Праздником этим вдохновлены многие стихотворения русских поэтов нового времени. И каких поэтов! Державин, Пушкин, Цветаева, А Б.Пастернак посвятил этому великому событию, с которого мы ведём наше летоисчисление, стихотворение «Рождественская звезда»:

... Светало. Рассвет, как пылинки золы,

Последние звёзды сметал с небосвода.

И только волхвов из несметного сброда

Впустила Мария в отверстье скалы.

 

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.

 

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,

Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потёмках, немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на Деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Столетиями рядом с Рождественскими праздниками складывались у наших предков-славян народные обычаи, традиции, радовавшие человека от детских лет до конца дней.

В каждом доме блистала разноцветными огнями ёлка, под которой скрывались подарки для родных и близких людей. Зелень нашей лесной красавицы была символом возрождения, обновления жизни. В морозном воздухе далеко расплывался колокольный звон. Повсюду в церквях совершалось торжественное богослужение. С особой проникновенностью описал Рождество русский писатель Иван Шмелёв: «Чудится в этом слове крепкий, морозный воздух, льдистая чистота и снежностъ. Само слово это мне видится голубоватым... Даже в церковной песне –

Христос рождается – славите!

Христос с небес - срящите! –

слышится хруст морозный.

... В Сочельник, под Рождество, бывало, до звезды не ели. Кутью варили из пшеницы, с мёдом; взвар – из чернослива, груши... Ставили под образа, на сено. Почему ?.. А будто дар Христу. Ну... будто. Он на сене, в яслях».

Празднование проходило чинно и благопристойно. В домах и на улице не встретишь ни подгулявшей компании, ни выпивохи. Радость и веселье озаряли лица всех. Люди высказывали доброжелательность друг другу, проявляли милосердие. По обычаю принято было после ужина в Сочельник разносить часть кутьи бедным людям, старикам, больным, чтобы в их доме тоже наступил праздник. А на всю ночь на подоконнике оставляли горящую свечу, которая как будто указывала путь тем, кто оказался в это время без крова над головой: «Заходи к нам, бездомный путник, тебе найдётся здесь место и еда, чтобы подкрепить свои силы». На стол ставили даже лишний прибор с угощением – вдруг кто-нибудь заглянет на огонёк.

Есть и ещё замечательный рождественский обычай дарить друг другу подарки, особенно детям. Хорошие родители приучают самих детей быть с малых лет добрыми, душевно чуткими к людям.

Приятно, что и сейчас многие обычаи и традиции не забыты: на Рождество деревенские улицы с самого утра наполняются гомоном ребятишек. Целыми ватагами ходят они по домам «славить Христа». Но только уже не увидишь у старшего из них бумажной звезды на шесте – символа Вифлеемской звезды, возвестившей людям о рождении Христа:

Пришло Рождество!

Начинаем торжество!

С нами Звезда идёт,

Молитву поёт…

Рождество Твое, Христе Боже наш...

За это детей награждали деньгами, сладостями, пирогами. Повсюду в селениях раньше в Рождественские дни чествовали Коляду. Молодёжь ходила по улицам, распевала под окнами или в избе. Замечательно, с чувством юмора об этом написал в своей повести «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголь: «Шумнее раздавались по улицам песни и крики. Часто между колядками слышалась какая-нибудь весёлая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых козаков. То вдруг один из толпы вместо колядки отпускал щедровку и ревел во всё горло:

Щедрик, ведрик!

Дайте вареник,

Горсточку кашки,

Кружок колбаски!

Хохот награждал затейника. Маленькие окна подымались, и сухощавая рука старухи высовывалась из окошка с колбасою в руках или куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. Парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик, один бросал комом снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком стремглав на землю. Казалось, всю ночь напролёт готовы были провеселиться». А Рождественские морозы! Снег так звонко скрипит под ногами, Повсюду слышен звон, морозный и гулкий, точно серебро. Хочется ещё и ещё вчитываться в строки Шмелёва, рисующие дивную картину Рождества: «Мороз! Снег синий, крепкий, попискивает тонко-тонко. В окошках розовые огоньки лампадок. А воздух синий, серебрится пылью, дымный, звёздный. Сады дымятся. Берёзы – белые виденья. Звёздный звон, певучий – плывёт, не молкнет; сонный, звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних – Рождество. Идёшь из церкви. Всё – другое. Снег – святой. И звёзды – святые, новые, рождественские звёзды. Рождество!»