ТРОФИМОВА Елена, ученица 9 класса, МОУ «Бузовлевская СОШ»

 

СОЧИНЕНИЕ ко Дню славянской письменности посвящается

 

«Неумирающие образы»

 

Древняя Русь... Более тысячи лет протекло с тех времён. Но история помогла воскресить многое из жизни наших далёких предков. Мы знаем о славных походах Святослава Игоревича, о судьбе князя Олега, о тяжёлых, кровавых счётах и ратных подвигах древних славян. История сохранила память и о великолепии княжеского двора в Киеве, и о чудо - мастерах, которые умели «ткать» воинскую кольчугу из трёхсот тысяч (!) мелких колечек, и о златоглавых соборах, и о тёмных годах монголо-татарского нашествия, превратившего богатые города в руины и пепелища. История сохранила многое.

Но история – ведь это записи, книги, а следовательно, умение писать и читать. А знали ли грамоту тогда наши предки? Много ли книг было в Древней Руси?

Сохранилось множество свидетельств почитания грамоты и книг у наших далёких предков. Рассказывая о деяниях великого князя Владимира, летописец подчёркивал его любовь к чтению и книге: «любил словеса книжные». В летописи под 1037 годом говорилось: «Велика бо бывает польза от ученья книжного». Там же записано, что великий князь Ярослав «книги любил, читая их часто и ночью и днём. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество...» В «Изборнике Святослава» 1076 г. приведено такое яркое сравнение: «Красота воину – оружие, кораблю – ветрила (т.е. паруса); тако и праведнику – почитание книжное».

Книги тогда не только любили и читали, их ревностно берегли. В монастырях существовал строгий порядок выдачи книг и их возврата в «книгохранительницу», для нарушителей устанавливались наказания. Ведь писались книги на дорогом материале – пергаменте, изготавливаемом из телячьей кожи. Листы пергамента, чтобы они не коробились, прикрывали сверху и снизу досками с застёжками. И плохо приходилось тому, кто небрежно обращался с книгой. Сохранилось даже такое грозное по тем временам наставление: «Если какой-нибудь поп или дьякон, прочитав, не застёгивает всех застёжек, то пусть будет проклят!»

Ещё до принятия христианства в 988 г. на Руси были люди, знавшие старославянский язык и применявшие кирилловский алфавит для государственных и иных надобностей. В этом убеждают нас и переводы договоров с греками (в особенности договор 944 г.), и найденный при раскопках возле села Гнездово глиняный сосуд с надписью, относящейся к 20-м годам X в., и другие находки археологов и историков.

Однако именно принятие христианства явилось тем историческим моментом, с которого, по существу, и начала распространяться письменность в Древней Руси. Богослужебные книги были переведены с греческого на старославянский язык. Этот родственный, близкий нашим предкам язык (иначе называемый – церковнославянский) сыграл важнейшую роль в развитии речевой культуры, в становлении русского литературного языка. Уже тогда, в X в., великий князь Владимир Святославич, как бы предвосхищая смелые преобразования Петра I, сразу после крещения Руси начал забирать детей у «нарочитой чади на ученье книжное». Таким образом, сначала образование коснулось лишь детей знатных лиц («нарочитой чади»), но уже вскоре, как мы увидим, грамотность распространилась и среди лиц низших сословий. Обучение шло тогда по церковным книгам. Учебников (в нашем смысле слова) в Древней Руси не было. Богослужебные книги (особенно псалтирь – сборник псалмов, т.е. морально-поучительных песнопений, и часослов, содержащий тексты ежедневных церковных служб) нередко заучивались наизусть. Кстати, обучение «закону божьему» по псалтири на церковнославянском языке было обязательным учебным предметом ещё в дореволюционной школе.   (Далее…)