Жанр «Сочинение на литературную тему»

ШАЧНЕВА Елена, 11В класс, МОУСОШ №66 гензы

 

 

Рождество Христово

 

Наступила зима... Для многих это любимое и долгожданное время года, пора надежд и исполнений заветных желаний. Мы с нетерпением ждем Новый год о Рождество. Первый отмечают во всех странах мира, второй – везде, где исповедают христианство. Рождество великий праздник, как для православных, так и для католиков. Это день рождения Иисуса Христа, день, с которого началась новая эпоха человечества. Жизнь многих людей изменилась: поменялись их взгляды, мироощущение, поведение.

Конечно, на протяжении веков это событие неоднократно вызывало большие споры и дискуссии у философов, поэтов, литераторов. Рождение Христа послужило мотивом и сюжетом для многих проведений искусства. И даже по прошествии почти двух тысяч лет это великое событие не перестает волновать людей. Доказательства мы можем найти в произведениях русских поэтов XX века. Примеры тому – Б.Пастернак и И.Бродский. В своей поэзии они неоднократно обращались к библейским мотивам, теме Рождества. У них есть стихотворения с одноименным названием – «Рождественская звезда».

На примере их мы можем увидеть, как эпоха и общество влияют на человека, и поэта в частности, и, как следствие, на его мироощущение и творчество.

Бориса Пастернака и Иосифа Бродского объединяют очень многое. Их творчество приходится приблизительно на середину XX века. Иосиф Бродский воспитывался на поэзии Б.Пастернака, Оба поэта стали лауреатами Нобелевской премии, несмотря на это, они испытывали гонения на Родине (вследствие чего Б.Пастернаку пришлось отказаться от премии), их произведения были в списках запрещенной литературы. За границей же поэты получили большую известность и признание.

Почему же это происходило? Может быть, они были невыгодны властям? Может быть, их произведения не вписывались, установленные правительством.

Стихотворения «Рождественская звезда» Б.Пастернака и И.Бродского ярко показывает то общее и различное, свойственное каждому из них.

Сразу мы обращаем внимание на одинаковое название. Преемственность заглавий в русской поэзии известна еще со времен Г.Р.Державина. Это говорит не только о схожем сюжете и идее, но и о собственном видении поэтом проблемы, дополнение темы своим, отличным от других, миропониманием.

Для своих стихотворений оба поэта избрали сюжет о рождении Иисуса Христа, Эта тема навсегда будет величайшей в литературе и искусстве. Видимо, поэтому Гегель назвал явление Христа «осью мировой истории».

В двух Евангелиях мы можем найти рассказ о рождении Иисуса, евангелист Лука говорит, что после рождения Младенца ангел явился пастухам и возвестил «великую радость, которая будет всем людям». Пастухи поспешили в Вифлеем, и нашли там Марию, Иосифа и Младенца в яслях. Никакого упоминания о рождественской звезде в этом Евангелии нет. Матвей же повествует о посещении Младенца волхвами, которые принесли Ему дары. Именно они и были приведены Иисусу рождественской звездой.

Б.Пастернак и И.Бродский предлагают нам свои версии этого события. Причем, используя один и тот же источник – Библию, поэты по-разному описывают это. И.Бродский пользуется только Евангелием от Матфея, Б.Пастернак трогает события по двум Евангелиям, стремясь дать как можно более точное, приближенное к современной трактовке описание. Для И.Бродского, в отличие от Б.Пастернака, важно передать настроение, ощущение – как его самого, так и родившегося Младенца. Тем не менее, оба поэта дают точное указание на время и место действия:

Стояла зима.

Дул ветер из степи.

И холодно было Младенцу в вертепе

На склоне холма.

(Б.Пастернак)

В холодную пору, в местности, привычной скорее к жаре, чем к

холоду, к плоской поверхности более чем в горах Младенец родился,

чтоб мир спасти: мело, как в пустынях может мести.

(И.Бродский)

Указание на зиму, снег, метель имеет особый смысл: мир людей – неприветливое, суровое, даже жестокое место, куда пришел беззащитный Младенец, чтобы спасти этот мир. Недаром в стихотворении И.Бродского есть указание на местность, «привычную скорее к жаре» и очень холодную пору.

Контраст образов холодной стихии и теплого маленького человека вызывает у читателей жалость, сочувствие к малышу. (Далее…)