Соборование
Таинство Соборования, или Елеосвящения, как оно называется в богослужебных книгах,
установлено Господом Иисусом Христом. В Евангелии от Марка мы читаем, как
апостолы, проповедуя по всей Палестине, мазали больных маслом и исцеляли их. Наиболее
полно сущность этого таинства раскрыта апостолом Иаковом в его соборном
послании: Болен ли кто из вас, пусть
призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во
имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если
он соделал грехи, простятся ему (Иак. 5, 14-15).
Итак, елеосвящение – таинство исцеления. Православный
писатель XIX века Е. Поселянин писал: «Вовсе не сказано, что болезнь должна
быть смертельной, или чтобы человек находился в безпомощном
состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается
тоже болезнью... Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя,
если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и
снять с себя путы отчаяния, – я могу прибегать к соборованию».
Но и в телесной болезни человеку необходимо с
молитвой обращаться к Богу, надеясь не только на врача, который есть орудие Божиего Промысла, но прежде всего
на Господа.
Обычно соборование совершается на дому, у постели
больного, но в Великом посту оно совершается и в храмах. В ходе таинства,
которое совершают несколько священников(собор),
освящается елей – растительное масло, прочитывается семь Апостолов и Евангелий,
семь пространных молитв. После каждого чтения батюшки помазывают соборующимся лоб, нос, глаза, уста, грудь и руки, а при
последнем помазании – и уши (при соборовании в больнице батюшка помазывает еще
и ноги больного).
Елей в этом таинстве – образ милости Божией, любви и
сострадания (вспомним притчу о милосердном самарянине – Лк. 10, 30-35). Кроме
исцеления от болезней, елеосвящение дарует нам прощение забытых (но не сокрытых
сознательно) грехов, поэтому не стоит и говорить, как велика ценность
соборования. Физически здоровые люди не должны прибегать к этому таинству без
благословения священника.
Отношение к этой, безусловно, великой и благодатной
поддержке больного почему-то связано совсем с иными представлениями о ней. Чаще
всего это происходит просто по неведению, что убедительно показано в брошюре «О
суевериях», изданной Сретенским монастырем.
«...К совершению этого таинства, по
простонародному – "соборование маслом" больных, многие вовсе считают
ненужным прибегать. И прибегают
только тогда, когда уже не остается никакой надежды в выздоровлении больного, и
даже тогда, когда он находится без сознания. Причина этого заключается в
суеверном мнении, что соборованный маслом непременно должен вскоре умереть.
...С недоверием слушают многие внушения священника о
том, что Таинство Елеосвящения есть одно из благодетельнейших
таинств Святой Церкви, которые она, как чадолюбивая
мать, установила совершать над больными для их выздоровления от болезней не
только телесных, но и душевных (то есть от грехов). И что все молитвы этого
таинства содержат моления за здравие больного и о прощении грехов его».
Действительно, ни с одним таинством не связано
столько предрассудков, как с соборованием. Что только не услышишь от пожилых
прихожанок, мнящих себя знатоками Церковного Устава! Говорят, что после
соборования нельзя мыться, вести супружескую жизнь, есть мясо, что нужно
поститься по понедельникам, а главное – что принимать это таинство можно только
умирающим. Все это не так. Святитель Феофан Затворник, например, пишет:
«...соборование по намереньям Церкви есть врачевательное
таинство, возвращающее здравие, а не приготовление к смерти»*.
* Феофан Затворник, сет. Собрание
писем. Из неопубликованного. М, 2001. С. 296.
Соборование в больнице часто носит индивидуальный
характер. Это зависит от степени тяжести состояния пациента и его возможности
удерживать сознание адекватным, поэтому порядок
Таинства Соборования больного в реанимации, палате интенсивной терапии или
общей палате отличаются друг от друга, что не должно приводить вас в недоумение
или смущение.