Соборование

 

Таинство Соборования, или Елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах, установлено Господом Иисусом Христом. В Евангелии от Марка мы читаем, как апостолы, проповедуя по всей Палестине, мазали больных маслом и исцеляли их. Наиболее полно сущность этого таинства раскрыта апостолом Иаковом в его соборном послании: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14-15).

Итак, елеосвящение – таинство исцеления. Православный писатель XIX века Е. Поселянин писал: «Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в безпомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью... Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, – я могу прибегать к соборованию».

Но и в телесной болезни человеку необходимо с молитвой обращаться к Богу, надеясь не только на врача, который есть орудие Божиего Промысла, но прежде всего на Господа.

Обычно соборование совершается на дому, у постели больного, но в Великом посту оно совершается и в храмах. В ходе таинства, которое совершают несколько священников(собор), освящается елей – растительное масло, прочитывается семь Апостолов и Евангелий, семь пространных молитв. После каждого чтения батюшки помазывают соборующимся лоб, нос, глаза, уста, грудь и руки, а при последнем помазании – и уши (при соборовании в больнице батюшка помазывает еще и ноги больного).

Елей в этом таинстве – образ милости Божией, любви и сострадания (вспомним притчу о милосердном самарянине – Лк. 10, 30-35). Кроме исцеления от болезней, елеосвящение дарует нам прощение забытых (но не сокрытых сознательно) грехов, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность соборования. Физически здоровые люди не должны прибегать к этому таинству без благословения священника.

Отношение к этой, безусловно, великой и благодатной поддержке больного почему-то связано совсем с иными представлениями о ней. Чаще всего это происходит просто по неведению, что убедительно показано в брошюре «О суевериях», изданной Сретенским монастырем.

«...К совершению этого таинства, по простонародному – "соборование маслом" больных, многие вовсе считают ненужным прибегать. И прибегают только тогда, когда уже не остается никакой надежды в выздоровлении больного, и даже тогда, когда он находится без сознания. Причина этого заключается в суеверном мнении, что соборованный маслом непременно должен вскоре умереть.

...С недоверием слушают многие внушения священника о том, что Таинство Елеосвящения есть одно из благодетельнейших таинств Святой Церкви, которые она, как чадолюбивая мать, установила совершать над больными для их выздоровления от болезней не только телесных, но и душевных (то есть от грехов). И что все молитвы этого таинства содержат моления за здравие больного и о прощении грехов его».

Действительно, ни с одним таинством не связано столько предрассудков, как с соборованием. Что только не услышишь от пожилых прихожанок, мнящих себя знатоками Церковного Устава! Говорят, что после соборования нельзя мыться, вести супружескую жизнь, есть мясо, что нужно поститься по понедельникам, а главное – что принимать это таинство можно только умирающим. Все это не так. Святитель Феофан Затворник, например, пишет: «...соборование по намереньям Церкви есть врачевательное таинство, возвращающее здравие, а не приготовление к смерти»*.

* Феофан Затворник, сет. Собрание писем. Из неопубликованного. М, 2001. С. 296.

 

Соборование в больнице часто носит индивидуальный характер. Это зависит от степени тяжести состояния пациента и его возможности удерживать сознание адекватным, поэтому порядок Таинства Соборования больного в реанимации, палате интенсивной терапии или общей палате отличаются друг от друга, что не должно приводить вас в недоумение или смущение.

 

(Далее…)