ЯНБУЛАТОВА Дина, ученица 9В класса, МОУ «Лопатинская средняя общеобразовательная школа»

 

Конкурсное сочинение, посвященное Дню славянской письменности.

 

Подвиг Константина–Философа и его брата Мефодия.

 

«Мы с тобой, как два вола, вели одну борозду. Я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства...».

Константин–Философ

 

Веками из уст в уста, от деда к внуку передавали люди важные события и предания. По славянским весям и градам рассыпались гонцы с призывами высылать дружины для отпора набегов воинов-степняков. По широкой Руси разносились песни гусляров, поющих славу храбрым русским князьям и дружинам. Дорюриковская старина... Еще не родились Кирилл и Мефодий, и важные сообщения передавались на словах. Сегодня нам «петь славу» их подвигу.

В череде тысячелетий в калейдоскопе ярчайших имен особое место занимают они – славянские просветители, ученые, творцы славянской азбуки. Великий культурный подвиг братьев чтят и доныне.

Как начинался славный подвиг первоучителей, знают сейчас многие. Болгарский город Солунь, теперешние Салоники, обрели известность и уважение потому, что здесь в семье крупного военного деятеля, генерала, росли и воспитывались будущие сподвижники, образованнейшие люди раннего Средневековья – Константин и Мефодий. Младший Константин перед самой кончиной, с принятием схимы, взял имя Кирилл. С ним и вошел в историю. Он рос живым и любознательным ребенком и еще в солунской школе обращал на себя внимание своими способностями. Вот что о нем говорит предание: «Спеяше паче всех учеников в книгах памятью вельми скорою, яко и диво ему быти». Ничуть не странно, что слух о юном «диве» дошел до Константинополя, и мальчика взяли ко двору императора Михаила III в соученики его сыну. Остается только восхищаться столь завидной судьбе. Вскоре он, а не отпрыск Михаила III, становится первым учеником. Воспитатель детей императора, известный ученый и видный дипломат Фотий, радовался, видя, как ученики «изощряли свой ум математическими выкладками, исследовали глубину истины с помощью философских метод». Видел учитель, что знания не пропадают бесследно, они «слагаются в убеждения, в юных умах зарождаются идеалы жизни, в молодых сердцах зажигаются искры возвышенных стремлений, и на поприще истории являются великие нравственные силы».

Юный Константин изучил математику, риторику, астрономию, музыку, философию и античную литературу. Не просто изучил, а усвоил в наибольшем объеме и глубине. Были у него любимые церковные писатели. Более всего он тяготел к Григорию Богослову, выдающемуся стилисту, наделенному яркой образной речью. Он был самый поэтичный из отцов церкви, и симпатии к нему будущего создателя славянской азбуки свидетельствуют о его собственных душевных качествах. Образованные люди раннего средневековья – писатели, ученые, живописцы, – как правило, священники или монахи. Константин принял священство и вскоре за свою приверженность к знаниям получил прозвище Философ. Он действительно преподавал философию, участвовал в ученых спорах, учил несведущих и сам продолжал учиться. Затем обстоятельства подвигли его к деятельности, ставшей преддверием главного дела его жизни. Вместе со своим братом Мефодием он был направлен к хазарам для миссионерской проповеди. Вблизи хазар жили славяне. В Корсуни, теперешнем Херсонесе в Крыму, Константин у одного русина увидел Евангелие и Псалтырь, написанные «русьскими письменами». Все говорит за то, что «русьские письмена», применявшиеся нашими предками до введения кириллицы, были греческими буквами, приспособленными к славянской речи. Это были кустарные попытки решить трудную проблему. Встреча со славянами не прошла бесследно для Константина Философа. Он вновь и вновь возвращается к научным занятиям.   (Далее…)