? К
человеку Бога приносят не ангелы, а люди! И до сих пор ту дорогу, что ведет к
Небу, нам указывают не архангелы и не дивные видения, а люди, их человеческое
слово и человеческое действие. Простые люди, в чьих словах и пересказах
Евангелия наше сердце вдруг опознает лучик Правды. Встреча с Богом. Пытаться
рассказать, как и из чего она происходит, – это сложно.
Человек пришел в храм помолиться еще
не о спасении своей души, а просто о выздоровлении от гриппа: «Ах, какая
пошлость!» Некто переступил впервые церковный порог и простоял впервые в жизни
Литургию потому, что считает, что это как-то поможет его политической карьере,
– конечно, прежде всего ему придется прочитать груду
возмущенных газетных рецензий. Другой пожертвовал на восстановление храма часть
своей прибыли – конечно, теоретики скажут, что это не «подлинная вера».
Но как бы и по каким мотивам человек
ни приближался к вере – надо прежде всего порадоваться
тому, что движение есть, и не затоптать его неуместной иронией...
Человек делает первый шаг: «ищу
покоя»; «нет смысла»; «может, выздоровлю». И конечно,
можно свысока смеяться над этим – мол, к Богу за утюгом. Но... «когда б вы знали,
из какого сора растут стихи, не ведая стыда...»
В Московской семинарии в семидесятые
годы был замечательный случай. Юноша на вступительном собеседовании не смог
ответить ни на один вопрос. Он не знал «Отче наш», не имел даже представления о
«Символе веры»; Литургия и Богослужение явно еще не касались его жизни.
Измученный экзаменатор наконец спрашивает его: «Ну хорошо, но хоть что-нибудь ты знаешь?» И в ответ
абитуриент вдруг начинает наизусть читать отрывок из Евангелия от Иоанна,
отрывок без сюжетного начала и без конца... «Что это?» — спрашивают его. «Не
знаю. Но просто я стоял на остановке, и долго не было автобуса. И вдруг ветром
к моим ногам поднесло листок бумаги. Я поднял его – там было написано это. И
пока я читал, я сердцем понял, что все это правда!» ...Его ответ был сочтен
достаточным.
Но чаще в тех стенах, на тех же экзаменах в ответ на вопрос о первом шаге к
монастырским воротам слышно другое, хотя и не менее чудесное: «познакомился со
священником»; «случайно встретился с семинаристом»; «друзья свозили на
паломничество в Лавру». Мы же помним, что в Сретении человек помогает человеку
найти Бога. Сретение: Бог среди людей. И люди, которых приход Бога не
разъединил, а сблизил друг с другом... И вся христианская этика
и аскетика – не более чем искусство не потерять эту дарованную нам близость с
Богом и с людьми…
Б№7(678)2013