Хорошим руководством для дальнейшего плавания могло быть еще одно житие, которое везли с собой Константин и Мефодий. Это житие монаха Епифания. Константин, в недавнем прошлом главный хранитель патриаршей библиотеки, был знаком с текстом этого жития4. Монах Епифаний прошел этим же путем из Босфора в Херсонес за несколько десятилетий до братьев. Он описал свое морское путешествие, рассказал о местных святынях, сверяя свои житийные сведения об Андрее Первозванном с местными приданиями: в Синопе, в Трапезунде, в Босфоре Киммерийском (Керчи), Феодосии, и, наконец, в Херсонесе. Скорее всего, солунские братья буквально копировали маршрут своего предшественника Епифания, используя его житие как путеводитель. Значит, святые просветители посетили и Керчь, и Феодосию, и мыс Феолент в окрестностях Севастополя с его Георгиевским монастырем.

Таврия ко времени пребывания здесь братьев-просветителей была прославлена подвигами многих святых людей. Это и Климент, Папа Римский, святители Стефан Сурожский, епископ Иоанн Готфский. Константин и Мефодий не могли обойти вниманием святые алтари Софийского собора в Суроже, где покоились мощи святителя Стефана, и монастырской базилики в Партените, где находились останки епископа Иоанна. Солунские братья знали славу епископа Стефана Сурожского как мужественного, стойкого защитника иконопочитания. Память святого Стефана совершалась в Суроже 15 декабря. Может быть, именно к этому дню братья поспели к сурожской пристани на долгом своем пути из Константинополя? Поспели, чтобы услышать под сводами храма Святой Софии стихиру в память святителя-иконопочитателя. В Херсонесе братья провели немало времени, изучая хазарский язык. Константин здесь же перевел 8 частей еврейской грамматики. Они изучали ее для того, чтобы успешнее просвещать хазар и состязаться с евреями, которых было много в Хазарии. Здесь же братья узнали, что мощи святого священномученика Климента, Папы Римского, находятся в море. Именно Константин и Мефодий смогли найти место захоронения святого и поднять их на корабль. Произошло это 31 января 861 года – точная дата исходит из текста самого Константина.

В «Житии Кирилла» упомянуто еще загадочное место – Фуллы. Замечательно повезло Фуллам: историческая наука, в первую очередь археология, неустанно разыскивает их с 30-х годов XIX века. Одни историки ищут Фуллы на южном берегу Крыма, другие – в городе Чуфут-Кале, в окрестностях Бахчисарая. Существует более 15 вариантов, где мог находиться этот город. Из жития святых братьев мы узнаем, что они разговаривали с жителями Фулл, народ города принял святое крещение благодаря проповедям Константина.

На каком языке говорили братья с жителями Фулл? Еще в Херсонесе Константину удалось найти «Евангелие и Псалтирь, русскими письмены писана», а также человека, говорившего на этом языке. Просветитель, беседуя с ним, научился этой речи... Константин сопоставил говор Солуни с речью, которая впервые зазвучала для него в Херсонесе. И в далекой Солуни, и здесь, в Херсонесе-Корсуни, она одна привычна и понятна – славянская речь, хотя некоторые слова произносились по-разному. Наверное, здесь, в Крыму, Константин продолжал работу по созданию славянской азбуки.

Но продолжим путешествие славянских просветителей дальше. В житии Кирилла читаем, что их путь из Херсонеса в Хазарию был таков: « к Меотскому озеру и к Каспийским воротам Кавказских гор6». Меотское озеро – это Азовское море. Поскольку после него обозначен только конечный ориентир, то возникает возможность двух маршрутов дальнейшего продвижения: либо вверх по Дону, мимо недавно отстроенной хазарской крепости Саркел, либо с переправой из Керчи на Таманский полуостров, где начинался старинный Шелковый путь, как раз выводивший к Каспийским (Дербентским оротам.

Томи –Таматарха – Тмутаракань – Тамань... Этот город, поменявший за века существования столько названий, братья уже навещали по дороге из Константинополя. Здесь проживало много христиан, которые терпели притеснения от хазар, с конца 8 века исповедовавших ислам. Даже местная архиепископская кафедра, одна из древнейших в северном Причерноморье, была разорена хазарами.. Поэтому нет сомнения в том, что целью поездки братьев в каганат было и разрешение этого вопроса – восстановление православной кафедры (церкви), в которой так нуждалось русское население Хазарии.

Этой «Русской Хазарией» ученые называют поселения Таманского полуострова. Византийские, арабские источники, а также археологические находки свидетельствуют о том, что в 30-е годы IX века на территории Тамани находился город Руссия или Россия (современная станица Голубицкая) и что местное население приняло крещение благодаря солунским братьям. Это очень интересная и малоизученная страница истории жизни великих братьев, которая требует отдельного рассмотрения. Таким образом, можно составить кирилло-мефодиевскую карту Крыма и с уверенностью сказать, что великие просветители посетили Сурож и Партенит, Кафу и Керчь, Херсонес и загадочные Фуллы. Это путешествие было наполнено важными событиями и встречами, изысканиями. Константин и Мефодий продолжили свою просветительскую и миссионерскую деятельность во славу Православия и Просвещения.

______________________________________________________

1. Повесть временных лет. Древнерусская литература. Книга для чтения. М., 1996, с.34.

2. История России. Под редакцией М.М.Зуева. М., 1995, с. 16.

3.Лощиц Ю. Загадочные Фуллы и русские письменаУ/Воскресная школа. 1999, №18

4. Великое наследие славянских просветителей Кирилла и Мефодия. Каменка, 1999,с.13

5. Житие Константина

6. Житие Константина