Первая исповедь
Как небо бывает ясным и погода безоблачной,
но в мгновение ока налетающий ветер, дождь и град
истребляют то, что только минуту назад было растущим и цветущим,
так и во время нашей жизни нас неожиданно, врасплох застигают бури и скорби житейские.
Сегодня мы веселы и довольны, а завтра – грустны, бедны и
больны. Все в жизни настолько переменчиво, что подчас человек
говорит себе: «Нет, не может быть, что это происходит со мной».
Оказавшись на больничной койке, человек
начинает невольно задавать себе вопросы о смысле своей жизни и ее результатах,
переосмысливать все происходившее с ним, расставлять ценности своего бытия в
долженствующем, а не фальшивом порядке. И что раньше казалось важным, отходит
на второй план, перестает занимать нас.
Для человека,
оказавшегося в больнице, лицом к лицу с болезнью, собственной жизнью и
совестью, пред очами Господними и никогда не прибегавшего к Таинству Покаяния
(ни разу в жизни не исповедовавшегося священнику), очень важна первая исповедь.
Построение исповеди
С чего
начать?
Землепашец,
приступая к обработке земли, сначала выкорчевывает все пни, убирает огромные
валуны, а затем приступает к уборке более мелких камней. Так и человеку, первый
раз приступающему к Таинству Покаяния, следует в первую очередь исповедать
наиболее тяжкие грехи, а затем все остальные.
Если
Господь прощает болящему смертные грехи, это
существенно меняет его участь: облегчается течение заболевания, иногда человек
мгновенно или быстро выздоравливает или даже сохраняется его жизнь в опасных
или близких к смерти состояниях здоровья.
Больная А. 64 лет находилась на излечении в урологическом отделении
ЦМСЧ-122. После операции началось осложнение, состояние оставалось без динамики
в течение трех недель. Больная никогда не исповедовалась и не причащалась.
Священник оказался рядом с ней, казалось бы, случайно – пришел причащать
соседку по палате. Но в Промысле Божием случайностей
не бывает. И так как последняя была срочно увезена в операционную, состоялась
беседа (даже не исповедь), в ходе которой больной были объяснены все смертные
грехи. Больная втайне (про себя) покаялась и подтвердила твердое намерение
готовиться к исповеди. На следующий день в глубоком потрясении она пришла в
домовую больничную церковь, шокированная резким улучшением состояния здоровья
вопреки пессимистическим прогнозам. Через три дня после исповеди больная была
выписана.
Особенности исповеди в больнице
В чем же
состоят главные особенности первой исповеди в больнице? Прежде всего в том, что она является переломным моментом в жизни
человека, в изменении его отношения к Богу, к окружающим людям и жизни. Другая ее особенность – то, что целью первой исповеди является
очищение, прежде всего, от смертных грехов. В силу скоротечности
предоперационного периода, особенно при неотложных состояниях, больной лишен
возможности – полностью освободиться от громадного количества грехов,
накопленных за 20, 30 и более лет с момента Крещения. Скинуть такое бремя в
короткий срок пребывания в стационаре часто бывает невозможным, и дальнейшее очищение
от грехов, воцерковление будет проходить в храме,
куда Господь приведет больного после выписки. В больнице же совершаются первые
шаги, начатки покаяния, влияющие на всю последующую
религиозную жизнь человека.
Согласно
учению Православной Церкви, болезнь посылается Богом для очищения, перерождения
души, для того, чтобы человек, пораженный недугом, внимательно всмотрелся в то,
как он идет по жизни, какие неправедные поступки совершает, какое зло несет
окружающим, и – одумался, и изменил свою жизнь.
Покаяние
имеет определенные ступени.
Первая ступень – человек узнает о существовании
грехов и что есть грех. На этой ступени происходит как бы отрезвление
заблудшего грешника от дурмана проводимой им безбожной жизни.
Вторая ступень достигается тем человеком,
который пытается осмыслить свои грехи, разобраться в причинах жизненных неудач,
нечестивых и беззаконных поступков, анализирует свое душевное состояние и
просит на то помощи Божией.
Третья ступень покаяния открывается, когда в ответ
на осмысленное начинает говорить совесть. Когда стыд
за содеянное охватывает душу и сердце сжимается до боли – от сожаления за
содеянное, за причиненное кому-то зло.
Зачем нужны покаяние и исповедь
Христиане
часто грешат и тем загрязняют и калечат свою душу. Но если мы тело свое часто
омываем и облекаем в чистые одежды, то тем более, нужно очищать душу исповедью
и омывать ее слезами покаяния.
Можно ли
несколько раз в год постирать одежду или несколько раз в год умыться или вымыть
тело? Наверное, можно, но при этом от тела будет исходить дурной запах, одежда
станет грязной, изорванной, а лицо серым. Неприглядная картина! Теперь
представьте себе, что произойдет с душой, если о ней не заботиться. Какой
грязной и дремучей она становится, покрываясь накипью грехов, слой за слоем
ежедневно оседающих на ней. Господь сказал, что душа больше тела, а тело важнее
одежды. Поэтому наши душа и совесть постоянно
нуждаются в омовении, то есть в покаянии, в исповедании совершенных грехов. «В
самом деле: как может человек вступить в поприще покаяния, не исповедав грехов
своих? Как узнает он степень важности различных грехов и способ покаяния в них,
если не скажет ему того и другого опытный, духовный наставник? Как ознакомится
он без наставника с оружиями духовными, с употреблением их против греховных
помыслов и ощущений, против греховных навыков, против страстей, укоренившихся
от долгого времени? Исповедание грехов необходимо нужно и для того, чтоб
раскаяться надлежащим образом в прежде содеянных грехах, и для того, чтоб
предохраниться на будущее время от впадения в грехи. Исповедание грехов всегда
признавалось в Церкви Христовой неотъемлемою принадлежностью покаяния. Его
требовали от всех намеревающихся креститься с тою целию, чтоб преподанное
Святое Крещение было принято и сохранено так, как подобает быть принятым и
сохраненным великому, неповторяемому таинству. Наконец, покаяние есть
установление Божие и Дар Божий падшему человеку»*, пишет в своих сочинениях
святитель Игнатий Брянчанинов.
*Игнатий Брянчанипов, еп.
Аскетические опыты. СПб.,1905. Т. 2. С. 392.
Грязь на
душе телесными очами не увидишь и руками не потрогаешь, ибо она нематериальна,
но Ангелы Божии видят ее и обоняют порой, какой смрад
исходит от неумытой души, и не приближаются к ней. (Известно также, что
некоторые отцы-подвижники и большие молитвенники ощущали физически смрад
грешников, приходящих к ним.) Поэтому, положив начало покаянию в больнице,
первый раз исповедавшись там, потом, выписавшись и находясь дома, мы должны как
можно чаще (хотя бы один раз в 3 недели) прибегать к этому спасительному
таинству. И, конечно же, после исповеди причащаться Святых Христовых Тайн.
Когда
задают вопрос, можно
ли причащаться 2-3 раза в год,
всегда возникает встречный вопрос: а можно ли 2-3 раза в год пообедать? Что
произойдет с человеком, если ему давать есть и пить раз в год? Так вот,
представьте, как и чем может напитать свою душу христианин, причащающийся один
раз в год, в два года. Несчастный, он превращает душу в хилого дистрофика, в
узницу, не способную ни к чему небесному и вечному.
Возлюбленный
ученик Христов апостол Иоанн Богослов так наставляет истинных христиан: Дети мои! Если [мы] говорим, что не имеем греха, [то]
обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он
[Бог], будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой
неправды (1 Ин. 1, 8-9).
Что такое исповедь
Исповедь
есть признание в грехах, лежащих на совести человека. Покаяние очищает душу и
делает ее готовою к принятию Духа Святого.
В чем же
заключается истинная и правильная исповедь? Когда мы желаем очистить свою
совесть от грехов Таинством Покаяния, то будем помнить вот о чем.
1. Прежде всего, надобно веровать в Господа Иисуса
Христа и твердо надеяться, что Он готов простить всякий грех, как бы он ни
был велик, если только грешник раскается чистосердечно; надобно верить и
надеяться, что Бог всячески желает и ищет нашего обращения. Об этом Он так
заверяет нас через пророка: ...не хочу смерти грешника, но чтобы грешник
обратился от пути своего и жив был (Иез. 33, 11).
2. Надобно иметь сокрушенное сердце. Кто
есть Бог? И кто мы? Бог есть всемогущий Творец неба и земли, Он есть страшный и
Праведный Судия. А мы? Мы – слабые и ничтожные смертные: все люди, даже самые
великие, пред Богом менее, чем прах, и мы никогда себе
представить не можем, сколь противен Богу всяческий грех и сколь оскорбляет Его
всякое беззаконие. И мы, ничтожные и слабые, мы, бесконечно
облагодетельствованные Богом смертные, дерзаем оскорблять Его – Всеблагого? Мы
столь виновны пред Богом, столь преступны, что не только не смеем называться
чадами Его, но даже не достойны быть самыми последними
рабами Его. Итак, представляя себе все это, следует понимать, какое сокрушение,
какое болезнование надо иметь, когда мы хотим очиститься от грехов. И такое
чувство надобно иметь не только перед исповедью и при исповеди, но и после нее.
Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно (Пс.
50) – вот приношение Богу, драгоценнейшее всех
приношений!
3. Надобно простить всем врагам своим и оскорбителям все
то, что они сделали вредного и оскорбительного. Простить... Что значит
простить? Простить, значит никогда не мстить, ни тайно, ни явно; никогда не
вспоминать, совсем забыть и сверх того, полюбить своего врага, как приятеля,
как брата, как друга, защищать честь его и отдавать ему во всем справедливость.
Вот это значит простить. И кто не согласится, что это очень тяжело. Но и велик
тот, кто умеет прощать обиды, поистине велик и пред людьми, и пред Богом. Да, тяжело
прощать врагам своим, но надо прощать, а иначе и Сам
Бог нам не простит. Иисус Христос сказал: ...если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш
Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не
простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14-15).
Напротив того, хотя каждочасно молись Богу или имей
такую веру, что и горы можешь переставлять и даже, хотя раздай все свое имение
нищим и отдай тело свое на сожжение. Но если ты не прощаешь или не хочешь
простить врагу своему, то все напрасно в таком случае: не спасет тебя ни
молитва, ни вера, ни милостыня – ничто не поможет тебе.
Но если
должно прощать врагам своим, то так же необходимо просить прощения и у тех,
кого мы обидели. Просить так: оскорбил кого словом, проси прощения, приди поклонись и скажи: «Прости меня»; обидел ли ты кого
делом, постарайся поступками своими загладить вину свою перед ним и
вознаградить ущерб его, и тогда, будь уверен, что все
грехи твои, сколь бы они ни были тяжки, будут прощены тебе.
4. Надобно безо всякой утайки и чисто открывать грехи
свои. «Для чего открывать грехи свои Тому, Кто знает все наше сокровенное?»
– говорят некоторые. Конечно, для того, чтобы тем самым принести повинную.
Конечно, Бог знает все наши грехи, но Церковь, имеющая власть от Бога прощать и
разрешать грехи, не может знать их, и потому священник без исповеди не может
произнести своего решения. Тот, кто сердечно сознает себя виновным пред Богом,
тот готов сознаться в грехах своих хоть перед целым светом. Тот, кто сознательно
утаивает грехи на исповеди, хотя и услышит от духовника: «Прощаю и разрешаю»,
но Дух Святой не простит и не разрешит этих грехов.
5. Надобно положить твердое намерение впредь жить, не
согрешая. Вот самая трудная обязанность! Но что ж делать? Если хочешь, чтобы Бог
простил грехи твои, то перестань грешить, только при этом условии Церковь
разрешает кающегося от грехов. Церковь повелевает
после исповеди не возвращаться к прежней греховной
жизни, но начать жизнь новую, святую и правильную.
Примером
построения исповеди может послужить чинопоследование
покаяния, составленное святителем Игнатием Брянчаниновым и приведенное в Приложении 5 нашей книги.