«Пенза православная» – http://pravoslavie58region.ru/missioner.htm

 

Почему православные никогда не желают друг другу удачи

 

06.03.2020

 

Почему православные никогда не желают друг другу удачи

 

Очень часто в повседневной жизни перед важным делом мы желаем удачи друг другу. Это считается жестом вежливости и, по идее, никакого негативного оттенка не несет. Тем не менее, далеко не все считают подобное пожелание за благо. Некоторые люди могут воспринять его чуть ли не как личное оскорбление. Кому нельзя желать удачи и почему?

 

Жуткий Молох

Удача в привычном понимании этого слова — позитивное событие, произошедшее вследствие определенного стечения обстоятельств. Немногие знают, что удача в Библии напрямую связана с древнесемитским языческим богом Молохом. Упоминание о нем, в частности, встречается в ветхозаветной Третьей книге царств и Книге пророка Иеремии.

Молох — это бог удачи и везения у шумеров и некоторых других народов, а позднее у карфагенян. Статуя божества была отлита из серебра, спереди у нее находилась медная сковорода с кипящим маслом, а сзади горящая печка. Молоху приносили в качестве жертв младенцев.

Считалось, что у того, кто пожертвует свое чадо, впереди целый год удачи. Именно ради хорошего урожая, успеха в торговле и любой другой деятельности люди жертвовали своими детьми. В итоге само слово «удача» приобрело у древних негативный оттенок, связанный с тысячами невинных жертв Молоха.

 

Христианство

Первые христиане прекрасно знали о кровавом культе бога удачи, поэтому соответствующее пожелание стало рассматриваться как страшная кара. Архимандрит Клеопа (Илие) отмечал в своих трудах, что пожелание удачи для христианина — это стремление навлечь на человека Молоха. Таким образом, на первый взгляд безобидное пожелание является на самом деле тяжким грехом.

Такое убеждение распространено среди верующих и по сей день. Христиане уповают исключительно на волю Божью, а не на случай или везение, да еще и с явным языческим подтекстом. В Евангелие от Луки говорится: «Бог благоволил, чтобы человек спасся, как и ангелы взывали говоря: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Верующие полагают, что происходящее с нами ниспослано Богом. А человеческие достижения являются результатом его собственных трудов и усердия, а также помощи Божьей, а никак не стечением обстоятельств.

 

В исламе

Похожий подход исповедуют в исламе. Правоверные мусульмане также могут не обрадоваться, если им пожелать им удачи.

Удача — это благополучие, а любое благо может исходить только от Аллаха.

Если же просто желать удачи, то не совсем понятно, откуда исходит это благо? В 18-й суре Корана аль-Кахф говорится: «Я сделаю это завтра. Если только этого не пожелает Аллах! Если же ты забыл, то помяни своего Господа и скажи: „Быть может, Господь мой поведет меня более правильным путем“.

Правоверные мусульмане, если хотят пожелать благополучия, обычно упоминают Аллаха. „Успеха тебе от Аллаха“ и так далее.

 

Охотники и рыбаки

Не принято желать удачи также рыбакам, охотникам и всем тем, кто, таким образом, добывает себе пропитание. Как отмечал советский этнограф и религиовед Сергей Токарев, приметы, связанные с охотой и рыболовством являются самыми древними, ведь от успеха в этом деле зависела выживаемость тогдашних людей.

Желать удачи было нельзя, поскольку считалось, что это могут услышать злые духи, которые потом непременно сорвут весь промысел. Именно от этого поверья пошли известные нам пожелания — „ни хвоста, ни чешуи“, „ни пуха, ни пера“ и им подобные. Считалось, что злые духи, удовлетворившись услышанным, оставят человека в покое.

Поверье без изменений дошло до наших дней. Правда, в современности оно распространяется не только на рыбалку и охоту. К примеру, нельзя желать удачи человеку перед экзаменом.

 

Актеры и врачи

Удачи или хорошего спектакля нельзя желать и артистам. По старой английской традиции, начало которой положено еще во второй половине XVI века, актерам перед выходом на сцену желали сломать ногу (break a leg). Делалось это примерно по той же схеме, что и в случае с охотниками и рыболовами: пожелали плохого, значит, будет успех.

Почему именно „сломай ногу“? Во-первых, актер должен был в конце спектакля встать на колено и преклонить голову перед зрителем, во-вторых, подбирать монеты, которые они ему бросали вместо цветов.

Сейчас как в России, так и за рубежом многие артисты перед спектаклем берутся за руки и кричат „С Богом!“. Бывают и те, кто повторяет троекратное „тьфу“.

Суеверностью отличаются и врачи. У медиков считается, что если услышать пожелание удачи в свой адрес, то дежурство непременно пройдет беспокойно и суетливо.

 

Сергей Крюков

 

https://news-fast.com/191042-pochemu-pravoslavnye-nikogda-nezhelayut-drug-drugu-udachi-full.html

 

Вышел в свет новый номер журнала «Пензенские епархиальные ведомости»

 

08.03.2020

 

 

Вышел в свет мартовский номер журнала «Пензенские епархиальные ведомости».

В ночь с 9 на 10 марта 2019 года в селе Кочетовка Каменского района сгорел Михайло-Архангельский храм, в котором хранились мощи блаженного Иоанна Кочетовского. Милостью Божией, святыня уцелела, хотя в огне расплавились даже колокола. О блаженном Иоанне, о чудесах по его молитвам, о том, как восстанавливается сгоревший храм и чем живет приход сейчас – читайте в интервью с иеромонахом Антонием (Умновым), наместником архиерейского подворья Михайло-Архангельского храма села Кочетовка.

В рубрике «Вечная память» публикуется некролог о заштатном клирике Саранской епархии диаконе Владимире Александровиче Катызине, в 1979–1992 гг. – регенте правого хора Успенского кафедрального собора Пензы, скончавшемся на 79-году жизни 11 января 2020 года.

Традиционно в номере – новости из жизни Пензенской митрополии, а также указы и распоряжения митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима, епископа Сердобского и Спасского Митрофана.

 

https://пензенская-епархия.рф/2020/03/08/вышел-в-свет-новый-номер-журнала-пенз-39/

 

Завершается прием работ для участия в III тематическом конкурсе «Церковь в истории Пензенского края. На пути к Великой Победе»

 

09.03.2020

 

 

Пензенская епархия объявляет о завершении приема работ для участия в III региональном тематическом конкурсе «Церковь в истории Пензенского края. На пути к Великой Победе». Окончание приема работ — 15 марта. Собранные материалы должны быть представлены жюри конкурса по адресу электронной почты: pravist58@gmail.com.

Почитание памяти предков и ответственность перед нынешним и будущим поколением является ведущим мотивом принятия Конституции РФ. Сохранение исторической памяти народа является одним из краеугольных камней в фундаменте российской государственности. В текущем году россияне вновь вспоминают Победу советского народа над фашизмом в годы Второй мировой войны.

Цель конкурса – широкое распространение и сохранение среди соотечественников исторической памяти о Великом подвиге народа. Об участии Русской Православной Церкви в Великой Отечественной Войне на территории Пензенского края, и о судьбах храмов на территории Пензенского края в тот же период для нравственного оздоровления и консолидации российского народа, воспитания детей и молодежи в деятельном подвиге веры и патриотизма, в духе победы и востребованного отечественной историей героизма.

Конкурс проводится при партнерском участии Министерства обороны РФ, Управления Инженерных войск Вооруженных Сил РФ, Пензенской Духовной Семинарии, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного института (г. Москва), Пензенской областной общественной организации «Память о земляках».

 

Конкурс планируется проводить в форме проектной работы по поиску информации по направлениям:

1) вклад Русской Православной Церкви и верующих в Победу над фашизмом;

2)изучение истории храмов, с возможной иллюстрацией материала старыми фотографиями;

3) исследование взаимоотношений Церкви и государства, опирающееся на семейные предания и имеющиеся документы;

4) жизнеописание священнослужителей, монашествующих и активных прихожан;

5) о праздновании в семье религиозных праздников, о чудесных случаях, произошедших по молитвам и т. п.

Собранные материалы должны быть представлены жюри конкурса до 15 марта 2020 года. Работа по выбранному направлению должна быть выполнена самостоятельно, как индивидуально, так и коллективно. Руководителями могут быть учителя, родители и даже профессиональные историки.

Пензенская епархия приглашает принять участие в Конкурсе воспитанников воскресных школ Пензенской Митрополии, учащихся средних и среднеспециальных учреждений образования и воспитанников домов детского творчества Пензенской области под руководством учителей – руководителей исследовательской работы школьников.

Положение о конкурсе прилагается.

Подробнее о конкурсе можно узнать, прослушав аудиозапись беседы с создателем и координатором проекта, к.и.н., доцентом Пензенской духовной семинарии Кирой Аристовой в эфире радиопрограммы «Мир Правосалвия»:

 

АУДИО: https://пензенская-епархия.рф/wp-content/uploads/2019/06/%D0%9C%D0%9F-06-08-2019.mp3

 

Проект Пензенской епархии «Церковь в истории Пензенского края.

Уроки столетия» (в рамках регионального тематического конкурса поисковых и исследовательских работ) осуществляется в рамках Концепции государственной политики по увековечению памяти жертв политических репрессий (распоряжение Правительства РФ от 15 августа 2015 г. №1561-р). Базируется на принципах государственной политики в области образования, свободы совести и вероисповедания, закрепленных комплексом основополагающих нормативно-правовых документов РФ: ст. 28 Конституции РФ

Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации», № 125-ФЗ от 26.09.1997 «О свободе совести и о религиозных объединениях»,

Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»,

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»,

Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы»,

Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», а также Соглашением о сотрудничестве между Министерством образования Пензенской области и Пензенской митрополией Русской Православной Церкви от 22.04.2015 г.

Проект организован Пензенской епархией и Пензенской духовной семинарией при поддержке Министерства образования Пензенской области, педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Мемориально-просветительского центра «Бутово», Пензенской областной общественной организации «Память о земляках».

 

Цели проекта:

образовательные – развитие и совершенствование проектной и исследовательской деятельности обучающихся системы общего и дополнительного образования, популяризации научных знаний истории Пензенской области;

воспитательные – создание условий для укрепления морального «здоровья» общества, его нравственного оздоровления и консолидации путем воспитания детей и молодежи в духе востребованного отечественной историей героизма через распространение и сохранение среди соотечественников исторической памяти о судьбах священнослужителей и мирян после 1917 года, и о судьбах храмов на территории Пензенского края в тот же период.

 

Задачи проекта:

– взаимодействие с общеобразовательными учреждениями по вопросам сохранения исторической памяти о судьбах православных верующих и о судьбах храмов на территории Пензенского края в XX веке;

– привлечение учащейся молодежи в качестве волонтеров и участников проекта по созданию архивной базы «Русское православие в XX веке»;

– изучение и сохранение традиций своей семьи, рода, укрепление семейных связей и семейных ценностей путем воссоздания исторической памяти о своем роде в XX веке;

– содействие реализации проектов и программ духовно-патриотического воспитания и образования;

– поддержка духовно-патриотической работы с детьми, проводимой в общеобразовательных учреждениях на примере жизненного пути выдающихся земляков-исповедников за веру в XX веке;

– сохранение и популяризация исторического наследия России;

– более активное вовлечение детей и молодежи в изучение духовной истории нашей страны;

– ведение научной и учебной деятельности в области церковной истории и краеведения.

В качестве руководителей исследовательских и проектных работ выступают педагоги общего и дополнительного образования, представители академической науки, профессорско-преподавательского состава учреждений высшего профессионального образования, учителя воскресных школ Пензенской епархии, родители (законные представители), и др.

В Конкурсе принимают участие обучающиеся общеобразовательных школ 4-11 классов и учащиеся воскресных школ, выполнившие поисковую (исследовательскую) работу как с научным руководителем, так и самостоятельно.

 

Результаты реализации проекта в 2017-2019 годах:

1. Приняло участие более 300 учащихся общеобразовательных и среднеспециальных учебных заведений Пензенского региона.

2. Работы были подготовлены на высоком научном уровне, многие факты из трагической истории Пензенской епархии XX века стали открытием для пензенских церковных краеведов и послужили хорошим заделом для дальнейших церковно-исторических исследований.

3. Принято решение о включении в учебные программы в качестве практики экспедиций магистрантов Пензенской духовной семинарии на основе первичных данных конкурсантов.

4. Продолжено формирование видеоархива воспоминаний за период 1917-1990 гг.

5. Министерством образования Пензенской области принято решение о ежегодном проведении Конкурса во всех школах области.

6. Победителям конкурса митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим в качестве награды подарил образовательную поездку в Москву в Бутово.

 

s0027s0028s0031s0035s0037

 

https://пензенская-епархия.рф/2020/03/09/в-пензенской-области-стартует-iii-темати/

 

Лауреатом педагогической премии Фонда прп. Серафима Саровского стал педагог и церковный краевед из гузнецка Сергеев В.В.

 

09.03.2020

 

 

Фонд преподобного Серафима Саровского подвел итоги педагогического конкурса «Серафимовский учитель – 2019/2020».В конкурсе 2019–2020 учебного года приняли участие 353 педагога. География конкурса обширна – субъекты Российской Федерации от Калининграда до Владивостока; ближнее зарубежье – Республика Беларусь, Литовская Республика.

 

 

Лауреатами педагогической премии Фонда преподобного Серафима Саровского стали 27 человек, 76 участников получили поощрительную премию, 9 – специальную. В номинации «Серафимовский учитель-наставник» были определены 3 победителя.

В конкурсе участвовали учителя из 53 субъектов РФ. Педагогический стаж конкурсантов преимущественно более 22 лет; большинство имеют высшую квалификационную категорию; 2 человека – кандидаты педагогических наук, 2 человека – кандидаты исторических наук, 1 человек – кандидат философских наук, 1 человек – кандидат искусствоведения. Среди конкурсантов 19 мужчин.

 

 

Пензенскую область представил церковный краевед и педагог (преподаватель истории) ГАПОУ Пензенской области «Кузнецкий колледж электронных технологий» Валерий Владимирович Сергеев, ставший лауреатом педагогической премии Фонда прп. Серафима Саровского.

 

Подробнее об итогах конкурса на сайте Нижегородской митрополии: https://nne.ru/news/podvedeny-itogi-konkursa-serafimovskij-uchitel-2019-2020/

 

Иерей Алексий Родионов,

председатель отдела религиозного образования и катехизации Кузнецкой епархии

 

 

Юрий Царёв

http://kuzneparhia.ru/2020/03/09/laureatom-pedagogicheskoj-premii-fonda-prp-serafima-sarovskogo-stal-pedagog-i-cerkovnyj-kraeved-iz-g-kuznecka-sergeev-v-v/

 

Мир Православия. Ответы на вопросы о Великом посте

 

10.03.2020

 

 

Радио Мир православия

 

 

Начался Великий пост — время покаяния и молитвы. У православных христиан возникает много вопросов, связанных с постом, и поэтому новый выпуск информационно-просветительской программы Пензенской митрополии «Мир Православия» посвящен ответам на самые из них распространенные.

В гостях студии — клирик Петропавловского храма города Пензы протоиерей Алексий Горшков.

В рубрике «Слово архипастыря» вниманию радиослушателей предлагается запись проповеди митрополита Пензенского и Нижнеломовского Серафима, с которой он обратился к пастве накануне Великого поста после чина прощения в Успенском кафедральном соборе.

 

Напомним, что программа «Мир Православия» выходит в эфир на «Радио России из Пензы» (частота в Пензе – 94.2 FM) по субботам в 11.10.

 

АУДИО: https://пензенская-епархия.рф/wp-content/uploads/2020/03/%D0%9C%D0%9F-03-07-2020.mp3

 

https://пензенская-епархия.рф/2020/03/10/мир-православия-ответы-на-вопросы-о-ве/

 

Вопросы веры. Беседа с секретарем комиссии по канонизации святых о священнике Николае Болоховском

 

12.03.2020

 

 

 

В феврале верующие молитвенно почтили память священника Николая Болоховского, который в начале прошлого века подвизался в селе Стяжкино Нижнеломовского района. Изучением его жизни и подвига сейчас занимается епархиальная комиссия по канонизации святых.

В новом выпуске информационно-просветительской программы Пензенской митрополии «Вопросы веры» ведущая программы Наталья Зыкова беседует с церковным краеведом, секретарем комиссии по канонизации святых Пензенской епархии Евгением Белохвостиковым.

ВИДЕО: https://youtu.be/Xe5dQyp9LuU

 

https://пензенская-епархия.рф/2020/03/12/вопросы-веры-беседа-с-секретарем-коми/

 

Епископ Митрофан возглавил заседание епархиальной комиссии канонизации святых

 

12.03.2020

 

 

12 марта 2020 года в духовно — просветительском центре Сердобской епархии прошло заседание комиссии по канонизации святых Сердобской епархии.

Заседание возглавил глава Сердобской епархии епископ Митрофан.

В работе приняли участие: руководитель комиссии – настоятель Свято — Никольского храма с. Куракино иерей Иоанн Рынковой, заместитель руководителя комиссии – Пчелинцева Екатерина Анатольевна.

В ходе собрания были рассмотрены вопросы, связанные с возможностью канонизации подвижников благочестия Сердобской епархии.

 

https://serdobsk-eparh.ru/episkop-mitrofan-vozglavil-zasedanie-eparhialnoj-komissii-kanonizacii-svjatyh/

 

Нужно ли зареченцам в пост отказываться от ТВ и соцсетей?

 

12.03.2020

 

До 18 апреля у православных христиан продлится Великий пост.

Нужно ли верующим на это время отказываться от соцсетей и просмотра телепередач, и какие книги следует прочитать в пост, «Заречью сегодня» рассказал настоятель храма Преподобного Серафима Саровского иерей Виктор Сторожев.

 

Боритесь с зависимостью

«Если социальные сети вызывают у человека зависимость, стоит ограничить себя в них, хотя бы на время Великого поста, даже если в вашей ленте мелькает православный контент.

Воздержание от соцсетей – это тоже своего рода пост, который принимается Богом», – отметил батюшка.

 

Какой же грех в соцсетях?

Церковь объясняет: грех праздности, то есть трата времени впустую, когда час в Интернете пролетает как одна минута.

Время, которое уходит на новостную ленту, можно потратить на что-то полезное для ближнего.

 

Без ТВ и музыки

Во время поста Церковь советует воздержаться и от просмотра телепередач, а также от прослушивания музыки. И причина та же: они способствуют праздности.

«Большого греха нет, если человек будет слушать, например, классическую или церковную музыку. То же касается и телепередач», – уточнил Виктор Сторожев.

 

Читать о духовном

В церковных лавках и книжных магазинах продают книги для чтения в Великий пост. Это и Священное Писание, и поучения святых отцов и наших современников.

«Почитайте роман русского писателя Ивана Шмелева «Лето Господне» и книгу митрополита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые».

Эта книга заставляет иначе посмотреть на повседневную жизнь. Особенно полезна она будет молодым людям», – рекомендует иерей.

Но главной книгой поста, конечно, должно стать Евангелие.

 

http://zarpressa.ru/news/novosti-goroda/nuzhno-li-zarechentsam-v-post-otkazyvatsya-ot-tv-i-sotssetey/