Крест и крестное
знамение
Господь совершил спасение
наше, рукописание грехов наших растерзал
крестною смертью Своею;
Крестом примирил нас Богу и Отцу;
посредством Креста низвел на нас благодатные
дары и благословения небесные.
Крест Христов
именуется Честным, ибо ему подобает чествование
как великой святыне и орудию нашего спасения. Крест Христов чествуется молитвой
пред ним, поклонами, лобызанием, каждением, возжжением свечей, употреблением
крестного знамения в молитвах и священнодействиях, изображениями креста в
храмах и домах...
Крест
Христов
именуется Животворящим потому, что дает жизнь тем, кто через Крещение приобщился
к плодам Крестной Жертвы, и потому, что крестною смертью Христос победил смерть телесную,
положив начало всеобщему Воскресению:
Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших (1 Кор. 15, 20).
Будем
помнить также, что каждому православному Господь дает нести свой жизненный крест, в
память о страданиях Христовых, во искупление первородного
греха и всех
прочих нами совершаемых, и для приобретения нами добродетелей и спасения, Жизни Вечной и Царства
Небесного.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит нам:
«Изображая крестное знамение, веруй и постоянно помни, что на Кресте твои грехи пригвождены. Когда падешь во грех, тотчас осуди себя
искренно и делай на себе крестное
знамение, говоря: Господи! Грехи наши
на Кресте пригвоздивый, пригвозди ко Кресту и настоящий мой грех и помилуй мя
по велицей Твоей милости (Пс. 50, 3) – и твой грех
очистится. Аминь»*.
*
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
о молитве. С. 51.
Благочестивые люди крестным
знамением начинают всякое дело и им же с
благодарением Богу оканчивают.
«Изображая на себе
крестное знамение, мы полагаем тремя перстами верхний конец креста – на лбу – во образ Отца, Который есть несозданный
Разум; нижний – на чреве – во образ Сына, рожденного прежде всех век из чрева Отца; и
поперечную часть на раменах, или мышцах – во образ Духа Святого, Который есть
мышца или сила Господня, или рука Господня»*, - пишет в своих записках кронштадтский пастырь.
*Там
же. С. 51-52.
Приснопамятный
старец Захария* сохранил и преподал
своим духовным чадам поучение святого Серафима Саровского
о крестном знамении: «Чада мои, вот, как надо накладывать [крестное знамение] с
молитвой,
которая есть воззвание к Пресвятой Троице. Говорим: "Во имя Отца",
сложив три перста вместе, показывая этим, что Господь есть един в трех Лицах.
Прикладывая сложенные три перста ко лбу, мы освящаем свой разум, возносясь молитвой
к Богу Отцу Вседержителю, Творцу Ангелов, неба, земли, людей, Творцу всего видимого и
невидимого.
Затем
произносим "и Сына", и касаясь нижней части
груди этими же перстами, мы поминаем все муки Спасителя, за нас потерпевшего, Его
распятие, нашего Искупителя, Сына Единородного, от Отца рожденного, несотворенного. И освящаем сердце свое и все
чувства свои, вознося их к земной жизни
Спасителя, нас ради и нашего ради спасения сшедшего
с небес и воплотившегося.
Затем, вознося
персты на рамена (плечи), говорим: "и Святаго Духа". Просим третье Лицо Пресвятой Троицы
не оставить нас, освятить нашу волю и милостиво помочь нам: все силы наши, все
действия наши направить на то, чтобы стяжать Духа Святого в сердца наши. И, наконец,
смиренно, благоговейно, со страхом Божиим и надеждой, и с глубокой любовью ко Пресвятой Троице, заканчиваем эту великую молитву, говоря:
"Аминь", то есть истинно, да будет так.
Эта
молитва навсегда соединена с крестом».
*
Старец Захария (1850-1936), это имя его при Крещении.
В монашестве Зосима, в схиме опять Захария. Последним покинул Троице-Сергиеву
Лавру, когда ее закрывали безбожники.
Многообразными и
славными песнопениями Церковь Божия почитает Крест Пречестный. Он –
непобедимое оружие для спасающихся. Крест – основание
благочестия, обоюдоострый меч Христов, которым подвизающиеся во
спасении побеждают страсти, рассекали и рассекают хитросплетенные козни вражий, удобно
поражают самих бесов: Иже Крестом ограждаемы, – воспевает Святая Церковь, – врагу
противляемся, не боящеся того коварства, ни
ловителъства. <...> Господи, оружие на диавола Крест Твой дал еси нам;
трепещет бо и трясется, не терпя взирати на силу его; яко мертвыя
возставляет, и смерть упраздни.
Потому
и в больнице мы должны как можно чаще использовать крестное знамение как всемощное оружие и защиту от
вражеских поползновений: осенять крестом пищу, лекарства и питие, предметы обихода,
постель. Вечером – палату на четыре стороны света, и самого себя, ложась в постель, днем –
аппаратуру,
средства и системы, вводимые в организм по необходимости лечения данного заболевания.
Если
обстоятельства не позволяют сделать это явно, можно, как советовал владыка Иоанн (Снычев), сделать это мысленно, то есть перекрестить
мысленно, но не глазами, а как бы совершая крестное знамение рукою. То же говорил прп. Амвросий Оптинский и
протоиерей Валентин Амфитеатров*.
·
Пестов Н.Е. Современная
практика православного благочестия. Кн. 3. СПб., Сатисъ,
1996. С. 349.