ТЕПЛЯКОВА Дарья, 10Б класс, МОУ СОШ №9 имирилла и Мефодия

 

Славянство и Русь – наследники Кирилло-Мефодиевской традиции

 

Введение

Глава I Особенности взаимоотношений Византии и славянского мира.

Глава II Кирилло- мефодиевская традиция,

Глава III Религиозное и культурное движение в монастырях на Афоне.

Заключение

Литература

 

 

 

Введение

 

Встреча Византии и славянства – важное и очень сложное историко-культурологическое явление. Она происходит, когда общества с различными культурами входят в непосредственное и длительное соприкосновение.

Процесс этот сложен и редко поддается полному пониманию, а причины его и последствия чаще всего неоднозначны.

К примеру, византийское проникновение на Балканы, северное побережье Черного моря и на Русь отчасти было вызвано миссионерской работой Константинопольской церкви, но и тем, что империя нуждалась в безопасности своих северных границ: «варвары» совершали военные набеги в направлении Эгейского и Адриатического морей, тем самым создавалась реальная опасность, что они вторгнутся на территорию империи и обоснуются там. Вот почему их следовало «обуздать» цивилизующим византийским влиянием. Соответственно, для государственных деятелей империи «приручение дикарей» представлялось первой стадией в этом процессе.

Та же двойственность просматривается в причинах, побуждавших славян втягиваться в орбиту Византии. Им империя в УIII веках представлялась хорошей добычей; позже, когда империя мало-помалу стала втягивать их в свою орбиту, она манила их возможностью добиться жизненного успеха; еще позднее, по мере того, как славяне постепенно все более отчетливо ощущали себя некой обособленной группой, их знать стала стремиться к овладению материальными и духовными достоинствами византийской цивилизации (княгиня Ольга, князь Владимир).

Таким образом, начальный этап взаимоотношений Византии и славянского мира достаточно сложен и полон противоречий. Военно-политические, торгово-экономические, культурные отношения империи и соседей (славян) достаточно хорошо изучены историками.

Цель данной работы – определить роль кирилло-мефодиевской традиции, которая стала центром духовного притяжения Византии и славян, той организующей силой культурной общности, связавшей страны всего Византийского содружества.   (Далее…)