Святые
иконы
Святая
Православная Церковь обладает множеством безценных сокровищ
– святынь. Одно из них – иконы. Как священный образ, икона есть одно из проявлений
церковного
Предания, наравне с преданием записанным и преданием
устным.
«Великая
крепость и божественная сила дается тем, – учит прп. Иоанн Дамаскин, – кто с верой и чистой совестью приступает к
иконам святых! Поэтому, братия, станем на скале веры и на Предании Церкви, не сокрушая пределы,
поставленные святыми отцами нашими, не давая места тем, которые желают вводить новое и
разрушать здание Святой Соборной и Апостольской Церкви Божией. Ибо если будет
дана свобода всякому желающему, то мало-помалу будет погублено все Тело Церкви. Нет, братья, нет,
христолюбивые чада Церкви, не безчестите матери нашей! Не совлекайте украшения ее! Примите
ее, которая через меня ведет с вами переговоры! Уразумейте, что о ней говорит Бог: Вся ты прекрасна, возлюбленная
моя, и пятна нет на тебе! (Песн. 4, 7).
...Братия! Христианин оценивается по силе его
веры. Поэтому приходящий с верою получит
обильную пользу; сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой
(Иак. 1,6),-
он не получит ничего. Ибо все святые благоугодили Богу посредством веры. Итак, да примем Предание Церкви правым сердцем и без многих размышлений!»
Святые
иконы почитаются наравне с Крестом и Евангелием. «... Еще от апостольских времен святые
иконы употреблялись в храмах, – написано в Послании восточных патриархов, – и
верующие поклонялись им». Об этом повествуют весьма многие. Вместе с ними и VII Вселенский Собор постыжает
всякое еретическое кощунство. Этот Собор разъясняет, как должно почитать святые иконы и предает
проклятию и отлучению и тех, которые воздают иконам поклонение как Богу, и тех, кто,
называет православных, поклоняющихся иконам, идолослужителями.
Из
определений VII Вселенского Собора
известно, что чем чаще, благодаря иконам, они делаются предметом нашего созерцания, тем более
взирающие на эти иконы побуждаются к воспоминанию о самих первообразах,
приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать имлобызание, почитание и
поклонение. Потому что честь, воздаваемая иконе, относится к первообразу, и
поклоняющиеся иконе поклоняются Господу, Божией Матери или святым, изображенным
на ней.
«Если
кто вас спросит, зачем вы молитесь иконам бездушным, какая вам от них польза, скажите,
что от икон наших мы несравненно больше получаем пользы, чем от самого доброго и
благотворительного человека. Скажите, что от икон приходит всегда благодатная
сила и помощь душам вашим, избавляющая вас от грехов, скорбей и болезней, особенно же от
икон Спаса и Богоматери; что одно сердечное с верою воззрение на них, как на живых и
близ нас находящихся, спасает от лютых скорбей, страстей и мраков душевных, что
если прикосновение к ризам Спасителя и платкам апостолов делало больных здоровыми,
то тем более лики Спасителя и Богоматери сильны
исцелить верующих от всякой скорби, по вере в Господа и Богоматерь»*, - писал святой праведныйИоанн Кронштадтский.
Святое
Предание сохранило множество случаев чудесной помощи и исцелений, проистекающих от святых икон.
* Святой
праведный Иоанн Кронштадтский о молитве.
СПб., Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1997. С. 49.
Случаи помощи и исцеления от святых икон
В день
памяти святого Симеона Мироточивого, во время
великой вечерни, вошел в храм один брат из обители Дионисия на Олимпе, желая
приложиться к лику святого, но,
заметив, что икона слишком мала, счел ее
недостойной поклонения. Когда этот инок удалился из храма и заснул в келий, он увидел, как будто открылся верх келий и страшный змий, дыша пламенем и испуская дым и смрад, разинул пасть,
чтобы поглотить его. «Тебе не нравится
малый образ святого, – сказал змий, –
и ты с негодованием вышел из храма, не
дождавшись конца службы, так знай: ты мой, и я поглощу тебя», – и с ужасным
шумом бросился на инока. Несчастный в
ужасе возопил: «Преподобный Симеоне,
помоги мне!» В то же мгновение пробудившись, инок с трепетом направился в храм и, пав на колени перед образом
преподобного, с любовью лобызал его.
Тогда же он рассказал всем, как за
свое невежество пострадал от сатаны. «Малый образ, брат мой, - заметил один из старцев, – при теплоте веры и благоговении, при чистоте ума и непорочности тела, ничем не отличается от
большого, потому будь внимателен,
воздавай достойную честь святым и их
священным ликам, малые они или
большие» (Афонский Патерик).
«Стой
перед иконой Спасителя, – учит святитель Игнатий Брянчанинов, – как перед Самим Господом
Иисусом Христом, невидимо вездесущим и иконою Своею присутствующим в том месте,
где она находится... ибо ощущение присутствия Господня наводит на душу спасительный
страх и вводит в нее спасительное чувство благоговения».
Святой
праведный Иоанн Кронштадтский так говорил о святых
иконах (образах): «Образ – образ и есть, в чертах и знаках он представляет то, что неначертаемо и неозначаемо, а постижимо только
верой. Верьте же, что Спаситель всегда на вас призирает и видит вас всех – со всеми
вашими думами, скорбями, воздыханиями, со всеми вашими обстоятельствами, как на
ладони <...> Итак, молитесь пред иконой Спасителя, как бы пред Ним Самим»*.
* Святой праведный Иоанн Кронштадтский о молитве.
С. 50.
Каждый
христианин знает множество чудесных событий и помощи, связанных со святыми иконами.
Поэтому и вера наша в благодатную силу Божию, проистекающую от святых икон, так
велика. «Икону, и не свидетельствованную, и не объявленную чудотворной,
благоговейно чтить всегда справедливо и душеполезно, – говорит святитель Филарет,
митрополит Московский. – Всякая святая икона должна быть благоговейно чтима,
по
возведению сего почтения первообразу».
Свидетельства
об
исцелениях по милости Божией, проистекающих от иконы Божией Матери Иверская (Монреальская):
Хотя наш приход в Чикаго и немногочисленный, но помолиться перед
иконой в этот вечер собралось около 1000 человек. Как всегда, при
большом стечении народа икона мироточила обильно. Среди молящихся был один человек с опухолью в
голове. Ему предстояла операция, и всю
надежду и упование свое возложил он на Матерь Божию. Вместе со всем народом, который горячо молился, молился и он, вместе со всеми приложился к святой иконе и получил помазание чудотворным миром. На следующий день в госпитале его снова тщательно осмотрели и потом сказали: «Можете
идти домой, операцию вам делать не надо,
никакого рака у вас нет».
Весть
о чудесах от мироточивой иконы Божией Матери распространяется по всему миру. Люди,
услышав о них, приходят в умиление и молятся со слезами радости, что Матерь Божия не
оставляет род христианский Своею милостью, которую Она
всегда
к нам являла и явила теперь таким дивным образом.
В больнице со мной рядом лежала тяжелобольная женщина.
Неумолимый диагноз – рак печени. Ей оставалось жить немного, уже начали вводить
наркотики. Я помазала ее святым миром и
пластырем прилепила ватку к животу, потому что именно в эту ночь ей не смогли ввести наркотик (не оформили документы и медсестре не разрешили выдать ампулы). Словом, обезболивающего укола на ночь так никто и не сделал, да он и не понадобился: больная спокойно спала и не чувствовала боли.
На следующий день был приглашен священник из Смоленской церкви. Он пробыл
у нас пять часов: исповедовал и причащал все отделение.
После исповеди и Причастия наша Александра Андреевна погрузилась в
глубокий сон. Пот градом лил с нее. Мы несколько раз меняли белье.
К больной пришел покой, боли не возвращались. Она прожила еще неделю и тихо
отошла, без мучений. Обычно при этой болезни умирают с великими
страданиями.
Татьяна, Санкт-Петербург. 10 мая 1993 г.
В Германии заболел неизлечимой болезнью мальчик лет пяти.
Когда родители поняли, что состояние безнадежно, они положили его в
больницу, как сами говорили: «Отдали в больницу
умирать». Он ничего не ел и таял, как свеча. В это время из
Америки родителям прислали обильно пропитанную миром ватку от Иверской
иконы. В субботу мать взяла эту ватку в больницу и протерла ею все
тельце несчастного
ребенка. В воскресенье родители куда-то
уезжали, а в понедельник утром им позвонила
взволнованная медсестра и сказала: «Произошло
невероятное: ваш мальчик встал с постели и попросил кушать». Через
несколько дней он был совершенно
здоров.
Виктор Тростников.
Пожилая француженка на костылях приехала поклониться Иверской иконе
Божией Матери. Помолившись некоторое
время, она уехала. Приблизительно через неделю эта женщина
приехала опять, теперь уже без костылей. И рассказала нам, что,
побывав в прошлый раз у Божией Матери, она на следующее утро, поднимаясь
с кровати, хотела взять костыли, без которых обычно не могла
вставать на ноги, но на этот раз она почувствовала, что
костыли ей не нужны и она может ходить без них.
С тех пор она костылями больше не пользуется и чувствует, что ей ничего не
мешает нормально передвигаться. Она
приехала, чтобы поблагодарить Божию
Матерь за исцеление.
Игумения Афанасия.
Особенно
быструю помощь получаем мы по молитвам пред чудотворными иконами, через которые и
поныне обильно проистекают чудеса и исцеления. Вот почему самим больным или их
родственникам хорошо посещать те храмы и монастыри, где имеются таковые святыни,
заказывать там молебны, присовокупляя и свои слезные молитвы, с верою и
благоговением прикладываться к этим святым образам, и по вере нашей Господь, если будет на
то Его святая воля, исполнит просимое.
Но и
находясь дома (ведь иногда, скажем, у ожидающей ребенка женщины нет возможности совершить
паломничество, пойти в храм или вообще выйти из дома), можно молиться пред домашними
образами и получить чудесную помощь, потому что всякая наша мысль, как говорил блаженный Августин, слышна на небе, а молитва – особенно.
Поэтому так важно, как мы
говорили ранее, иметь на больничной тумбочке
или в изголовье кровати святые иконы
и просить помощи святых, которые на
них изображены.