ТРОФИМОВА Елена, ученица 9 класса, МОУ «Бузовлевская СОШ»
СОЧИНЕНИЕ ко Дню славянской
письменности посвящается
«Неумирающие образы»
Древняя Русь... Более тысячи лет протекло
с тех времён. Но история помогла воскресить многое из жизни наших далёких предков.
Мы знаем о славных походах Святослава
Игоревича, о судьбе князя Олега, о тяжёлых, кровавых счётах и ратных подвигах
древних славян. История сохранила память и о великолепии княжеского двора в Киеве, и о чудо - мастерах, которые умели
«ткать» воинскую кольчугу из трёхсот тысяч (!) мелких колечек, и о
златоглавых соборах, и о тёмных годах монголо-татарского
нашествия, превратившего богатые города в руины и пепелища. История
сохранила многое.
Но история – ведь
это записи, книги, а следовательно, умение писать и
читать. А знали ли грамоту
тогда наши предки? Много ли книг было в Древней Руси?
Сохранилось множество
свидетельств почитания грамоты и книг у наших далёких предков. Рассказывая о деяниях великого князя
Владимира, летописец подчёркивал его любовь к чтению и книге: «любил словеса
книжные». В летописи под 1037 годом
говорилось: «Велика бо бывает
польза от ученья книжного». Там же записано, что великий князь Ярослав
«книги любил, читая их часто и ночью и днём. И собрал писцов многих, и переводили
они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество...» В «Изборнике
Святослава» 1076 г. приведено такое
яркое сравнение: «Красота воину – оружие, кораблю – ветрила
(т.е. паруса); тако и праведнику – почитание
книжное».
Книги тогда не только любили и читали, их
ревностно берегли. В монастырях существовал строгий порядок выдачи книг и их
возврата в «книгохранительницу», для нарушителей устанавливались наказания. Ведь
писались книги на дорогом материале – пергаменте, изготавливаемом из телячьей
кожи. Листы пергамента, чтобы они не
коробились, прикрывали сверху и снизу досками с застёжками. И плохо приходилось
тому, кто небрежно обращался с книгой. Сохранилось даже такое грозное по тем временам наставление: «Если
какой-нибудь поп или дьякон, прочитав, не застёгивает всех застёжек, то
пусть будет проклят!»
Ещё до принятия
христианства в 988 г. на Руси были люди, знавшие старославянский язык и применявшие
кирилловский алфавит для государственных и иных надобностей. В этом убеждают нас и переводы договоров с
греками (в особенности договор 944 г.), и
найденный при раскопках возле села Гнездово глиняный сосуд с надписью, относящейся к 20-м
годам X в., и другие находки археологов и историков.
Однако именно
принятие христианства явилось тем историческим моментом, с которого, по существу, и начала
распространяться письменность в Древней Руси. Богослужебные
книги были переведены с греческого на старославянский
язык. Этот родственный, близкий нашим
предкам язык (иначе называемый – церковнославянский)
сыграл важнейшую роль в развитии речевой культуры, в становлении русского литературного языка. Уже
тогда, в X в., великий князь Владимир Святославич, как бы предвосхищая смелые преобразования
Петра I, сразу после крещения Руси начал забирать детей
у «нарочитой чади на ученье книжное». Таким образом, сначала образование коснулось
лишь детей знатных лиц («нарочитой чади»), но уже вскоре, как мы увидим,
грамотность распространилась и среди лиц низших сословий. Обучение шло тогда по
церковным книгам. Учебников
(в нашем смысле слова) в Древней Руси не было. Богослужебные книги (особенно
псалтирь – сборник псалмов, т.е. морально-поучительных песнопений, и часослов, содержащий тексты ежедневных церковных
служб) нередко заучивались наизусть.
Кстати, обучение «закону божьему» по псалтири на церковнославянском языке
было обязательным учебным предметом ещё в дореволюционной школе. (Далее…)