МАТВЕЕВА К., ПАВЛОВА А., 11А класс МОУСОШ №6 им.Н.В. Кузьмина г.Сердобска

 

 

Рождество Христово

 

Появление на земле Иисуса Христа положило начало новой эры для значительной части человечества. Это событие изложено не только в каноническом Священном писании, но и более подробно в апокрифических Евангелиях.

До октябрьской революции Рождество Иисуса Христа праздновали перед Новым годом, 25 декабря. Нынче этот великий христианский праздник отмечается после Нового года – 7 января. Впрочем, некоторые начинают праздновать со «старого Рождества» и заканчивают «старым» Новым годом. Так что рождественские «гуляния» растягиваются на три недели. Поэтому реальный Новый год оказался «в середине», и на него распространились обряды и обычаи, присущие когда-то лишь Рождеству Христову.

Дню Рождества предшествует сочельник, с него начинаются «рождественские святки», которые продолжаются 12 дней. Это время веселых и окрыляющих забот и забав, наполненных торжественным одухотворением. Человек словно бы и сам обновляется заново, вместе с рождением Божьего Сына и наступлением Нового года.

Сочельник завершал длительный Филипповский пост, который начинался 27 ноября, на другой день после празднования памяти апостола Филиппа. Пост был строгий, и в народе говорили: «Кто о Филипповках не поститься, у того ржи не уродится». Но любители «скоромных» застолий утешались: «Пост – не мост: можно и объехать». Однако в канун Рождества строгость  поста старались соблюсти. Сочельник был днем «постной службы», весь день ничего не ели, до первой звезды на небе. До того разрешалось «вкушать» только «сочиво» – рисовый или ячменный взвар с медком и пшеничным хлебом. Поэтому канунный день Рождества и был назван «сочельником».

Вечером, перед тем как сесть за стол, на котором главным яством была кутья, селяне всей семьей выходили на двор – «глядеть звезды». Высматривали «путеводную», а заодно по приметам рождественской ночи определяли будущий урожай – благополучие в хозяйстве...

Если звездная ночь – будет большой приплод скота, а в лесу уродится обилие ягод.

Перед трапезой хозяин брал в руки горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг избы. Возвратившись, несколько ложек кутьи выбрасывал в дверь на двор, угощая духов. И, широко открыв дверь, приглашал на кутью «мороз» и просил его не нападать весной «на жито, пшеницу и всякую пашицу», т.е. не губить посевы. Ели кутью из общей чашки. В недоеденной кутье оставляли ложки, символически – бедным странникам.

Этот игровой обряд, совершаясь вполне серьезно, творился как забавная сцена, внося в настроение обитателей дома оживление и духовную легкость. Кутейный вечер воспринимался как начало праздника, долгого и затейливого.

Непременной частью обряда были заклинания и поверья.  Женщины в свят-вечер мотали тугие клубки пряжи, чтобы будущим летом уродились крупные кочаны капусты. Матери заневестившихся дочерей прислушивались: откуда в кутью лай собаки, оттуда и свахи будут.

Свои гадания были и у девушек. Юные селянки гурьбой ходили в полночь к запертым дверям церкви и подслушивали. Если которой чудился звон колокольчика, ее ожидало скорое замужество, а глухой стук означал могилу. Тут уж не обходилось без слез.

Возвратившись, девушки гадали дома. В.А. Жуковский в поэме «Светлана» так описал одно из девичьих гаданий:

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой, Серьги изумрудны:

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны...

С утра рождественского дня, после службы в церкви, начинались «колядования» – малые ребятишки, парни и девушки, да и взрослые, компаниями отправлялись по дворам «славить Христа». В деревнях и селах южных губерний малыши ходили со снопом в руках и пели такую колядку:

Я маленький хлопчик, принес Богу снопчик, Христа величаю, а вас с праздником поздравляю.

Торжественные и веселые рождественские обряды получили распространение в России благодаря жизнерадостному и затейливому нраву Петра I. Англичанин Г. Брайн, посетивший Москву в начале XVIII века, писал в своих заметках: «Московские государи с 1649 года посещают знатных из своих подданных и чужестранцев перед праздником Богоявления. В таком случае их угощают; и это называется Славлением. Царь ходит, сопровождаемый князьями, боярами и другими царедворцами».