КОГДА БОЛЕЮТ ДЕТИ...*
* С
использованием материалов священника А. Грачева «Когда болеют дети».
Первым
делом, когда ребенок заболевает, должна быть молитва. Для этого внутренне
должны собраться мать и отец, опять-таки помолившись, оставить всякую суету,
сосредоточиться.
Конечно,
когда заболевает дитя, сердце родителей не может быть спокойным, начинается волнение,
которое часто, к сожалению, переходит в суетливость. И вот оставить эту суетливость помогает
молитва.
Если
мама и папа чувствуют, что они находятся в состоянии паники, то нужно остановиться. Подойти
к иконе. Собраться с духом. Помолиться. Потом тихо, спокойно продолжать свои
дела. Потому, что эта суетливость не приносит ничего, кроме расстройства,
ребенку. Даже с точки зрения элементарной психофизиологии, которая, конечно,
сюда не очень привязывается, но просто как эффект сопутствующего характера
всегда себя проявляет, – спокойный ребенок, действительно, всегда находится в состоянии какой-то
сбалансированности, внутренней середины, и вот это внутреннее равновесие
по-другому запускает все физиологические процессы. Они просто текут совершенно иначе, они
достигают цели.
А если
очень высокая температура или острое отравление, или еще какая-то опасность, когда каждая
секунда дорога? Даже если внезапно подпрыгивает температура, всегда можно
сказать «Господи, помилуй!» перед тем, как что-то предпринять. Или даже одновременно с
лечением. Тем более это нужно в момент опасности! Очень хорошо, когда остальные
дети в семье становятся к иконе и молятся за болящего братика или сестричку.
Когда Господь с
учениками плыл в лодке, уснул, началась буря, так что лодка покрывалась волнами,
ученики в страхе и трепете разбудили Его, и первое, что Он сказал: «Что вы так боязливы,
маловерные? Как вы могли сомневаться в том, останетесь вы живы
или нет, если Я с вами, в одной лодке?» Потом, встав, запретил ветрам и морю, и
сделалась великая тишина (Мф. 8, 24—26). И вот это чувство должно быть и у нас: Господь
рядом и в силах помочь нашему ребенку.
В 1996-97 годах в ЦМСЧ-122 на излечении находился А., 12 лет,
по поводу опухоли головного мозга. Ребенок проживал с матерью в Новосибирске. Мать была
маловерующим, неправославным человеком из семьи старообрядцев-безпоповцев. Страдания ребенка и
безвыходность положения заставили ее с горячей
молитвой обратиться к Богу. Вскоре
после молитвы над кроватью ребенка на стене появилось яркое изображение
св. Пантелеимона-целителя, которое держалось около часа и затем исчезло. Мама стала молиться
угоднику Божию, и вскоре ей предоставилась возможность безплатно
прооперировать ребенка в нейрохирургическом центре ЦМСЧ-122 (проф. Тиглиев). После
удачного исхода операции по удалению
опухоли мама с ребенком возвратились домой.
Болезнь, тем более серьезная
болезнь ребенка, всегда говорит о том, что
для семьи настало время покаяния. Она
побуждает усилить нашу духовную жизнь.
Важно причастить ребенка Святых
Христовых Тайн, дабы положить доброе основание в его лечение: и Церковь
наша стоит на Крови Господней, и всякое
доброе дело должно укрепляться от Тела
и Крови Христовых. Для этого можно
пригласить батюшку на дом. Священники
часто бывают заняты, но ни один из них не откажет приобщить Святых Тайн больного ребенка.
Был такой случай. Грудной младенец заболел лейкозом. Батюшка
велел матери причащать его каждый день. По благословению батюшки каждый день
ребеночка причащали, и младенец по милости
Божией вскоре выздоровел.
Больному
ребенку святую воду можно давать не только натощак, но и весь день, можно омывать ребенка
этой водой – голову, лицо, тело, протирать глаза. Вода для того и освящается в храме,
чтобы врачевать нас.
Поближе к кроватке
можно поставить икону, чтобы ребенок, когда лежит и болеет, видел ее, затеплить лампаду.
Желательно, чтобы родители благословляли своих детей, особенно на ночь.
Можно окружить ребенка освященными предметами, положить рядом с ним крест, чтобы он
почаще к нему прикладывался. Ребенок может целовать свой нательный крестик,
который, обязательно должен
быть на нем.
Хорошо,
если дети привыкнут: крест мы никогда не снимаем. Даже если моем
ребенка – крест остается на нем. Иногда у родителей бывают излишние
опасения – мол, тесемка может принести ребенку вред, сделать удушье и т. п. Такого
случая за всю историю Православия не было. Так что все безпокойства тут могут быть
оставлены. Крест Христов есть наша главная защита. Крестным подвигом Спасителя побежден диавол. Побежден, но не уничтожен. Поэтому он посылает нам помыслы
против креста, все эти помыслы всегда исходят только от него. Если уж на то пошло,
ребенок рефлекторно изменяет положение тела при любом неудобстве. И он всегда
тесемку, на которой висит крестик, поправит, даже во сне.
Как
хорошо, если дитя умеет молиться! Молитвенный навык особенно пригодится во время болезни. Ребенок
уже с детства поймет, что болезнь – это не просто температура и головная боль, а
нечто иное, что ему посылается. Некое благо даже – в духовном смысле, почему и
называют болезнь посещением Божиим: тело болеет, а душа лечится. И от этого чувства дитя
само успокаивается.
В это
время желательно читать ребенку духовные книги, особенно Евангелие. Иногда родители не решаются
читать детям «взрослое» Евангелие и читают «Детскую Библию». Уже лет с семи, а
то и раньше, можно читать канонический текст, чтобы дитя приучалось к полноценной
духовной пище. Не искусственным питанием его вскармливать, а грудным молоком. И еще –
жития святых. Их подвиги и терпение укрепляют душу.
Как важно для ребенка войти в духовную жизнь! Тогда все меняется: даже высокая температура не причиняет особого
безпокойства. Даже какие-то телесные неприятности переносятся иначе. Нет тех капризов, которые часто сопутствуют болезням, повышенной требовательности к родителям, постоянных «мам! пап!», на которые родители бегут и около него вьются. Когда ребенок заболеет, он уже знает, как вести себя во время болезни.
Если у
ребенка высокая температура, то этого не надо пугаться. Первое, что обычно делают родители в
этом случае, – дают жаропонижающее средство, думая, что этим лечат ребенка. Это не
так. Высокая температура – не
причина болезни и не само заболевание. Это защитная реакция, которая нужна организму для выздоровления. Это своего рода барометр,
показывающий, что организм сопротивляется болезни и все обменные процессы протекают в нем с
высокой степенью интенсивности. Дети
переносят температуру гораздо легче,
чем мы. Взрослый при этом лежит
пластом, ребенок же в подобном случае может
бегать по комнате. Единственное, что нужно,
– контролировать ее высокие цифры. Для маленького ребенка это, в
среднем, где-то 39 градусов. Вот и
постарайтесь удерживать ее на том
уровне, который ребенок выносит без
особых страданий.
Конечно,
если температура очень высокая и состояние явно ухудшается, нужно постараться ее погасить,
иначе это может привести к возникновению патологических синдромов. У маленьких детей
центр терморегуляции еще недостаточно устойчив. В возрасте до года, реже в 3, в 5
лет, при высокой температуре может возникнуть судорожный синдром, который
проявляется в подергивании ручек, ножек, подбородка и сопровождается выраженным безпокойством.
Как вести себя в этом
случае?
Конечно, на первом
месте, как мы уже говорили, – молитва. Затем ребенка нужно срочно охладить. Самое простое – это
ребенка
раздеть. Можно протереть его холодной водой, можно – водкой или спиртом. Прямо себе на руку
налить немного спирта и протереть все тело. Если судороги достаточно стойкие, то
необходимо ввести в прямую кишку
холодной воды. Ребенку, предположим, первых
месяцев жизни, тут достаточно 20—30
мл. Наконечник груши (клизмы) смажьте
сначала маслом и вводите его очень аккуратно,
чтобы не повредить слизистую прямой
кишки. Этим же способом вводим медикаменты: четверть таблетки анальгина, растворенного
в 30 мл воды.
Почему
именно так лучше всего вводить детям лекарства? Ребенок маленький, кричащий
часто не возьмет то, что ему дают в рот, не проглотит, выплюнет. К тому же богатая сосудистая сеть
ректального отдела кишечника впитывает лекарство мгновенно, оно тут же разносится
кровотоком по организму и достигает цели. Однако вводить токсичные препараты ректальным
способом не рекомендуется, так как артериальный кровоток сразу несет их к жизненно
важным органам, минуя печень
– фильтр вредных для организма веществ.
Анальгин из лекарств тут лучше всего.
Он обладает сразу двумя свойствами: и жаропонижающим,
и обезболивающим. Большие дозы
жаропонижающих препаратов вводить не
стоит.
Каждый
организм имеет свою чувствительность к тем или иным препаратам. Одному ребенку, чтобы
понизить температуру, нужно лекарства меньше, другому – больше. В среднем, младенцу
4-5 лет нужно треть таблетки анальгина, не больше, – чтобы температурная кривая
не пошла резко вниз, а держалась в оптимуме. Этот оптимум высокой температуры
можно назвать даже благоприятным фактором протекания болезни.
Так
что еще раз подчеркнем, что температура сама по себе не является чем-то вредным. Именно на высоте
температуры наиболее эффективно протекают те обменные процессы, которые нужны для выздоровления.
Часто
высокая температура бывает связана с нарушением питьевого режима. Грудной младенец не
скажет: «Дай попить», он будет кричать. А иногда он и кричать не может, потому что
ослабел. И мы часто упускаем из виду тот важный момент, что ребенку нужно
получить в день, в зависимости от температурной среды, от его веса и возраста, строго определенное
количество жидкости. Симптомы обезвоживания организма такие: сухие слизистые,
снижение диуреза (ребенок мало мочится).
Лекарство
и вообще все, что мы даем ребенку, хорошо осенить крестом. Пусть каждый наш поступок
будет освящен. Святитель Кирилл Иерусалимский пишет: «Да не стыдимся исповедовать
Распятого, с дерзновением да изображаем рукою знамение креста на челе и на всем: на
хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пьем; да изображаем его при входах, при выходах,
когда ложимся спать и встаем, когда находимся в пути и отдыхаем. Он – великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда. Ибо это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых
духов».
Благодать
Божия соединяет людей, делает их родными, и эта близость особенно чувствуется между
матерью и ребенком. В родильном доме, где я работал врачом, мне не раз приходилось это наблюдать.
Было много
удивительных случаев, когда мать и дитя прямо-таки «вытаскивали» друг друга из очень тяжелых
состояний. Когда здоровье матери ухудшалось, младенец своим стремлением жить брал на
себя гораздо больше, чем он мог понести физически. Даже тяжелые дети, по милости
Божией, в такие минуты старались вдвойне. Или, наоборот, матери, которые имели
тяжелых детей, вели себя как-то совершенно особенно.
Казалось бы, это два
существа, живущие уже отдельно друг от
друга. Но еще несколько дней назад физически это было одно существо. И вот, оказывается, пуповина рвется, а незримая пуповина, духовная, остается.
Молодая мать сама
это чувствует: она уже в этой жизни не одна. Уже есть тот, кто ей помогает, кто подает
ей руку помощи – как бы ценою своего страдания. Видя безпомощность малыша, видя его желание быть вместе с матерью, ту
надежду, которая всячески выказана его борьбой за жизнь и которой он призывает и на мать милость Божию, – видя это, Господь, конечно, посылает им Свою милость.
Это упование младенца – как бы безсловесная молитва, но и она слышна Господу:
не таится Тебе, Боже мой, Творче мой, избавителю мой, ниже капля слезная, ниже капли часть некая...
Был
такой случай, когда мать отказалась от ребенка, и он умер, хотя родился достаточно здоровым. А
бывает, ребенок родится больным, даже настолько, что, по клиническим признакам,
болезнь уже заведомо безнадежна, но мать по своей надежде поднимает ребенка со
дна моря. И уже явно, что Господь послал ей этого ребенка для того, чтобы они спасались
рядом друг с другом. Один – терпением, страданием, своей безсловесной молитвой, а другая
– Христа ради преодолением безнадежности.
Апостол Павел говорит, что
если страждет один член тела, то страждут и
другие. Если болит рука, то другая
рука чувствует это. Семья – это единое
тело. Очень хорошо, когда в ней много
детей. Они тогда чутко реагируют на
болезнь одного из своих братьев или
сестер. Для них, как и для самого больного, это целая школа. Желательно,
чтобы они принимали участие в его лечении: приносили,
скажем, сок, мыли за ним посуду –
конечно, если это не инфекционное заболевание,
при котором нужен карантин. Другим детям надо дать понять, что сейчас в семье особое время, чтобы это событие получало духовный отклик у всех, чтобы вся семья жила молитвенно и не было безразличия, когда один болеет, а в соседней комнате – шум, игры.
И
хорошо, когда другие дети, пока брат или сестра болеет, берут на себя его обычную
домашнюю
работу. Как правило, это делается с удовольствием: сестра болеет, значит, мы сегодня сделаем
больше – и за нее.
Другие дети тогда
тоже начинают жить сочувствием, начинают говорить шепотом, каждое утро подходят
к больному братику или сестричке с вопросом: «Как ты себя чувствуешь?» Они уже
ощущают себя ответственными за него. И, что
самое главное, дети начинают молиться за брата или сестру. Вечером встают на
молитву, читают вечернее правило и вдобавок еще молитву о здравии болящего. И он укрепляется,
чувствует эту поддержку. Так и создается по-настоящему семья как единое целое, как одна душа,
как малая Церковь. И тогда получается, что болезнь – это не просто неприятность, а
духовная
школа для всех, посещение Божие, которое касается всей семьи. Господь посещает ее и одного укладывает на одр болезни, а других научает состраданию, смирению, любви. Это и школа воспитания, и школа взаимной уступчивости. Здесь есть все. Это целый мир. И в этом мире люди вдруг начинают меняться. Все приобретают какую-то пользу.
Родители – как попечители о духовном и телесном
состоянии ребенка. Другие дети
приобретают навык заботы о ближнем, сочувствия, подчинения каких-то своих желаний тому, что происходит в семье. Сам ребенок с ранних лет учится подчинять телесные проявления – жизни духа, которая должна быть у человека на первом месте, старается молиться.
После
того, как ребенок выздоровеет, надо, конечно же, благодарить Господа. И дети в семье начнут
понимать, что Господь дал поболеть и дал выздороветь, и во всем этом – великая милость
Божия.
Семья
– это единое тело, и часто духовный груз, который на ней лежит, распределяется между ее
членами неравномерно. Случается, что дети несут непосильный груз и расплачиваются
своим здоровьем за грехи и ошибки родителей.
В одной
семье был такой случай. Девочка семи лет тяжело болела, высокая температура долго не
отступала, врачи не могли поставить диагноз, и родители были на грани отчаяния.
И их мама, бабушка девочки, передала слова одного священника: девочка, мол, потому
болеет, что вы не исповедуетесь и не причащаетесь, и ваши грехи ложатся на ребенка. Это глубоко
тронуло отца и мать, они стали ходить в храм, принесли покаяние, стали
причащаться и исправлять свою жизнь. Болезнь отступила. Она была тем попущением
Божиим, через которое вся семья воцерковилась.
Иногда бывает и наоборот, через обращение детей спасаются родители. По своему нерадению
родители часто оставляют своих детей некрещеными до 6-8 и более лет. В случае смерти души
некрещенных детей могут остаться без молитвенного
поминовения Церкви.
Дети уже несут на
себе наказание и проклятие за неверие родителей в виде своей невоцерковленности. Каждое последующее поколение таких
детей вбирает в себя все новые и новые грехи рода, печать Божиего гнева довлеет над ними и порождает так называемые
роковые судьбы, хотя дело тут не в фатуме, а в наследственном грехе.*
* Зорин К.В. Что такое «наследственная
порча». М., Русскш Хронографъ, 2005.
Когда эта порочная
цепь прерывается, Господь
оказывает милость и родителям.
Так, в Областной больнице Санкт-Петербурга в 1997 году на проктологическом отделении находился
больной С. После операции по поводу
онкологии прямой кишки образовался очаг
инфекции, не поддающийся диагностике и лечению. Больного лихорадило около четырех
месяцев. За время болезни крестились и воцерковились
жена С. и дети. После Крещения и Причащения последнего ребенка, когда вся
семья стала верующей, у больного произошел самостоятельный прорыв
гнойников наружу, после чего через неделю он был выписан. Учитывая
опыт и высокий уровень подготовки специалистов отделения и
современные методы диагностики, данный случай может
трактоваться не как бездействие или ошибочные действия медперсонала, а как
особый Божий Промысл о
спасении целой семьи.
Люди
иногда задаются вопросом: за что страдают дети? Ну ладно мы, грешные... Это,
кстати, один из главных вопросов у Достоевского. Вспомним «Братьев Карамазовых». С точки зрения
человеческой справедливости этот вопрос неразрешим. Ответ на него дается только в
перспективе Вечности, в судьбах Божиих. Федор Михайлович
это понял только после смерти собственного сына, когда поехал за утешением в Оптину Пустынь и
беседовал со старцем Амвросием, а окончательно
уразумел смысл невинных страданий лишь перед собственной кончиной.
Больные дети принимают на
себя подвиг мученичества ради того, чтобы
Господь не до конца прогневался на
этот мир, и мы, может быть,
благодаря им, еще имели время на покаяние. Но мы, по нашей нераскаянности, по нашей привычке не думать о своих грехах, а винить в них кого-то другого, не чувствуем этого.
И вот
– ропот: если, мол, Бог справедлив, то как Он допускает
страдание детей?
Да, Бог
справедлив. Он не учит нас грешить. Он говорит: ...будьте совершенны, как совершен Отец ваш
Небесный (Мф. 5, 48).
Для нас
не был бы труден вопрос, за что страдают дети, если бы в этом, как и во всем,
мы взирали на Христа
Спасителя, соизмеряли с Ним всю нашу жизнь.
За что страдают дети? За наши грехи. За наше нерадение о спасении их душ, о своем спасении. Наша родительская задача состоит не только в том, чтобы обеспечить детям физическое существование, но прежде всего –
духовно воспитать их, открыть им дорогу к Богу. Ибо сказал Спаситель: пустите детей и
не препятствуйте им приходить ко Мне (Мф. 19, 14).
Если мы
не приводим младенца в храм, не учим его молиться, если у нас дома нет икон, Евангелия, если мы не стараемся
жить благочестиво, то значит, мы
препятствуем ему приходить ко Христу. И в этом – наш самый главный грех, который ложится и на наших детей. Вот почему за наши грехи страдают дети, даже если они в них не виноваты. Мы связаны с ними
невидимой нитью, в них – наши кровь, дух. Если бы они не были нашими детьми, они бы не страдали за нас. Но
тогда бы они от нас и не родились. Грех потому
и есть величайшее зло, что от него страдают
невиновные. Но по этому же закону любви страданиями одних искупаются грехи других. «Ранами Его мы исцелехом»,
– говорим мы о Господе Иисусе
Христе, открывшем нам дверь спасения.