Жанр «Сочинение на литературную тему»

САДОВНИКОВА Вероника, 10А класс, МОУСОШ №60 гензы

 

 

Свет Рождества в русской поэзии

 

Рождество Христово – самый светлый, теплый и семейный праздник. Мне очень приятно писать сочинение на такую чудесную тему. В моей работе я хочу раскрыть, как в русской поэзии на протяжении четырехсот лет отразилось непостижимое ангельским умом событие - как снизошел к нам на Землю единородный Сын Божий. Наша поэзия в своих лучших произведениях всегда передавала радость православных в день Рождества Христова. Да и как же иначе могло быть?

Михаил Васильевич Ломоносов вдохновенно соединяет свои научные познания, воплощенные в мощном поэтическом образе, с религиозным благоговением перед величием Зиждителя, с молитвенной хвалой Его произволению. Солнечный свет становится для Ломоносова символом просветления всего мироздания лучами Божественной премудрости, которая смиренно осознается им как единственный источник поэтического вдохновения:

Творец, покрытому мне тьмою,

Простри премудрости лучи

И что угодно пред Тобою

Всегда творити научи,

И на Твою взирая Тварь

Хвалить Тебя, бессмертный Царь.

Гавриил Романович Державин создал знаменитые оды «Бог» (1784) и «Христос» (1814), в которых передает восхищение чудодейственным рождением Спасителя. Хотя между этими произведениями тридцать лет и написаны они в разных веках, но поэтика и философия од едины. Державин в них почти не использует свою незаурядную изобразительную силу. Преобладают философско-богословские определения, которых множество: «Премудрость, сила и любовь/ Бог Дух, в трех светах, Свет ввек живый...», «Он – сшедша истина с небес», «Искупитель всех», «Незримый светтриипостасный». Конечно, оды далеки от трепетности евангельского текста, не вызывают в той же мере лирического сопереживания, но Державин этого и не добивался. Христос должен был остаться в одах сугубо сакральным образом, без авторского поползновения на художественное Его изображение.

Вильгельм Карлович Кюхельбекер был одним из поэтов пушкинского круга, кто придерживался одических традиций. Но в его поэтическом наследстве, озаренном светом Рождества Христова, звучит интонация философско-элегическая. В «Стихах на Рождество» (1839) он пишет:

Чтоб нашу гордость побороть,

Младенцем слабым стал Господь

Он, грозный Судия вселенной,

В дому родительском возрос,

Послушный отрок и смиренный.

Ничто вселенна пред ее Творцом; Вещал же так Творец и царь вселенной: «Сынов Адама буду я Отцом; Избавлю род их, смертью уловленный, – Он не погибнет пред Моим лицом!» – И Бог от Девы родился смиренной.

С тридцатых годов XVIII века евангельские темы все чаще присутствуют в поэзии как темы духовно-лирические, вне какого-либо гражданского подтекста, и как темы эпические, порожденные двойным вдохновением исторического и религиозного свойства. Стихотворение Петра Павловича Ершова «Ночь на Рождество Христово» (1834) заставляет, прежде всего, вспомнить «Священную идиллию» (1827) С.Е. Раича, написанную в той же драматургической форме. Пролог-экспозиция представляет собой сказочно-чудесную картину природы, пронизанную мотивом ожидания, который скрыт в плавно расширяющемся стихе, скоплении зрительных и нарядных эпитетов и метафор. Обозначен пространственный центр сюжета и его смысловая направленность: это Вифлеем в ожидании необыкновенного события. Природа готовится к событию, как бы прислушиваясь и всматриваясь в самое себя. Все вокруг замирает, «светлое небо» – знак дня – «покрылось туманною ризою ночи», но и ночные атрибуты проявляют себя непривычно: месяц скрылся, «затерялась зарница», «звезды не блещут». Поля и луга «омыты вечерней росою», цветы источают благовоние, кипарисы курятся, замедляют течение «сребровидные волны» Иордана, недвижны стада овец, пастухи сидят – все окутано праздничной атмосферой. (Далее…)