Синдром
одержимости
Исходя из собственных наблюдений, опыта разных
священников, сталкивающихся с проблемами одержимости, постараюсь описать
некоторые ее признаки:
Чувство необъяснимой тоски на сердце, беспричинное
уныние, апатия *.
Щемящие, колющие боли в области сердца при отсутствии
установленной кардиопатологии (так называемые НЦД по
кардиальному типу).
Чувство постоянной безпричинной
внутренней злобы или раздражения*.
Субфибрилитет (постоянно повышенная до 37,2 – 37,5° Со температура тела), длящийся годами, при
котором не найдено причины заболевания и четко не определен очаг хронической
инфекции.
Заболевания организма, при которых имеется четкая
патологическая симптоматика (следствия), но не найдена причина болезни.
Нежелание молиться, поститься, читать слово Божие,
отвращение ко всему духовному.
Непереносимость запаха церковного ладана, появление
удушья при каждении, желание убежать из церкви.
Появление чувства страха, обморочное состояние во
время службы в церкви.
Появление во время Божественной Литургии в храме
резей в животе, метеоризма, вздутия живота при отсутствии патологии со стороны
желудочно-кишечного тракта; сердцебиение, возникновение непроизвольной зевоты
во время пения Символа веры или «Отче наш», неконтролируемые телодвижения (руки
и ноги как будто не принадлежат человеку) во время чтения Святого Евангелия,
Евхаристического канона, выноса креста, благословения священника, ощущение во
время церковной службы присутствия в теле чужеродного объекта, его движений или
шевелений*.
Чувство жара, тошноты, рвоты, обмороки при
соприкосновении со святыми мощами, иконами, при кроплении святой водой и елеопомазании*.
* Выше звездочкой были отмечены наиболее часто встречающиеся симптомы.
Следует подчеркнуть, что в зависимости от совершённых
грехов кроме общих симптомов духовного заболевания могут быть и симптомы
индивидуальные. Подобно тому, как есть комплекс общих симптомов, определяющих
переход человека в состояние нездоровья (болезни), приведенный симптомокомплекс может свидетельствовать лишь о начале
одержимости.
Описываемый синдром предполагает наличие у одержимого или всех, или значительной части описываемых
симптомов. Часть из них не являются специфическими сами по себе, но в сочетании
увеличивают вероятность одержимости. Например, нежелание молиться, поститься и
тому подобное проявляют и здоровые телом атеисты, и нерадивые миряне. Это
состояние может посещать и воцерковленных людей, и даже опытных подвижников
благочестия само по себе, но в сочетании с симптомами, возникающими при
соприкосновении со святыней в церкви – вероятность одержимости выше. Метеоризм,
вздутие живота, рези во время службы могут быть и у больных, например,
энтероколитом, чаще во время поста. Однако, когда вне
церкви у таких больных указанные симптомы не проявляются или маловыраженные, а
при вхождении в церковь приобретают ярко выраженный характер и так же быстро
проходят при выходе из нее, – вероятность одержимости достаточно высока. А если
у человека нет кишечных нарушений, и они возникают именно во время службы
(особенно Литургии) и в другое время не обнаруживаются, – одержимость, скорее
всего, имеет место.
Безусловно, более точно определить одержимость может
только духовно опытный священник, постоянно сталкивающийся с больными людьми,
или старец, а также опытный православный врач.
Относиться к одержимым следует с состраданием и
участием, помня что это заболевание попускается Богом
к покаянию или к смирению. У преподобных отцов Варсануфия
Великого и Иоанна мы читаем:
«Вопрос (518). Объясни мне, владыко: естественны ли болезни, случающиеся от нерадения и
безпорядочности (в жизни)? И за что посылаются
(человеку) болезни от Бога? Также и (скорбные) приключения, случающиеся с
кем-либо, по предварительному ли попущению Божию бывают, или нет?
Ответ. Болезни, происходящие от
нерадения и безпорядочности (в жизни), естественно за
сим следуют. Посылаемые же от
Бога, в наказание человеку, за преслушание
посылаются. От тебя зависит быть нерадивым или жить чисто и впадать в болезни,
пока не приведешь себя в должный порядок. Впрочем, покаянием можешь избавиться
от наказательных болезней. И (скорбные) приключения
также бывают различны, некоторые из них попускаются на
нас за нерадение, а некоторые в наказание, к пользе нашей, чтобы мы покаялись.
Различать же одни от других может (лишь) человек духовный»*.
*Преподобных отцов Варсануфия Великого и Иоанна
руководство к духовной жизни в ответах на вопрошания учеников. СПб, 1905. С.
334-335.
А прп. Иоанн Лествичник говорит: «Когда кого-нибудь из наших воинов во
Христе увидим в телесном страдании и недуге, то не будем лукаво объяснять себе
причину его болезни, но лучше примем его с простотой и не мыслящею зла любовью,
и постараемся уврачевать, как собственный член, и как
воина, уязвленного в брани»*.
* Иоанн Лествтник,
прп. Лестница. С. 184.