«Несвятые святые»
Книга архимандрита
Тихона (Шевкунова) «Несвятые
святые» – сборник рассказов о могущественных явлениях силы и помощи Божией, об
обретении надежды и счастья в Православной вере.
Но и сама книга стала
поистине чудом: отнюдь не являясь коммерческим проектом, поднимающая духовные
темы, она стала самой продаваемой на территории не только России, но и всего
бывшего СССР. Один из рассказов книги мы сегодня публикуем.
Осенью 1994 года ко мне в Сретенский
монастырь приехал мой институтский товарищ Дмитрий Таланкин.
Мы не виделись уже много лет. Дима принес печальную весть: профессор нашего
института, великий актер и режиссер Сергей Федорович Бондарчук, находится при
смерти. Дмитрий разыскал меня, чтобы позвать исповедовать и причастить
умирающего, который был другом семьи Таланкиных.
Что касается духовной жизни Сергея
Федоровича, то, крещенный в детстве, он воспитывался и жил в атеистической
среде, а на склоне лет сам пришел к познанию Бога. Но вероучение обрел не в Церкви,
а в религиозных трудах Льва Николаевича Толстого, перед гением которого
преклонялся. Толстой, как известно, в конце XIX века предложил миру созданную
им самим религию. Несколько поколений русских интеллигентов пережили искушение
толстовством. У некоторых отношение к своему кумиру порой принимало форму
настоящего религиозного почитания.
Дима рассказал, что в последние
недели к физическим страданиям Сергея Федоровича прибавились еще и весьма
странные тяжкие духовные мучения. Пред ним как наяву представали образы давно
умерших людей, прежних знакомых – знаменитых актеров, коллег по искусству. Но
теперь они являлись в самых чудовищных, устрашающих образах и истязали
больного, не давая ему покоя, ни днем, ни ночью. Врачи пытались помочь, но
безуспешно. Измученный кошмарами, Сергей Федорович пытался искать защиту в той
самой толстовской религии. Но странные пришельцы, врывавшиеся в его сознание,
лишь глумились и мучили его еще сильнее.
На следующее утро в
квартире Бондарчуков меня встретили супруга Сергея Федоровича, Ирина
Константиновна Скобцева, и их дети – Алена и Федя.
Сергею Федоровичу я сказал, что нахожусь здесь для того, чтобы напомнить о
драгоценном знании, которое Церковь хранит и передает из поколения в поколение.
Церковь Христова не только верит, но и знает, что смерть физическая – вовсе не
конец нашего существования, а начало новой жизни, к которой предназначен
человек. Эта новая жизнь бесконечна и открыта людям воплотившимся Богом –
Господом Иисусом Христом. Я поведал и о прекрасном, удивительном мире,
бесконечно добром и светлом, куда Спаситель вводит каждого, кто доверится Ему
от всего сердца. И о том, что к великому событию смерти и перехода в новую
жизнь надо подготовиться.
Что касается устрашающих видений,
так жестоко донимавших больного, здесь я без обиняков постарался изложить
учение и опыт Церкви о влиянии на нас падших духов. Современный человек с
трудом воспринимает эту тему. Но Сергей Федорович на собственном опыте
прочувствовал реальность присутствия в нашем мире этих беспощадных духовных
существ и слушал с большим вниманием. В преддверии смерти, когда человек
приближается к границе между здешним и иным миром, непроницаемая ранее духовная
завеса между ними истончается. Неожиданно человек начинает видеть новую для
него реальность. Главным потрясением зачастую становится то, что эта
открывающаяся реальность бывает агрессивной и поистине ужасной. Люди, далекие
от Церкви, не понимают, что по причине нераскаянных грехов и страстей человек
оказывается доступным для духовных существ, которых в Православии именуют
бесами. Они-то и устрашают умирающего, в том числе
принимая облик некогда знакомых ему лиц. Их цель – привести человека в испуг,
смятение, ужас, в предельное отчаяние. Чтобы в иной мир душа перешла в
мучительном состоянии безнадежности, отчаяния, отсутствия веры в Бога и надежды
на спасение.
Сергей Федорович выслушал все с
заметным волнением. Видно было, что многое он уже сам понял и осознал. Когда я
закончил, Сергей Федорович сказал, что хотел бы от всего сердца исповедоваться
и причаститься Христовых Тайн.
...Теперь надо было готовиться к
совершению Таинства. Но на стене перед взором больного по-прежнему, как икона,
висел портрет его гения. Поставить Святые Дары для подготовки к причащению
можно было только на комоде, под изображением писателя. Но это представлялось
немыслимым! Толстой при жизни не просто отказывался верить в Таинства Церкви:
долгие годы он сознательно и жестоко глумился над ними. Причем с особой
изощренностью – именно над Таинством причащения. Бондарчук знал и понимал все не
хуже меня. С его разрешения я перенес портрет в гостиную, и это стало вторым
делом, которое необходимо было исполнить.
В доме Бондарчуков была старинная, в
потемневших серебряных ризах икона Спасителя. Мы с Федей установили ее перед
взором больного, и Сергей Федорович, оставив, наконец, позади все ветхое и
временное, совершил то, к чему Господь Своим Промыслом вел его через годы и
десятилетия. Бондарчук очень глубоко, мужественно и искренне исповедовался пред
Богом за всю свою жизнь. Затем в комнату пришла вся семья, и Сергей Федорович –
впервые после далекого детства – причастился Святых Христовых Тайн. Все были
поражены, с каким чувством он это совершил. Даже выражение боли и мучения, не
сходившее с его лица, теперь исчезло. Мы простились.
Прошло несколько дней. Мне позвонила
Алена Бондарчук и рассказала, что состояние отца разительно изменилось. Ужасные
видения больше не тревожили его. Он стал спокоен, но как-то явственно отрешился
от мира. Алена сказала, что часто видит, как отец лежит, подолгу глядя на икону
Спасителя, или, закрыв глаза, перебирает четки, шепча молитву. Иногда он
прижимал к губам крестик на четках. Это означало, что физическая боль
становилась нестерпимой.
Прошла еще неделя. Сергея Федоровича
перевезли в Центральную клиническую больницу, и врачи объявили, что все может
произойти со дня на день. Когда я подошел к нему, он глазами дал понять, что
узнал меня. В его руке были четки. Я спросил, хочет ли он причаститься. Сергей
Федорович еле заметно кивнул. Говорить он уже не мог. Я прочел над ним
разрешительную молитву и причастил. Потом у его кровати, на коленях, мы со всей
его семьей совершили канон на исход души.
Подготовил В. НИКОЛАЕВ.
Б№38(657)2012