ПОСТ В БОЛЬНИЧНЫХ
УСЛОВИЯХ
Часто этот вопрос служит камнем преткновения для
православных христиан, источником соблазна для медперсонала и предметом
непослушания духовнику человека болящего. Происходит это чаще всего от непонимания
смысла поста и смысла христианской жизни, который заключается, как учил
преподобный Серафим Саровский, в стяжании Духа
Святого, в обожении, уподоблении Христу. Крест
болезни предназначен, в первую очередь, для очищения души, чтобы обогатилась она
духом кротости, незлобия, терпения, милосердия, любви и иных христианских
добродетелей, когда тело истаивает, а душа утучняется и укрепляется. Авва Даниил говорил, что по той мере, как цветет тело,
истощается душа, и по мере истощения тела процветает душа.
Смысл же любого поста, цель его – сострадание со Христом (спасительное для нас участие в жизни, смерти,
славе Христа) и страдание за Христа, и освобождение от греха, борьба с ним
через воздержание; и единение с Богом". Через пост человек может изменить
и духовно усовершенствовать себя. Болезнь же заменяет человеку пост, и если она
переносится с благодарением Богу, то принимается Им равнозначно посту, а часто
и выше.
«Болезнь есть вразумление нам Божие и служит к преспеянию, если будем благодарить Бога. Не был ли Иов
верным другом Божиим? Но чего не претерпел он, благодаря
и благословляя Бога? – И терпение привело его, наконец, к безпримерной
славе. Потерпи и ты немного (в болезни) и узриши
славу Божию (Ин. 11, 40). – А что поститься не можешь (в болезни), не скорби.
Бог ни от кого не требует трудов сверх силы. К тому же, что такое пост, как не
наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным
для страстей, по слову Апостола: егда бо немощствую, тогда силен есмъ (2 Кор. 12, 10 ). А болезнь более сего наказания и вменяется вместо поста,
– и ценится даже более его. Кто переносит ее с терпением, благодаря
Бога, тот через терпение получает плод спасения своего. Вместо того, чтобы ослаблять силу тела постом, оно бывает уже ослаблено
болезнью. Благодари же Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и
десять раз в день будешь есть, не печалься; ты не
будешь осужден за то, так как поступаешь так не в поблажку себе»*.
* Подвижнические наставления св. пргш. Варсануфия и Иоанна. Добротолюбие.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993. Т. 2. С. 570.
«Больные посты не соблюдают. В больнице кушают, что
дают»*, – писал своему духовному чаду митрополит Иоанн (Снычев)*.
* Наука смирения. СПб., 1998. С. 142.
Таким образом, самым разумным для болящего будет не
свою волю творить, а исполнять заветы святых отцов и духовника, и есть все, что
дают в больничной столовой и что приносят, согласуясь с лечащим врачом,
родственники.