Обзор сообщений 50-ти областных и районных СМИ

за седмицу – 18 – 25 марта 2012 года

 

Митрополит Волоколамский Иларион: Грехи прощаются на исповеди, а за преступление человек несет ответственность по закону19.03.2012

 

Митрополит Волоколамский Иларион: Грехи прощаются на исповеди, а за преступление человек несет ответственность по закону

 

17 марта 2012 года на телеканале «Россия-24» вышел очередной выпуск передачи «Церковь и мир» с участием председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона. Основной темой передачи стало обсуждение вопросов, касающихся публичных актов богохульства, а также реакции в обществе на различные инициативы Церкви.

В частности, владыке Илариону был задан вопрос о том, как, с точки зрения православного богословия, относится Бог к хуле на Него. «Святые отцы учат нас, что Бог — не виновник зла, но Он попускает тому совершиться, потому что источником зла является свободная воля человека. Священное Писание учит нас, что Бог "долготерпелив и многомилостив" (Пс. 144:8). Бог терпит поругание от людей. Когда Господь Иисус Христос был на кресте, то и разбойники Его осуждали, и народ, который находился вокруг. Спаситель же произносил только одну молитву: "Отче! Прости им, ибо не знают, что делают" (Лк. 23:34). Так Бог относится к грехам людей, в том числе и к богохульству», — объяснил митрополит Иларион.

Митрополит Иларион также прокомментировал ситуацию с кощунственным «панк-молебном», совершенным в Храме Христа Спасителя. «В реакции на подобные события мы должны избегать крайностей. Важно понимать, что храм существует для молитвы, любое осквернение храма является и богохульством, и нарушением прав верующих, поэтому оно должно наказываться в соответствии с законом», — ответил владыка Иларион. «Если эти девицы хотели устроить перформанс, они могли для этого найти какое-либо другое место, арендовать помещение, как это делают другие богохульники. Но они решили совершить свое кощунственное действие в самой сердцевине церковной жизни — там, где совершается молитва, где совершается богослужение, притом на амвоне, предназначенном для проповеди священника. Поэтому я думаю, что они должны понести наказание соответственно с гражданским законодательством», — продолжил он, добавив, что «независимо от религиозных убеждений есть нормы этикета».

На вопрос о том, может ли Церковь простить участниц скандального перформанса, архипастырь ответил: «Есть разница между грехом и преступлением против общественной нравственности. Грехи прощаются на исповеди, а за преступление человек несет ответственность по закону».

Председатель ОВЦС также прокомментировал выступления некоторых жителей Москвы против программы строительства в российской столице двухсот храмов. Владыка Иларион убежден, что возведение храмов не должно вызывать конфликтные ситуации, и потому, если есть серьезное и реальное сопротивление людей, то с ними нужно вступать в диалог. «Проблема часто заключается в том, что какой-то человек или небольшая группа людей по соображениям личного, корыстного или иного характера начинают протестовать, все это раздувается средствами массовой информации и создается иллюзия конфликта там, где реального конфликта нет. Но ведь нельзя же все время идти на поводу у меньшинства», — считает митрополит Иларион.

Владыка привел в пример известное дело «Лаутси против Италии», известное также как «Дело о распятии», когда женщина финского происхождения подала в суд на Италию за то, что в итальянских школах висят распятия, сказав, что как атеистка считает это нарушением своих прав. «Допустим, эта женщина почувствовала себя ущемленной в правах, но тысячи и миллионы других женщин и мужчин почувствовали бы себя ущемленными в правах, если бы распятия были вынесены из школ, — сказал владыка Иларион. — То же самое и здесь: надо посмотреть, кто эти протестующие, сколько их, каковы их мотивы, а потом посмотреть, сколько людей представляют так называемое молчаливое большинство и с нетерпением ждут строительства этих храмов, собираются ходить в эти храмы».

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

http://www.patriarchia.ru/db/text/2090560.html

 

Картинка 1 из 819.03.2012

 

Православную британку уволили за крестик

 

Даже предлагаемые женщиной унизительные компромиссы не смягчили работодателя

Несколько дней назад британский кабинет министров официально разрешил увольнять сотрудников за ношение нательных крестиков. 19 марта же, благодаря записи в блоге протоиерея кафедрального Успенского собора в Лондоне Михаила Дудко, стало известно о первой жертве скандального заявления британских властей. «Сегодня говорил в храме с женщиной, которую неделю назад на работе заставляли снять крестик. Она предпочла уволиться. Причем крестик не был виден! Женщина просила разрешить, обещала приклеить скотчем, чтобы не выпал случайно из-под платья. Ответ - "нет, сейчас это не разрешено"», - пишет он на своей странице в Facebook.

Ранее в Лондоне уже были проиграны 4 дела по факту подобных притеснений христиан. Сейчас все эти иски рассматривает Страсбургский суд по правам человека, но Британия уже заявила, что готова и дальше отстаивать законность запрета на кресты.

Русская Православная Церковь уже выразила свое негодование по поводу нападок на кресты с одной стороны, и защиту тех же сикхов с другой. Последним, например, разрешено носить громоздкие тюрбаны, украшенные побрякушками и даже ножами, ведь те, хоть и выглядят вызывающе, являются обязательными согласно вере своих носителей.

«Это решение парламента Великобритании не может не вызывать тревогу, особенно, если учитывать существование в современном европейском обществе других тенденций, направленных на раскрепощение человеческих инстинктов», - прокомментировал ранее скандальное решение кабмина глава Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда. Он также назвал происходящее «отказом Европы от своей коренной идентичности», что может иметь весьма тяжелые последствия.

Читайте также:

Англичан увольняют за ношение христианских крестиков

Боже, уволь королеву...

Британцам запретили носить на работе крестики

Кирилл СУШОН

http://penza.kp.ru/daily/25852.5/2822073/

ФОТО – Британки в суде будут отстаивать право носить крест на работе.

http://news.rambler.ru/13120360/

 

На портале Патриархия.ru открылся раздел «Летопись епархиальной жизни»20.03.2012

 

На портале Патриархия.ru открылся раздел «Летопись епархиальной жизни»

 

19 марта 2012 года на официальном портале Русской Православной Церкви (www.patriarchia.ru) открылся субсайт  «Летопись епархиальной жизни» (eparchia.patriarchia.ru).

Центральную часть «Летописи» занимает новостная лента, отражающая основные события в жизни епархий Московского Патриархата в России и за рубежом. Новости рубрицируются по географическому признаку, а также, как и на основном домене, по тематическим разделам («Поместные Церкви», «Церковь и государство», «Наука и образование» и др.).

«Увеличивается число митрополий и епархий, развивается деятельность их пресс-служб. И в условиях изменяющегося мира, бросающего новые вызовы, в том числе информационные, необходима скоординированность действий. Мы должны быть едины, знать, что творится в духовной жизни разных уголков России, ближнего и дальнего зарубежья, общаться и обмениваться мнениями», — заявил в связи с открытием субсайта председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда.

«Вопрос создания субсайта, посвященного церковной жизни в регионах России и за рубежом, обсуждался на Высшем Церковном Совете, — сообщил В.Р. Легойда. — Это свидетельствует о востребованности подобного единого интернет-ресурса, который давал бы целостное представление о жизни Русской Православной Церкви».

Патриархия.ru

http://www.patriarchia.ru/db/text/2092720.html

 

20.03.2012

 

Батюшка через интернет собрал на ремонт храма миллион!

 

Двадцать вёрст от Владимира — это уже глубинка

Ощущение которой многократно усиливают характерные пасторальные запахи и диковинные названия населённых пунктов: Оликово, Подберезье, Кутуково...

«Не продвинутый, а обычный»

И вдруг – бац! Пружинящей походкой, в модном пуховике и с ноутбуком в руке в храм заходит мужчина завидного роста и стати — совершенно городского вида. Это здешний священник — отец Георгий. Мимоходом сетует на то, что сотовая связь слабовата, с сомнением откладывает в сторону ноутбук и достаёт «яблочный» гаджет:

К вере художник Юрий Парфёнов пришёл не сразу.

К вере художник Юрий Парфёнов пришёл не сразу. Фото: Петр СОКОЛОВ

- Мы лучше на планшетке посмотрим!

На дисплее айпада высветилась страничка из социальной сети.

На сегодняшний день у иерея Георгия Парфёнова в друзьях на Фейсбуке почти три тысячи человек. По интернет-меркам батюшка, очень продвинутый пользователь: такой популярности не всякий блоггер добивается.

- Да не продвинутый я, а обычный, - поправляет батюшка, - а в плане вот этой всей техники — тоже такой ответ очень простой: необходимо идти в ногу со временем. Так же, как мы ездим на машине, а не на лошадях сейчас.

Что характерно, привычной кружки с надписью «на восстановление храма» в здешней церкви тоже нет. Зато у отца Георгия есть виртуальный кошелёк, который, как оказалось, служит той же цели намного более эффективно.

«Да я и не собирался стать священником»

К вере художник Юрий Парфёнов пришёл не сразу. Да и вообще не помышлял воцерковляться, пока волею случая не встретился во Владимире с архипастырем. Владыка внимательно посмотрел на типичного представителя постсоветской творческой богемы — более, чем скромно, одетого, без копейки в кармане, с самыми приземлёнными мыслями — да и молвил: «В семинарию тебе надо».

В то время родное село будущего семинариста и селом-то нельзя было назвать. По определению. Ведь без действующей церкви Кутуково стало просто деревней. Сельский храм XIX века — как было повсеместно принято в советские времена — у верующих отобрали. Устроили там сначала сортировку колхозного зерна, потом клуб с показом немых фильмов и танцами, а уж затем в церкви обустроился московский киноархив. Прихожанка Свято-Никольского храма Мария Жирова качает головой:

- Народу-то было, когда колокола снимали... Ужас!... Кто плакал, кто ругался... Собрали все колокола и увезли...

Ну а дальнейшее отец Георгий сравнивает с высадкой десанта. После окончания семинарии — уже в сане священника — получил, выражаясь мирским языком, распределение по месту жительства: организовать приход в родном селе. Поскольку культовое сооружение было заполнено коробками с киноплёнкой, новоявленному батюшке предложили организовать храм в здании бывшей столовой. И первые богослужения на самом деле прошли рядом с сельским клубом.

Специалист широкого профиля

Однако, в 90-е Свято-Никольскую церковь всё-таки вернули верующим.

- Слава Богу, - замечает священник, - что киноархив его в свое время взял. Всё-таки не окончательно разрушили. Хотя, конечно, роспись XIX века замазана аж масляной краской, в алтарной части Летнего храма был сделан туалет — но в целом храм можно привести в порядок.

Тогда, конечно, об интернете и сотовой связи в Кутуково слыхом не слыхивали — храм восстанавливали потихоньку и всем миром.

- Да я ходила по селу-то, - вспоминает Мария Жирова — здешняя прихожанка самого почтенного возраста. - Собирали на церковь. Ну, давали немного. Тогда еще деньги-то были подороже... А сам батюшка первым засучил рукава, взял в руки инструменты и превратился в каменщика, отделочника, плотника — в общем, в строителя широкого профиля.

- Каждый приход — это ведь отдельная страна, - рассуждает отец Георгий, - а священник в нем — это и президент, и правительство, и плотник, и каменщик.

Распиливая плитку, которой выкладывали храм изнутри, батюшка заработал силикоз лёгких — это когда они напрочь забиты пылью - но отказался от химиотерапии. И ведь выздоровел. После чего написал икону Георгия Победоносца — своего покровителя. Всё-таки по мирской профессии — художник. И на иконопись получил благословение.

Эпоха интернет-открытий

В настоящий момент в ведении отца Георгия целых три здешних прихода — и в Кутуково, и в Оликово, и в Подберезье. Именно подберезьевский — имени Иконы Божией Матери Смоленской - нуждается в особом внимании — сейчас там идут большие ремонтные работы. Насчет сбора денег на восстановление храмов батюшка порешил так: ежели интернет не от лукавого, то почему бы им не воспользоваться для сбора пожертвований?

- Дело в том, что я никогда не пользовался интернетом практически раньше, - признается он. И как раз был период очень тяжелый с деньгами — мне пришлось взять в кредит и ноутбук, и другое оборудование интернетовское. Зарегистрироваться ВКонтакте. на Фейсбуке, и потом пошел вот такой процесс. Для меня это было вообще открытие!

Со временем понял, что ВКонтакте большей частью общается молодежь, которая вряд ли поможет материально. Хотя самое первое поступление на веб-кошелек пришло как раз от московских студентов — друзей батюшки по российской социальной сети. Но Фейсбук оказался посерьёзней. Через него пошли пожертвования из Франции, из Англии, из Австралии, из США — причем, немаленькие такие пожертвования, по 100-200 евро. Было очень приятно, что люди за границей переживают о судьбе храма в российской глубинке.

В «друзьях» принцесса и Садальский

Особенно батюшка любит общение по скайпу — всё-таки можно поговорить, что называется, «живьём». Среди друзей отца Георгия кого только нет — например, Стас Садальский (тут батюшка улыбнулся в усы), или, скажем, принцесса Сербии Бригитта с мужем — принцем Владимиром. Венценосные особы из династии Карагеоргиевичей, правда, денежкой не помогли — говорят, мол, банк не разрешил. А вот другие пользователи откликнулись.

- Например, оперная певица из Англии Мария Данешвар-Браун, - рассказывает отец Георгий. - Она приезжала в престольный праздник 10 августа того года. Пела у нас в храме. И в этом году сделала оперный концерт в Англии в пользу строящегося храма. Мы с ней общаемся по скайпу — вот еще одно из преимуществ интернет-сетей.

Языкового барьера при общении у батюшки нет. Помогает опять же интернет-переводчик. Пару раз аккаунт пытались взломать хакеры, но батюшка обратился к друзьям — научили, что делать. «У меня теперь вот такой пароль», - говорит отец Георгий, разводя руки, как удачливый рыболов.

А вообще слова «друзья» и «с Божией милостью» он повторяет чаще всего. Друзья помогают и со строительно-сметной документацией, и с согласованием документов в надзорных органах и, конечно, со сбором средств.

По мнению Патриарха Кирилла, на восстановление храмов в России потребуется не менее ста миллиардов рублей. Откуда взяться таким деньгам — непонятно, ведь в бюджет страны их никто не заложит. Возможно, и другим священнослужителям имеет смысл присмотреться к передовому опыту отца Георгия — ведь даже само понятие «всем миром» сегодня предполагает, как минимум, выход в интернет.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

Размеры пожертвований варьируются в довольно широком диапазоне — от самых скромных до весьма существенных. Например, недавно одна женщина перечислила на веб-кошелек 50.000 рублей. Это — примерная стоимость малого из двух купольных крестов, которые, кстати, будут водружены в ближайшее время.

С прошлого года доброхоты перечислили на приходской веб-кошелек один миллион четыреста тысяч рублей.

КСТАТИ

Для общения в сети настоятель храмов в Кутуково, Оликово и Подберезье не стал придумывать какие-то замысловатые никнеймы. В том же Фейсбуке его страничку можно найти, просто набрав в строке поиска «иерей Георгий Парфёнов».

На той же страничке ФБ отец Георгий регулярно выкладывает фотографии, по которым можно увидеть, на что и как именно расходуются собранные деньги. Вероятно, еще до Пасхи выйдет фотоотчет о водружении привезённых из Чебоксар купольных крестов стоимостью под 170.000 рублей.

У священнослужителей тоже есть свои чаты и форумы - например, батюшки.ру (http://batushki.ru) – на которых обсуждаются самые разные вопросы и просьбы с активным участием мирян. Например, одна из актуальных тем вышеупомянутого форума - «молитва об избавлении от алкогольной зависимости».

ДОСЛОВНО

«Церковь ведь хочет не уничтожить врага, а изменить к лучшему грешника. Если это получится, хоть в какой-то мере, я готов, хоть каждый день в СИЗО (к арестованным участницам группы Pussy Riot. - Ред.) ходить. Участницы группы отлучили себя от Православной Церкви - до покаяния, навсегда, если не покаются. СИЗО, где находятся задержанные, окормляет другой пастырь. Но если нужен буду именно я, я спрошу разрешения и, если получится, с радостью приду».

(Глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод ЧАПЛИН, выступая в передаче «Госдеп-2».)

http://penza.kp.ru/daily/25852.5/2821912/

 

Легойда Владимир Романович22.03.2012

 

Ключевым лозунгом общественного телевидения должна стать «свобода от пошлости», отмечают в Русской Церкви

 

22 марта 2012 года председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда принял участие в парламентских слушаниях «О создании общественного телевидения в Российской Федерации» в Государственной Думе РФ.

Ключевым лозунгом общественного телевидения должна стать «свобода от пошлости», отметил в своем выступлении В.Р. Легойда.

«В той дискуссии, которая сегодня ведется, слышны определения базовых принципов, на которых должно строиться общественное телевидение. Это независимость от власти и свобода от рекламы», — сказал глава Синодального отдела.

«Наверное, это правильно и справедливо. Но мне кажется очень важным, чтобы на общественном телевидении была провозглашена свобода от пошлости», — считает представитель Русской Православной Церкви.

Он пояснил свою точку зрения, приведя цитату из Г.-К. Честертона: «Плохая книга содержит в себе мораль, а хорошая книга есть мораль сама по себе».

«Вот и общественное телевидение не должно содержать в себе "мораль" — какие-то длинные, неинтересные, скучные нравоучения, в которые не верит тот, кто их произносит; но должно быть нравственным само по себе. Оно не должно предлагать человеку ничего, что унижает его человеческое достоинство, что недостойно человека», — сказал В.Р. Легойда.

Как выполнить эту задачу, сохранив при этом высокие рейтинги и соблюдя другие интересы, — «профессиональный вызов» для тех, кто сегодня делает российское телевидение, на который, по глубокому убеждению председателя Синодального информационного отдела, «мы можем и даже должны ответить».

Возвращаясь к ключевому лозунгу «свобода от пошлости», В.Р. Легойда отметил проблему отсутствия четкой формулировки, определявшей бы «вектор» российского телепроекта: «"Общественное телевидение" — это недостаточное позиционирование. Вот, например, составляющая "лозунга" американского телеканала PBS (Пи-би-эс) — "trusted window to the world". То есть "окно в мир, которому можно доверять". Это определенное, четкое, качественное позиционирование».

Аналогичное конкретное позиционирование, по мнению В.Р. Легойды, необходимо и российскому общественному телевещанию.

Кроме того, коснувшись темы общественного контроля, председатель Синодального отдела сказал, что в процессе формирования общественного ТВ, помимо активной роли Общественной палаты и Совета при Президенте РФ по правам человека, крайне важен постоянный, непосредственный контакт с обществом.

В.Р. Легойда подчеркнул важность проведения опросов граждан не только на начальном этапе, но и в ходе работы общественного телевидения. Председатель Информационного отдела уверен, что «обратная связь с обществом не может быть только на стадии начала проекта, она должна быть всегда».

Патриархия.ru

http://www.patriarchia.ru/db/text/2097898.html

 

В Москве состоялась пресс-конференция, посвященная преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики»22.03.2012

 

В Москве состоялась пресс-конференция, посвященная преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 

22 марта 2012 года в издательском доме «Комсомольская правда» состоялась пресс-конференция «Учебный курс по основам религиозных культур и этики в российских школах становится обязательным. Чего ждать школьникам и их родителям в новом учебном году?»

Перед журналистами выступили директор Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ Е. Низиенко; заведующий сектором ОПК Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви Г. Демидов; руководитель отдела науки Департамента образования и науки Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР), имам-хатыб Раис Измайлов; генеральный директор издательства «Просвещение» А. Кондаков.

Подводя итоги апробации курса Основы религиозных культур и светской этики, проводившейся в 2009-2011 годах, Е. Низиенко назвала в качестве одного из его итогов тот факт, что родители и дети стали больше общаться между собой, а учителя отметили большую сплоченность внутри классов, налаживание крепких дружеских отношений. Если в начале эксперимента в пользу курса выступили 40% родителей, то к его окончанию пользу, которую он может принести их детям, оценили более 65%. Если говорить о выборе модулей, то 42% родителей выбрали изучение Основ светской этики, 30% — Основ Православия, 18% — мировых религий, 9% — ислама, 1% — буддизма, 0,5% — иудаизма.

Низиенко озвучила и проблемы, с которыми пришлось столкнуться: в некоторых регионах свободу выбора модуля родителями ограничивали путем голосования за предложенные варианты (а не полный их список), уровень подготовки учителей и другие. «Одним из основных достижений можно назвать то, что удалось наладить конструктивный диалог между государством и религиозными объединениями, — отметила директор Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ. — Сегодня наша основная задача — квалифицированная и глубокая подготовка преподавателей курса».

Говоря об учебниках и пособиях, рекомендованных для ведения курса ОРКСЭ, А. Кондаков обратил внимание на то, что их авторы постарались учесть все конфессиональные особенности: «Нашей задачей стало сделать курс максимально толерантным и понятным обществу». Так, было издано пособие для родителей, в котором максимально доступно рассказывается о задачах нового курса. Для учителей также выпустили книгу, знакомящую с особенностями конфессий и особенностями преподавания Основ религиозных культур детям десяти лет. Сложности возникли с учебником по Основам светской этики, в котором были сформулированы базовые ценности российского общества: понятия «человек», «семья», «социальная солидарность» и т.д. Разногласия авторов учебника и ученых Института философии РАН касались как собственно понятия «светская этика», так и содержания предмета. В итоге пришли к тому, что необходимо пересмотреть философский компонент уже в средней и старшей школе.

Самое главное, что тексты всех учебников и пособий были тщательно вычитаны представителями всех конфессий, чтобы впоследствии ни у кого не возникло претензий по поводу их содержания.

«Подводя итоги апробации, следует отметить еще один — это бесконфликтное вхождение детей в поликонфессиональное поле жизни», — сказал в заключение А. Кондаков.

Г. Демидов обратил внимание присутствующих на то, что для Русской Православной Церкви главным итогом апробации курса можно считать также возвращение традиционных духовно-нравственных ценностей в систему отечественного образования, которые были утрачены за годы советской власти. Он добавил, что следствием этого не станет постоянное присутствие священнослужителей в школьных классах.

Г. Демидов также отметил важность достижения взаимопонимания между государственными и религиозными структурами в области подготовки учебников и преподавателей нового курса. «Качество преподавания зависит от уровня подготовки и аттестации педагогов. Если до сих пор подготовка учителей велась представителями Церкви, религиозных сообществ, то теперь их участие также не должно быть номинальным, а время обучения можно и нужно увеличить. Что касается учебников, то они должны получить конфессиональный гриф», — сказал заведующий сектором ОПК Отдела религиозного образования и катехизации.

Другим серьезным достижением апробации он назвал рекомендации рассмотреть перспективы преподавания курса ОРКСЭ на основной и старшей ступенях общеобразовательной школы.

Имам-хатыб Раис Измайлов высказал мысль, что любовь преподавателя к предмету является важнейшим аспектом преподавания религиозной культуры в школах. Ведь если педагог равнодушен к своему предмету, то он не сможет достойно передать знания детям. Также он отметил необходимость предотвращения навязывания выбора модулей.

Отвечая на вопросы корреспондентов, выступающие высказали свое мнение о перспективах курса: возможность дистанционного обучения; культурологический характер предмета; важность доверительного общения между педагогами, родителями и детьми; привлечение религиозных конфессий к подготовке и аттестации педагогов, разработке и экспертизе учебных пособий; расширение курса на основную и старшую ступень средней школы. Данные направления развития нашли отражение в новом законопроекте «Об образовании».

Отдел религиозного образования и катехизации/Патриархия.ru

http://www.patriarchia.ru/db/text/2097615.html

 

 

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

22.03.2012

 

Споры вокруг нового предмета «Основы религиозных культур»: Кто должен вести уроки - учителя или священники?

 

Похоже, с 1 сентября четвероклашек и их родителей ждут проблемы

После двух лет экспериментов в 21 регионе страны курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) наконец укрепился в школьной программе и с 1 сентября 2012 года станет обязательным для четвероклассников. Его будут изучать по часу в неделю во всех школах. И хотя авторы подчеркивают, что главная цель курса воспитательная, за «нравственный рост», возможно, будут ставить оценки - эта опция остается на усмотрение школ.

Большинство – за светскость

Чиновники настроены оптимистично: две трети учителей уже прошли необходимую подготовку по предмету, еще треть обещают «подтянуть» к сентябрю. Да и большинство пап и мам смирились с введением спорной дисциплины.

- Около 60% родителей признают полезность курса, - директор департамента общего образования Минобрнауки Елена Низиенко имеет в виду опрос, проведенный в регионах-экспериментаторах. - Говорят, что стало больше контакта с детьми, ребята чаще обсуждают с ними какие-то вопросы из курса и делятся тем, что происходит в школе.

Большинство семей все же хотят, чтобы в школе детей учили светской этике или общему курсу мировых религий (см. таблицу). Возникает здравый вопрос: почему бы не объединить религии и этику в один предмет, чтобы дети изучали все основные конфессии нашей страны, а не только «свою»? Но Минобрнауки настаивает на модульной системе. Впрочем, чиновники подумывают и о том, чтобы развивать предмет в более универсальном ключе.

- Возможно, курс будет включен в рамки «Мировой художественной культуры», - предположила Низиенко. - Может быть, его продолжат изучать старшие классы, и там он не будет разделен на отдельные конфессии.

Но когда это будет?

Учебники по «советской этике»

В заявлениях о положительных итогах апробации курса звучит и неуверенная нотка. «Проблемы остались», - сообщил на недавней коллегии Минобрнауки Андрей Фурсенко. Подробно на эту тему он распространяться не стал. Но можно догадаться, о какого рода проблемах шла речь.

До сих пор непонятно, во что за два года превратились учебники по ОРКСЭ. В начале эксперимента они, мягко говоря, вызывали нарекания.

«Пособия носят отчетливо миссионерский характер», - било тревогу Московское бюро по правам человека. А специалисты Российской академии наук, проводившие экспертизу пяти учебников (кроме «Основ православной культуры» - его с некоторыми поправками одобрили в Российской академии образования), схватились за свои ученые головы. И вывесили на сайте Института философии РАН вердикт: пособия нельзя использовать в школах.

«Учебник несостоятелен в научном плане», «грубо навязывает идеологию», «вместо «религиозной культуры» ученикам преподают очень плоско поданную религиозную доктрину» - вот несколько цитат из отзывов доктора философских наук Андрея Смирнова. Он рецензировал учебники по исламу и мировым религиозным культурам.

Досталось и пособию по светской этике - специалист по философии морали Ольга Зубец разнесла его в пух и прах: «Текст ориентирует на некритичное восприятие, послушание, подчинение. Курс «светской этики», по сути дела, оборачивается «советской этикой».

- Мы доработали рукописи в соответствии с замечаниями и подготовили учебники к изданию, - уверяют меня в издательстве «Просвещение». - Они прошли экспертизу РАН и РАО и были включены в Федеральный перечень учебников.

Но эксперты утверждают обратное.

- После наших замечаний издательство убрало очевидные ляпы, но все пропагандистские перегибы сохранились, - рассказал мне Андрей Смирнов. - Если учебники и получили после этого одобрение РАН, я к этому отношения не имею.

Об этом же говорил мне Андрей Глоцер, один из авторов учебника по иудаизму: правки в пособие не вносились, «поскольку из бюджета не поступало новых средств на его переиздание».

Многие родители считают, что новый предмет должны преподавать священники. Минобрнауки настаивает на светских учителях.

Многие родители считают, что новый предмет должны преподавать священники. Минобрнауки настаивает на светских учителях.

Фото: Фото Виктора ХАБАРОВА.

Учителей на всех не хватит

Подготовка учителей - вопрос не менее острый. Напомню, треть будущих преподавателей ОРКСЭ еще не прошла повышение квалификации. А из тех, кто прошел, не все могут похвастаться глубоким пониманием предмета. По словам Елены Низиенко, в Минобрнауки задумались о введении в педвузах отдельной специальности - «преподаватель основ религии».

«В школе моей племянницы на эту роль ставят учителей других направлений, которые тупо читают выданные им материалы», - жалуется в ЖЖ пользовательница с ником dp8.

- Учителей обучают так называемые «тьюторы», - грустно констатирует диакон Андрей Кураев, автор учебника по православию. - Те, которым я, в свою очередь, читаю двухчасовую лекцию. И все!

Кстати, по исследованию ФОМ, из тех россиян, кто в целом одобряет изучение религии, большинство (31%) считают, что вести его должны священнослужители! Потому что они «глубже знают вопрос», «добрее и дети им больше доверяют».

Другая важная проблема - во многих школах не хватает педагогов на все шесть модулей. «Классным руководителям начальных классов будут помогать учителя из старшей школы», - пообещала Низиенко. Но сумеют ли они объяснить сложные доктрины младшеклассникам, с которыми работать не привыкли? Да и школам проще сжульничать и сократить число модулей - например, выбрать один или два путем общего родительского голосования. Те самые, по которым есть учителя.

В общем, после двух лет эксперимента споры ведутся уже не о том, учить детей религиям или нет. Основной вопрос теперь - как с новым предметом справиться и детям, и учителям? И можно ли провести этот час в неделю с пользой, несмотря на странные учебники, скепсис родителей и острую нехватку учителей? Лучше всего нынешнее положение дел сформулировал Андрей Кураев:

- Пока курс ведется по-суворовски: главное - ввязаться в бой, а там посмотрим.

 

Дарья ВАРЛАМОВА

http://penza.kp.ru/daily/25855/2823858/

 

Святейший Патриарх Кирилл: Православное интернет-сообщество должно осмыслить слова Христа «по плодам их узнаете их»23.03.2012

 

Святейший Патриарх Кирилл: Православное интернет-сообщество должно осмыслить слова Христа «по плодам их узнаете их»

 

«Наша православная общественность очень активна в своей массе. Там и гражданская позиция, и готовность менять к лучшему окружающую социальную обстановку, и несогласие с несправедливостью, которой так немало в нашей жизни», — отметил Святейший Патриарх Кирилл, открывая 23 марта 2012 года очередное заседание Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви.

В то же время Предстоятель с тревогой констатировал, что зачастую общественная активность сводится к бесплодной полемике в Интернете.

«Достаточно последить за дискуссиями в блогах, которые ведут верующие — как миряне, так и духовенство. Часто по прочтении в голове всплывает расхожая фраза: "эту бы энергию — да в благих целях!" И хочется многим участникам этих интернет-прений задать простой вопрос: Говорите вы очень убедительно — а в чем состоят ваша реальная работа и ваши реальные дела? Каковы ваши практические действия?», — продолжил Святейший Владыка.

«Никак не умаляю важности и необходимости глубоких, серьезных дискуссий в православной среде, но хочу каждому их участнику напомнить, что именно к нему относятся слова Спасителя "по плодам их узнаете их" (Мф. 7:16). По плодам, а не по разговорам и тем более не по ёрничанию, не по анекдотам, не по болтовне, не по желанию показаться сильным, умным, убедительным, хлестким и т.д.», — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви.

«Если наше православное интернет-сообщество воспримет эту великую заповедь Божию "по плодам их узнаете их", то наше интернет-пространство очистится от всей той шелухи, которая сегодня надрывает нравственное чувство очень многих людей», — убежден Святейший Патриарх Кирилл.

Предстоятель указал также на необходимость скорректировать информационную политику Церкви. По мысли Его Святейшества, важно не только реагировать на многочисленные вызовы в информационной среде, но и предоставлять обществу информацию о реальных делах, которые в настоящее время осуществляются Церковью, в том числе в рамках проектов, поддерживаемых Координационным комитетом по поощрению социальных и иных инициатив.

«Надо поработать над тем, чтобы информация была более привлекательной и находила отображение и положительные комментарии в Интернете, печатных изданиях, электронных СМИ», — заключил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Вступительное слово Святейшего Патриарха Кирилла на третьем заседании Координационного комитета по поощрению социальных, образовательных, информационных, культурных и иных инициатив под эгидой Русской Православной Церкви

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/2100480.html

 

24.03.2012

 

Патриарх Кирилл приравнял участниц группы Pussy Riot к посланницам диавола

 

Глава РПЦ впервые открыто прокомментировал выходку девиц в храме Христа Спасителя

 

 

Речь Патриарха Кирилла, произнесенная в субботу, 24 марта, после богослужения в московском храме Ризоположения на Донской, появилась и на сайте патриархии. Скандал вокруг акции панк-группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя вызвал волну обсуждений в обществе, в том числе и посредством интернета. Мнения разделились — часть православных требовали жестко покарать активисток группы с неблагозвучным названием, но нашлись и те, кто встал на их защиту, как например менеджер детской программы Фонда помощи хосписам «Вера» Лида Мониава.

Теперь слово взял патриарх. Кирилл назвал акцию глумлением над святыней, а попытки оправдания «кощунства» со стороны православных верующих — недопустимыми: «Диавол посмеялся над всеми нами».

- Появляются люди, которые оправдывают это кощунство, минимизируют его, стараются представить это как некую забавную шутку, и печально, и горечью сердце мое разрывается, что среди этих людей есть те, кто называет себя православными, - говорил на проповеди патриарх. - Каждого верующего человека это не может не уязвлять. А потому призываю вас усилить молитвы о стране и о народе нашем, ибо нет у нас будущего, если перед святынями великими мы начинаем глумиться и если это глумление кому-то ложится на душу, как некая доблесть, как некое правильное выражение политического протеста, как некое уместное действие, или, как безобидная шутка».

Патриарх Кирилл напомнил верующим о том, что в храме Христа Спасителя хранится величайшая православная святыня - частица Ризы Господней (одежды, в которой Христа вели на Голгофу), привезенная в Россию в 17 веке персидским шахом Аббасом в дар царю Михаилу Федоровичу и патриарху Филарету. Ради встречи этой святыни в Москве и был заложен храм Ризоположения на Донской.

Напомним, что 21 февраля пять девушек пришли в храм Христа Спасителя в Москве, надели маски, вбежали на солею и амвон, вход на которые запрещен, подошли к алтарю, включили звукоусиливающую аппаратуру и спели песню богохульного содержания. Накануне они провели подобную акцию в московском Богоявленском соборе в Елохове. На сегодняшний день арестованы три предполагаемые участницы акции. Следствие предъявило девушкам обвинение по части 2 статьи 213 УК РФ (хулиганство), которая предусматривает максимальное наказание до 7 лет лишения свободы. Впрочем, РПЦ сразу заявила, что может походатайствовать за девушек, если приговор будет слишком суров.

Панк-акцию осудили и представители других конфессий, сочтя ее осквернением священного места. Межрелигиозный совет России, объединяющий духовных лидеров и представителей четырех традиционных религий страны (православия, ислама, иудаизма и буддизма) принял заявление, в котором назвал акцию Pussy Riot преступлением, направленным на раскол общества и разжигающим рознь.

Виктор СОКИРКО

http://penza.kp.ru/daily/25856/2824578/

 

Святейший Патриарх Кирилл: У нас нет будущего, если мы начинаем глумиться перед великими святынями24.03.2012

 

Святейший Патриарх Кирилл: У нас нет будущего, если мы начинаем глумиться перед великими святынями

 

24 марта 2012 года, в субботу 4-й седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в храме в честь Положения честной Ризы Господней в Москве.

В слове по окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви коснулся недавней кощунственной акции в Храме Христа Спасителя, где с 2007 года пребывает частица Ризы Господней:

«Думаю, все вы знаете о том, что произошло недавно в Храме Христа Спасителя. Вот давайте соотнесем свою мысль с тем фактом, что на месте, где мы стоим, благочестивые предки наши, полагавшие основу процветания России как великого государства, заложили храм сей только ради встречи со святыней. А их далекие потомки в веке XXI осквернили эту святыню, находящуюся в Храме Христа Спасителя…

Ну что, казалось бы, должно быть? Прошли времена, когда люди силой решали такие вопросы — и, слава Богу, что прошли. Ну что должно было бы быть в земле нашей, которая самим фактом своего существования во многом обязана Церкви Православной и вере православной, подвигавшей народ наш на величайшие подвиги — в том числе на защиту Отечества в 1812 году? Ведь во имя сей победы и был воздвигнут Храм Христа Спасителя. Нет, появляются люди, которые оправдывают это кощунство, минимизируют его, стараются представить как некую забавную шутку. И печально, и от горечи сердце мое разрывается, что среди этих людей есть и те, кто называет себя православными.

Давайте проведем эту линию между храмом Ризоположения здесь, на Донской, событиями века XVII, и тем, что произошло в XXI веке перед величайшей святыней Церкви нашей и всего православного мира — перед частицей Ризы Господней. Думаю, ни один верующий человек не должен сказать: "это меня не касается", "это не мое дело". Каждого верующего человека это не может не уязвлять. А потому я призываю всех вас усилить молитвы о стране нашей и о народе нашем. Ибо нет у нас будущего, если мы начинаем глумиться перед великими святынями и если это глумление кому-то ложится на душу, как некая доблесть, как некое выражение политического протеста, как некое уместное действие, или, как безобидная шутка.

Мы все сегодня проходим через Великий пост. Диавол посмеялся над всеми нами, введя столько скорбей в те дни, когда мы должны уходить от волнений мира сего, погружаться в молитву, ограничивать себя постом, каяться в своих собственных грехах. Но, может быть, Господь проводит нас через эти испытания в святые дни Великого поста для того, чтобы мы все осознали ответственность за землю нашу, за Русь Святую, за веру православную. У православного человека это чувство ответственности выражается, в первую очередь, в горячей молитве к Богу. Те люди не верят в силу молитвы. Они верят в силу пропаганды, в силу лжи и клеветы, в силу Интернета, в силу СМИ, в силу денег и оружия. Мы верим в силу молитвы. И я призываю всю Церковь Русскую к горячим и усердным молитвам о стране нашей, о вере нашей, о народе нашем, чтобы Господь простил нам прегрешения наши, вновь приклонил к нам Свою милость, дал силу благодати Духа Своего Святого, чтобы, пройдя через искушения и соблазны, мы вышли из них очищенными, сильными, способными устроять будущее свое в соответствии с Божиим законом и по человеческой совести».

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

http://www.patriarchia.ru/db/text/2101850.html