Крест Иринарха Затворника
Вашему вниманию предлагается отрывок из книги историка
Ивана Забелина «Минин и Пожарский», рассказывающий о ростовском борисоглебском затворнике Иринархе,
еще одном молитвеннике (как и Патриарх Ермоген) о
русском воинстве в Смутное время.
Старец Иринарх, мирским именем Илья, был сыном крестьянина из
ростовского села Кондакова. С малых лет Илья говорил
матери: «Как вырасту большой, постригусь в монахи, буду железа на себе носить, трудиться
Богу». По открытому ему Божию благословению Иринарх действительно ушел в затвор в тяжелых веригах для
смирения плоти, отдавая сну всего час в сутки (и так провел 38 лет, вплоть до своего
преставления).
Когда Смута
разгорелась и пришли хозяйничать в земле польские полки, то разные паны и
воеводы, в том числе знаменитый Сапега, заходили не
раз в келью Иринарха посмотреть и подивиться его
праведным трудам. Этот святой затвор, без сомнения, указывала им народная молва.
Они повсюду искали русского добра, золота и богатства – люди приводили их к
затвору праведника. Здесь хранилось последнее русское сокровище.
Паны, между прочим, любопытствовали узнать, как старец верует, и допрашивали его, за какого
царя он молится, почему не молится за Дмитрия (Тушинского)? «В русской земле я родился и крестился, за русского царя и молюсь, за
Василия (Шуйского), – без боязни ответил старец,– другого царя не знаю». Сапега
промолвил: «Велика правда в этом батьке – в какой земле жить, тому и царю служить».– «Воротись-ка и ты в свою землю,–
говорит старец Сапеге,– полно тебе воевать на Россию, не выйдешь ты из нее живой». Сапега расстался с батькой любезно, даже прислал ему в милостыню
пять рублей, воспретил своим полкам
трогать монастырь и, по преданию,
оставил в нем знамя (русское, XVI века), которое сохраняется и теперь.
Полякам затворник всегда
говорил одно: чтобы
уходили по домам и не
воевали русской земли, если
хотят остаться живы. «А то все
вы будете побиты», – твердил он каждому. Как известно, пророчество его исполнилось и над Сапегой:
домой в живых он не воротился. Видимо было,
что в это трудное время тесная келья
затворника становилась для народа той нравственной надежной опорой, которая помогала людям больше, чем оружие.
По пророческому слову старца Иринарха князь
Скопин-Шуйский отбил Сапегу от Калязина. Затем весь победоносный поход Скопина к Москве и его быстрые поражения польских полков совершились благословением и
укреплением преподобного затворника, причем
он всегда посылал князю благословенную просфору и святые слова: «Дерзай, не бойся, Бог тебе поможет!» Но сильнейшая
благодать, укрепившая воеводу, заключалась в кресте затворника,
который он послал князю еще в Переяславль. С этим крестом Скопин
победоносно дошел до самой Москвы,
совсем тогда погибавшей.
Точно так же старец Иринарх укрепляет
благословением нижегородское ополчение и
точно так же на одоление врагов вручает
свой крест Минину и Пожарскому (см. репродукцию иконы).
Таким образом, этот медный простой
крестьянский поклонный крест
затворника возвышается своей
благодатью именно над теми людьми и
над теми событиями, где народ
чувствовал, что дело находится в
руках истинной преданности Отечеству, что полагается труд и подвиг только за общее, земское дело. Благословение и приснопамятный крест старца Иринарха
возносятся до последней минуты
Смутного времени и окончательно
поборют Смуту уже при царе Михаиле.
Известно, что с избранием на царство Михаила, хотя в Москве и водворилась тишина и всеобщая радость, однако далекие города, особенно на богатом и зажиточном севере, оставались еще долго под ужасом казацкой – и именно только казацкой – лютости, с которой совладать было не совсем легко. В августе 1614 года из
поморских городов воеводы и приказные
люди стали писать к государю, что «пришли туда воры-казаки во множестве и в уездах по селам, по деревням и по дорогам дворян, детей боярских, гостей, всяких торговых людей и крестьян грабят и до смерти побивают, пытают, жгут и мучат разными муками из-за денег и пожитков; села и деревни жгут; к городам приступают; и к Москве ни с
чем не пропускают, тесноту Московскому
государству учиняют
великую».
По этим вестям в Москве 1 сентября созван был собор, на котором положили, однако, действовать миролюбиво, больше всего увещанием, ибо иначе действовать не было возможности. С такой целью к казакам, прежде всего, были посланы духовные власти, а за ними уже боярин князь Борис Лыков,
который на случай отправился
с полками.
И вот благословение и поклонный крест затворника Иринарха снова являются крепкой помощью и в этой беде. С его
благословением Лыков отправился
в поход. Он гонял казаков из уезда в уезд, из
города к городу, так что по необходимости они все должны были потянуть к Москве – другого выхода им не оставалось.
Возвращаясь следом за ними к столице, боярин сам
побывал у затворника, дабы испросить новое благословение, и взял на помощь благодатный его крест. Под Москвой умными распоряжениями воеводы казаки были стеснены со всех сторон и после многих
переговоров сдались государю. «И Божиею милостию, и слезами и
молением и благословением Иринарховым разорился казачий злой совет и пленение и грабеж по дорогам прекратились. И от того времени бысть тишина».
Таков был подвиг
затворника Иринарха-воздержителя, крепкого столпа,
страдальца, наставника и
учителя, как свидетельствует
его «Житие». Слезами, молением,
благословением он ратоборствовал
против злых советов
Смуты, против врагов Отечества. При всяком значительном случае он отдавал воеводам свое единое и неодолимое оружие – родной поклонный крестьянский
крест, с которым русские полки всегда
неизменно достигали полного успеха в
низложении смутной вражды.
Но добрый ратник больше всего боролся со смутой собственного тела и помысла и вооружился против них разнообразными железными трудами, как бы подавая образец и пример,
как и чем прежде всего надо было бороться и с политической общественной смутой земли, с тем общественным растлением, которое, собственно, и подготовило, и подняло всеобщую народную Смуту.
Так, по крайней мере,
мыслил об этом сам народ
и усердно нес свое
сочувствие и благословение всем
подобным подвигам, прославляя их и дивясь им,
как истинному богатырству первых людей и первых времен. Вообще, своим житием и подвигами затворник Иринарх вполне
запечатлел народную мысль о праведной
жизни, как и народную думу о
современной истории. В самом деле,
все эти старцы – крепкие столпы,
обвивающие себя железом; эти плечные
вериги, ножные путы, поясные связни, эти многочисленные тяжелые кресты, все эти изумительные
труды – разве все это не столько же
красноречиво выражает и изображает истинный
смысл эпохи, как и писаное слово грамот, сказаний и летописей?
Подготовил В. НИКОЛАЕВ
Б№44(663)2012
ФОТО – binglaccand.ucoz.net