КАЧУРИН Дмитрий, ученик 6Б класса, МОУ СОШ №9 имирилла и Мефодия

 

 

Пребывание Кирилла и Мефодия в Крыму

 

Святых братьев Кирилла и Мефодия Церковь прославляют как просветителей славян во всем мире. Хождения святых равноапостольных братьев к разным славянским племенам и народам – это святые пути вглубь славянского мира.

Братья – продолжатели дела святого апостола Павла, о чем напоминает «Повесть временных лет». «До морав же доходил и апостол Павел и учил там, там же находится и Иллирия, до которой доходил апостол Павел и где первоначально жили славяне1». Как известно, за три года своей миссии в Великоморавскую славянскую державу, святые Кирилл (тогда еще – Константин) и Мефодий совершили морское путешествие к берегам другой, великой в будущем, славянской державы, Киевской Руси. Они были у нас, ходили по земле, унаследованной нами, слышали нашу речь!

Цель моего исследования – проследить путь равноапостольных братьев в период миссионерского путешествия в Хазарию, составить своеобразную кирилло-мефодиевскую карту Крыма.

860 год... Константин и его брат Мефодий отправляются по поручению византийского императора в Хазарский каганат. Официальная цель поездки – доказать преимущества христианства перед исламом и иудаизмом. Хазары жили тогда на территории Крыма, Северного Кавказа и на Нижней Волге. Их столицей был город Итиль, расположенный на обоих берегах Волги, севернее современной Астрахани.

Считается, что из византийской столицы путешественники прибыли в Херсонес в конце 860 года. Как мог выглядеть морской маршрут из устья Босфора в Херсонскую бухту в пору зимних штормов?

Эвксинский Понт (так называлось тогда Черное море) веками приучал мореходов жаться ближе к берегам. Чтобы попасть из Северного Причерноморья к стенам Константинополя, можно плыть двумя водными путями: вдоль фракийского (румынского и болгарского берегов) или вдоль берега малоазиатского и кавказско-крымского.

«Житие Кирилла» молчит о том, каким же путем плыли братья, но восточный путь (второй) выглядел более предпочтительнее. Во-первых, эта территория была более обжита. Но главное - это был освященный путь в христианском понимании святости. Он был связан с именами великих светочей веры, начиная от первых апостолов-святых Андрея Первозванного, Симона Кананита, учителей и отцов Церкви, таких, как святители Иоанн Златоуст, Максим Исповедник, и кончая святыми, совсем недавно тогда, в IX веке, просиявшим, – Стефаном Сурожским, Георгием Амастридским, Иоанном Готфским. Все они выбирали именно этот морской путь.

Правила благочестия, обязательные для путешественника-христианина, а особенно для странников, облеченных духовной миссией, подсказывали череду остановок, ритм плавания. Первой пристанью могла стать Амастрида. Из жития святого Георгия, архиепископа Амастридского, написанного в первой половине IX века, Константин и Мефодий хорошо знали о недавнем военном набеге руссов на этот богатый город Малой Азии.

Дело в том, что в 860 году состоялся первый поход Руси на Византию. Тогда русское войско на 200 судах появилось на берегах Босфора, когда император Византии Михаил III был занят войной с арабами. Результатом этого похода было мирное соглашение. Это было «дипломатическое признание» Руси2. Византийской империей. Богатая крепость Амастрида тоже была целью набегов руссов. Из жития святого Георгия мы узнаем что «варвары-грабители» были в Амастриде чудесным образом вразумлены в стенах здешнего храма, возле мощей этого святого3. Скорее всего, речь идет о тех захватчиках, которые подвергли город разграблению, но в соборе, перед мощами святого были остановлены. И вот теперь, после заключения мира с руссами, святые братья не могли не задержаться в этом городе. Здесь, в крепости они, наверное, слышали рассказы участников этих событий, встречали мирных скифских купцов, приплывавших на своих судах в город.   (Далее…)