Но конечно, не
только переводные богослужебные книги читались в те времена. Уже тогда появилось
множество оригинальных произведений древнерусских (правда, часто
безымянных) авторов: «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха»,
«Житие Феодосия Печёрского», «Слово Даниила Заточника», «Слово о погибели русской земли», «Житие
Александра Невского», «Повесть о разорении
Рязани Батыем», «Задонщина». Пожалуй, самую важную роль в развитии мировоззрения и литературного
языка наших предков сыграло летописание – погодные записи, в которых нашла
отражение вся жизнь Древней Руси.
Среди летописей на первом месте стоит «Повесть временных лет», написанная
в начале XII
в. монахом Киевско-Печёрского монастыря Нестором, книжником широкого исторического кругозора и большого литературного дарования. «Повесть временных лет» воплотила в
себе и самые различные исторические сведения, и высокие гражданские
идеалы наших предков, и образцы литературного языка той эпохи.
Сколько же всё-таки
книг было в Древней Руси? Сколько экземпляров пергаментных рукописей держали в руках наши предки? Назвать
точную цифру, конечно, невозможно. Но
существуют косвенные данные. По свидетельству историков и археологов, со времени крещения Руси (988г.) за 250 лет было
построено около 10 000 церквей и 200
монастырей. Для совершения обрядовой службы в них необходимо было иметь
не менее 85 тысяч богослужебных книг! Но это
не всё. Существовала светская, не церковная литература. Летописание велось не только в монастырях, но ив
великокняжеских городах, и в удельных княжествах. Поэтому исследователи считают, что общее количество
рукописных книг в Древней Руси, до XIV в. составляло около 100 тысяч
экземпляров, а вместе с завезёнными из южнославянских
стран и превышало это число.
В 1951 году во время раскопок в Новгороде
было сделано интересное открытие. Археологи
извлекли из-под земли берестяные грамоты-рукописи, не написанные, а выцарапанные на специально подготовленной для
этого берёзовой коре. В новгородских подземных залежах найдено уже около
семисот документов. Они позволили «услышать» живую речь наших далёких предков.
Новгородские
берестяные грамоты содержат в основном переписку, касающуюся самых
прозаических сторон жизни. Открытие берестяных грамот имело огромное культурно-историческое
значение. Оно явилось неоспоримым доказательством
широкого распространения грамотности в Древней Руси, причём не только у бояр, купцов и духовенства, но и
среди простых новгородских горожан.
В записях на
бересте оказалась запечатлена и любовь наших предков к чтению, к книге. Так, в одной из грамот XIV в. некий Яков, обращаясь к куму и другу
с просьбой о покупке овса, заканчивает её словами: «...да пришли мне чтения доброго».
«...Всё равно умроша
и единую смертную чашу пиша» – такими скорбными и проникновенными словами рассказывается в
«Повести о разорении Рязани Батыем» о
поголовном истреблении жителей старого русского города. Много веков протекло
с тех времён. Приходили и уходили слова и изречения, рождались и умирали литературные образы, но и сейчас живут и
волнуют нас слова безымянного древнерусского автора.
«Единую смертную чашу
пиша...» Чаша как символ страданий и невзгод используется и в современной образной
речи. Испить чашу до дна, выпить горькую чашу, чашу страдания – все эти и
подобные им выражения вошли в золотой фонд русской фразеологии.
Да, справедливо
пишут историки о необыкновенном благозвучии и выразительности древнерусской речи.
Высокие патриотические идеалы литературы Древней Руси, конкретность и документальность
повествования сочетались у старых
книжников не только с блестящим владением литературными приёмами византийского искусства, но и с самобытным и
эстетически полнокровным восприятием жизни. Глазами пытливого и
взволнованного художника смотрели на мир певцы стародавних ратных подвигов и
всенародной печали.
Многообразны были
авторские приёмы художественного воздействия на слушателей и читателей старинных
сказаний. Это и интонационно-звуковое построение фразы, и яркие метафоры, и обилие синонимов, и
красочные сравнения, и лаконичные афоризмы,
свидетельствующие о глубокой житейской мудрости наших далёких предков.
Необыкновенно
богато звуками «Слово о полку Игореве». Звукоподражательные слова дополняют и
усиливают словесный образ; трубы трубят, струны рокочут, колокола
звонят, туры рыкают, кони ржут, вороны грают... Часто автор «Слова» прибегает к аллитерации, т.е. к звуковым
повторам, передающим как бы реальную картину
происходящего. Например, нагнетание согласных
и повторение сочетания звуков «по» воспроизводят конский топот:
«...потопташа поганые полки половецкие».
Но особенно поражают
яркие метафоры, красочные аллегории, меткие сравнения и эпитеты. Эти художественные
тропы, основанные нередко на ассоциативном сближении весьма далёких предметов и
явлений, свидетельствуют о высоком
уровне духовной культуры их творцов.
Многовековая
литературная практика Древней Руси привела к созданию устойчивых сочетаний: храбрая дружина,
красные (т.е. красивые, славные) девы, злая
сеча, чёрный ворон, злато стремя, зелена трава, сыра земля, чисто поле, студеная роса, черная туча и т.п. Многие из этих эпитетов стали
традиционными в
народнопоэтическом творчестве и дожили до наших дней.