Пенза Православная Пенза Православная
  АННОТАЦИИ Православный календарь Народный календарь ВИДЕО-ЗАЛ Детям Детское творчество Стихи КОНТАКТЫ  
ГЛАВНАЯ
ИЗ ЖИЗНИ МИТРОПОЛИИ
Тронный Зал
История епархии
История храмов
Сурская ГОЛГОФА
МАРТИРОЛОГ
Пензенские святыни
Святые источники
Фотогалерея"ХХ век"
Беседка
Зарисовки
Щит Отечества
Воин-мученик
Вопросы священнику
Воскресная школа
Православные чудеса
Ковчежец
Паломничество
Миссионерство
Милосердие
Благотворительность
Ради ХРИСТА !
В помощь болящему
Архив
Альманах П Л
Газета П П С
Журнал П Е В

Б Е С Е Д К А 22.11.24
Келья, вместившая мир

Келья, вместившая мир

 

9 ноября — память (898 лет со дня кончины) преподобного Нестора Летописца.

 

Велико и ответственно звание историка. Знаем мы и Геродота, и Плутарха, и Тацита, и Флавия, и Н.М. Карамзина. Но для нас, для русской истории нет выше авторитета, нет выше имени, чем преподобный Нестор Летописец. Он – отец русской истории. Он по праву причислен к лику святых, в земле Российской просиявших. О духовном подвиге святого рассказывает известный русский писатель В.Н. Крупин.

 

РАССАДА СВЯТОЙ ВЕРЫ

Годы жизни летописца выпали на самое начало второго тысячелетия – XI столетие. Для него совсем недавно, в 988 году, воды Днепра приняли в себя крестящихся киевлян, еще живы были свидетели этого чуда. Но уже сотрясали Русь междоусобицы, нападения внешних врагов. Потомки князя Владимира не смогли или не захотели быть едиными.

Из кельи Печерского монастыря взирал на то монах Нестор. Мала его келья, но вместила весь мир, всю Русь Святую.

Кто был преподобный Нестор? По одним известиям, он пришел в обитель к святому старцу Феодосию Киево-Печерскому в 17 лет. Есть и такое мнение, что Нестор – это митрополит Иларион, автор «Слова о Законе и Благодати», ушедший в конце жизни для трудов летописания в монастырь. В то время, по словам преподобного Нестора, «чернецы, как светила, сияли в Руси. Одни были крепкими наставниками, другие тверды были на бдении или на коленопреклоненной молитве; иные постились через день и через два дня, другие вкушали только хлеб с водой; иные вареное зелье, другие – только сырое. Все пребывали в любви: младшие покорялись старшим, не смея и говорить пред ними, и изъявляли покорность и послушание; а старшие оказывали любовь к младшим, наставляли и утешали их, как отцы детей малых. Если какой-либо брат впадал в какое-либо прегрешение, утешали его и по великой любви делили епитимью на двух и на трех. Такова была любовь взаимная, при строгом воздержании».

Здесь настолько все понятно, что разъяснения требует, быть может, только словосочетание «делили епитимью»: наказание прегрешившего брали на себя также и его товарищи. Например, делили число ежедневных земных поклонов.

Дивно ли, что, вырастая в атмосфере молитвы, любви, со­гласия и воздержания, монахи были украшением Руси? Монастыри назывались тогда рассадниками просвещения. Очень хорошее слово – «рассадники». То были парники – место, где выращивается рассада будущих растений, цветов. Там начинается жизнь нужная и полезная.

 

ТРУДЫ И ДНИ

Что может быть интересного в жизни монаха? Он не ходит в военные походы, не путешествует, не охотится на диких зверей, один его день похож на другой. Он не различает времен года, события жизни за монастырской стеной его не касаются. Что же он делает? Он спасает свою душу. Но главное – он молится за ближних своих, за Отечество. Страшно представить, что будет, если молитва монахов прекратится. Все беды налетали на Россию тогда, когда шли нападки на Православную веру.

И дни монаха Нестора были неотличимы от дней других черноризцев. Только его послушание отличалось: он по благословению настоятеля писал историю Руси.

Всюду летописец называет себя «грешным», «окаянным», «недостойным рабом Божиим». В этих оценках себя нет рисовки: человек, достигший высот смирения, видит в своей душе мельчайшие прегрешения. Чтобы представить духовный уровень святых, попробуем вникнуть в изречение: «Святые принимали за грех тень мысли о грехе». Заметим: не сам грех и даже не мысль о нем, но именно тень мысли о грехе.

 

Первым по времени было сочинение Нестора «Житие святых князей Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида». В нем высокая молитвенность соединена с точностью описания, нравоучительность заключена в самом повествовании. Нестор говорит о сотворении человека, падении его и восстании его по милости Божией.

Тяжко печалится он о том, что вера христианская медленно распространяется на Руси. Пишет: «Между тем как повсюду умножались христиане и идольские жертвенники были упраздняемы, страна Русская оставалась в прежней прелести идольской, потому что не слышала ни от кого слова о Господе нашем Иисусе Христе; не приходили к нам апостолы и никто не проповедовал слова Божия».

Второй труд его – «Житие преподобного Феодосия Печерского». Нестор совсем молодым послушником видел святого Феодосия, затем, долгие годы спустя, участвовал в обретении мощей преподобного и вот составил его жизнеописание. Оно написано просто и вдохновенно. «Цель моя, – пишет Нестор, – чтобы будущие после нас черноризцы, читая житие святого и увидев доблести его, прославляли Бога, прославили и угодника Божия и укрепились на подвиг, особенно тем, что в стране Рус­ской явился такой муж и угодник Божий».

 

ГЛАВНОЕ ДЕЛО ЖИЗНИ

«Повесть временных лет» – великое создание отца русской истории. Не врéменных, а временных лет – охвативших не какой-то малый период, а огромные годы русской жизни, целую эпоху. Мы не Иваны, не помнящие родства. «Повесть» Нестора, как и книги историков Карамзина, Иловайского, Татищева, Соловьева, должна быть нашим настольным чтением.

История осмысливается Нестором строго с православной точки зрения. Он рассказывает о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, показывает великое счастье Крещения Руси, плоды просвещения ее. Равноапостольный Владимир – глав­ный герой «Повести» Нестора. Летописец сравнивает его с Иоанном Крестителем. Подвиги и жизнь князя изображены подробно и с любовью.

Но летопись Нестора нельзя назвать только историей Руси, ее Крещения, церковной или гражданской хроникой. Это история русского народа, размышление об истоках русского сознания, русского восприятия мира. Это было не простое перечисление ярких событий или привычное европейское жизне­описание, но глубокое размышление о месте в мире нового молодого народа – русского. Откуда мы? Чем прекрасны? Чем отличаемся мы от других народов? – вот вопросы, которые стояли перед Нестором.

 

ЗАВЕЩАНИЕ

Преподобный Нестор пережил пожар и разорение Киево-Печерской лавры в 1196 году.

Последние его труды пронизаны мыслью о единении Руси, о сплочении ее верой христианской. Летописец завещал печерским инокам продолжать дело всей его жизни. Все они ссылаются на преподобного Нестора: для них он высочайший учитель – и как писатель, и как молитвенник. Мощи преподобного Нестора пребывают нетленными в Ближних пещерах лавры.

 

Б№45(664)2012

ФОТО 1 – comicatura.ru

ФОТО 2 – favor.ya.ru

ФОТО 3 – http://images.yandex.ru/

ФОТО 4 – Преподобный Нестор летописец. angela.org.ua

 







HotLog с 21.11.06

Создание сайтаИнтернет маркетинг