ТЕПЛЯКОВА Дарья, 10Б класс, МОУ СОШ №9 им.Кирилла и
Мефодия
Славянство и Русь – наследники Кирилло-Мефодиевской
традиции
Введение
Глава
I Особенности взаимоотношений Византии
и славянского мира.
Глава
II Кирилло- мефодиевская традиция,
Глава III Религиозное и культурное движение в монастырях на Афоне.
Заключение
Литература
Введение
Встреча Византии и славянства – важное и очень сложное
историко-культурологическое явление. Она
происходит, когда общества с различными культурами входят в непосредственное и длительное соприкосновение.
Процесс этот сложен и редко поддается полному пониманию, а
причины его и последствия чаще всего
неоднозначны.
К примеру, византийское проникновение на
Балканы, северное побережье Черного моря и
на Русь отчасти было вызвано миссионерской работой Константинопольской церкви,
но и тем, что империя нуждалась в безопасности своих северных границ: «варвары» совершали военные набеги в направлении Эгейского и
Адриатического морей, тем самым создавалась реальная опасность, что они
вторгнутся на территорию империи и обоснуются там. Вот почему их следовало «обуздать» цивилизующим
византийским влиянием. Соответственно, для
государственных деятелей империи «приручение дикарей» представлялось первой стадией в этом процессе.
Та же двойственность просматривается в причинах, побуждавших
славян втягиваться в орбиту Византии.
Им империя в УI-УII веках представлялась хорошей добычей; позже, когда империя мало-помалу стала втягивать их в свою орбиту,
она манила их возможностью добиться жизненного успеха; еще позднее, по мере
того, как славяне постепенно все более отчетливо ощущали себя некой
обособленной группой, их знать стала
стремиться к овладению материальными и духовными достоинствами византийской цивилизации (княгиня Ольга, князь Владимир).
Таким образом, начальный этап взаимоотношений Византии и
славянского мира достаточно сложен и полон
противоречий. Военно-политические, торгово-экономические, культурные отношения империи и соседей (славян) достаточно
хорошо изучены историками.
Цель данной работы – определить роль кирилло-мефодиевской
традиции, которая стала центром духовного притяжения
Византии и славян, той организующей силой культурной
общности, связавшей страны всего Византийского содружества. (Далее…)