ЯНБУЛАТОВА Дина, ученица 9В класса, МОУ «Лопатинская средняя
общеобразовательная школа»
Конкурсное
сочинение, посвященное Дню славянской письменности.
Подвиг Константина–Философа и его брата Мефодия.
«Мы с тобой, как
два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства...».
Константин–Философ
Веками из уст в
уста, от деда к внуку передавали люди важные события и предания. По
славянским весям и градам рассыпались гонцы с призывами высылать дружины для отпора
набегов воинов-степняков. По широкой Руси разносились песни гусляров, поющих
славу храбрым русским князьям и дружинам. Дорюриковская
старина... Еще не родились Кирилл и Мефодий, и важные сообщения передавались на
словах. Сегодня
нам «петь славу» их подвигу.
В череде тысячелетий
в калейдоскопе ярчайших имен особое место занимают они – славянские просветители,
ученые, творцы славянской азбуки. Великий культурный
подвиг братьев чтят и доныне.
Как начинался
славный подвиг первоучителей, знают сейчас многие. Болгарский город Солунь,
теперешние Салоники, обрели известность и уважение потому, что здесь в семье крупного
военного деятеля, генерала, росли и воспитывались будущие сподвижники,
образованнейшие люди раннего Средневековья – Константин и Мефодий. Младший
Константин перед самой кончиной, с принятием схимы, взял имя Кирилл. С ним и
вошел в историю. Он рос живым и любознательным ребенком и еще в солунской школе обращал на
себя внимание своими способностями. Вот что о нем говорит предание: «Спеяше паче всех учеников в книгах памятью вельми скорою,
яко и диво ему быти». Ничуть не странно, что слух о
юном «диве» дошел до Константинополя, и мальчика взяли ко двору императора
Михаила III в соученики его сыну. Остается только
восхищаться столь завидной судьбе. Вскоре он, а не отпрыск Михаила III, становится первым учеником. Воспитатель детей
императора, известный ученый и видный дипломат Фотий, радовался, видя, как ученики «изощряли
свой ум математическими выкладками, исследовали глубину истины с помощью философских
метод». Видел учитель, что знания не пропадают бесследно, они «слагаются в
убеждения, в юных умах зарождаются идеалы жизни, в молодых сердцах зажигаются
искры возвышенных стремлений, и на поприще истории являются великие
нравственные силы».
Юный Константин
изучил математику, риторику, астрономию, музыку, философию и античную литературу. Не
просто изучил, а усвоил в наибольшем объеме и глубине. Были у него любимые
церковные писатели. Более всего он тяготел к Григорию Богослову, выдающемуся стилисту, наделенному
яркой образной речью. Он был самый поэтичный из отцов церкви, и симпатии к нему
будущего создателя славянской азбуки свидетельствуют о его собственных душевных
качествах. Образованные люди раннего средневековья – писатели, ученые, живописцы, –
как правило, священники или монахи. Константин принял священство и вскоре за
свою приверженность к знаниям получил прозвище Философ. Он действительно
преподавал философию, участвовал в ученых спорах, учил несведущих и сам
продолжал учиться. Затем обстоятельства подвигли его к деятельности, ставшей
преддверием главного дела его жизни. Вместе со своим братом Мефодием он был
направлен к хазарам для миссионерской проповеди. Вблизи хазар жили славяне. В Корсуни, теперешнем Херсонесе в Крыму, Константин у одного
русина увидел Евангелие и Псалтырь, написанные «русьскими письменами». Все говорит за то,
что «русьские письмена», применявшиеся нашими
предками до введения кириллицы, были греческими буквами, приспособленными к
славянской речи. Это были кустарные попытки решить трудную проблему. Встреча со
славянами не прошла бесследно для Константина Философа. Он вновь и вновь возвращается к
научным занятиям.
(Далее…)