Крест и крестное знамение

 

Господь совершил спасение наше, рукописание грехов наших растерзал крестною смертью Своею; Крестом примирил нас Богу и Отцу; посредством Креста низвел на нас благодатные дары и благословения небесные.

Крест Христов именуется Честным, ибо ему подобает чествование как великой святыне и орудию нашего спасения. Крест Христов чествуется молитвой пред ним, поклонами, лобызанием, каждением, возжжением свечей, употреблением крестного знамения в молитвах и священнодействиях, изображениями креста в храмах и домах...

Крест Христов именуется Животворящим потому, что дает жизнь тем, кто через Крещение приобщился к плодам Крестной Жертвы, и потому, что крестною смертью Христос победил смерть телесную, положив начало всеобщему Воскресению: Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших (1 Кор. 15, 20).

Будем помнить также, что каждому православному Господь дает нести свой жизненный крест, в память о страданиях Христовых, во искупление первородного греха и всех прочих нами совершаемых, и для приобретения нами добродетелей и спасения, Жизни Вечной и Царства Небесного.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит нам: «Изображая крестное знамение, веруй и постоянно помни, что на Кресте твои грехи пригвождены. Когда падешь во грех, тотчас осуди себя искренно и делай на себе крестное знамение, говоря: Господи! Грехи наши на Кресте пригвоздивый, пригвозди ко Кресту и настоящий мой грех и помилуй мя по велицей Твоей милости (Пс. 50, 3) – и твой грех очистится. Аминь»*.

* Святой праведный Иоанн Кронштадтский о молитве. С. 51.

 

Благочестивые люди крестным знамением начинают всякое дело и им же с благодарением Богу оканчивают.

«Изображая на себе крестное знамение, мы полагаем тремя перстами верхний конец креста – на лбу – во образ Отца, Который есть несозданный Разум; нижний – на чреве – во образ Сына, рожденного прежде всех век из чрева Отца; и поперечную часть на раменах, или мышцах – во образ Духа Святого, Который есть мышца или сила Господня, или рука Господня»*, - пишет в своих записках кронштадтский пастырь.

*Там же. С. 51-52.

 

Приснопамятный старец Захария* сохранил и преподал своим духовным чадам поучение святого Серафима Саровского о крестном знамении: «Чада мои, вот, как надо накладывать [крестное знамение] с молитвой, которая есть воззвание к Пресвятой Троице. Говорим: "Во имя Отца", сложив три перста вместе, показывая этим, что Господь есть един в трех Лицах. Прикладывая сложенные три перста ко лбу, мы освящаем свой разум, возносясь молитвой к Богу Отцу Вседержителю, Творцу Ангелов, неба, земли, людей, Творцу всего видимого и невидимого.

Затем произносим "и Сына", и касаясь нижней части груди этими же перстами, мы поминаем все муки Спасителя, за нас потерпевшего, Его распятие, нашего Искупителя, Сына Единородного, от Отца рожденного, несотворенного. И освящаем сердце свое и все чувства свои, вознося их к земной жизни Спасителя, нас ради и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившегося.

Затем, вознося персты на рамена (плечи), говорим: "и Святаго Духа". Просим третье Лицо Пресвятой Троицы не оставить нас, освятить нашу волю и милостиво помочь нам: все силы наши, все действия наши направить на то, чтобы стяжать Духа Святого в сердца наши. И, наконец, смиренно, благоговейно, со страхом Божиим и надеждой, и с глубокой любовью ко Пресвятой Троице, заканчиваем эту великую молитву, говоря: "Аминь", то есть истинно, да будет так.

Эта молитва навсегда соединена с крестом».

* Старец Захария (1850-1936), это имя его при Крещении. В монашестве Зосима, в схиме опять Захария. Последним покинул Троице-Сергиеву Лавру, когда ее закрывали безбожники.

 

Многообразными и славными песнопениями Церковь Божия почитает Крест Пречестный. Он – непобедимое оружие для спасающихся. Крест – основание благочестия, обоюдоострый меч Христов, которым подвизающиеся во спасении побеждают страсти, рассекали и рассекают хитросплетенные козни вражий, удобно поражают самих бесов: Иже Крестом ограждаемы, – воспевает Святая Церковь, – врагу противляемся, не боящеся того коварства, ни ловителъства. <...> Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам; трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его; яко мертвыя возставляет, и смерть упраздни.

 

Потому и в больнице мы должны как можно чаще использовать крестное знамение как всемощное оружие и защиту от вражеских поползновений: осенять крестом пищу, лекарства и питие, предметы обихода, постель. Вечером – палату на четыре стороны света, и самого себя, ложась в постель, днем – аппаратуру, средства и системы, вводимые в организм по необходимости лечения данного заболевания.

Если обстоятельства не позволяют сделать это явно, можно, как советовал владыка Иоанн (Снычев), сделать это мысленно, то есть перекрестить мысленно, но не глазами, а как бы совершая крестное знамение рукою. То же говорил прп. Амвросий Оптинский и протоиерей Валентин Амфитеатров*.

·         Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. Кн. 3. СПб., Сатисъ, 1996. С. 349.

 

(Далее…)