И вот он опять один в этом большом мире, бежит, бежит и на ручки дует. Тоска берет его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко. Читаешь и ждешь, что вот-вот кто-то проявит к ребенку сострадание, вдохнет в него глоток надежды. Но не тут-то было! За яркими праздничными огоньками в окнах домов скрывается только алчность и черствость людская. Ф. М. Достоевский показывает нам большой город и ребенка, богатство и нищету, равнодушие окружающих к судьбе маленького человека, вступающего в жизнь. Какой контраст! Всего один лишь раз малыш рассмеялся по-детски, когда за стеклом увидел трех куколок, которые были «совсем-совсем как живые!» Но тут сзади его кто-то схватил за халатик. То был «большой злой мальчик, который треснул его по голове, сорвал картуз, снизу поддал ему ножкой». Ребенок покатился наземь, а потом побежал, не зная куда, попал в подворотню, на чужой двор, присел за дровами, скорчившись, и вдруг ручки и ножки перестали болеть, и стало так тепло, как на печке. Тихий голос пригласил его к себе на елку, обняв его в темноте и протянув ему руку. «О, какой свет! О, какая елка!.. Это Христова елка. У Христа всегда в этот день елка для маленьких деточек, у которых там нет своей елки...»

Ребенок находит себе Небесного заступника Иисуса Христа! Он обретает счастье: маму, которая «умерла еще прежде его», и теперь они «свиделись у Господа Бога на Небе». Доброту и елку герой получает не на земле, а на Небе. Автор описывает его «посмертное блаженство», которое даровано ему (герою) за тяготы земного существования. Только после смерти мальчик получает все, что не хватало ему в жизни. На елке у Христа он попадает в атмосферу любви и участия, обретает то, чего у него не было на земле – семью, дом, где его любят. В земной жизни люди не могли пожалеть сироту. Христос забрал его к Себе. Читая этот эпизод, я вспомнила слова одной рождественской колядки:

Торжествуйте, ликуйте,

Воспевайте, играйте!

Отец будущего века

Пришел спасти человека!

Нет гармонии в мире, если в нем дитя плачет. Порой гармония обретается через смерть, как в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке». В этом произведении нашли отражение горестные раздумья и переживания писателя над жизнью тех, о которых Господь сказал: «Пускайте детей и не препятствуйте им приходить ко Мне». Взрослые же, получая детей, «сие наследие от Господа», ведут «сию награду от Него» к пропасти.

Дети не должны умирать от голода и холода, от черствости людской, как герой рассказа Ф.М. Достоевского. К сожалению, и в наше время дети из неблагополучных семей (а их так много сейчас!) испытывают те же трудности: голод, холод, нищету. Сколько детей стоит на вокзалах, в переходах с протянутой ручкой! Сколько детей погибает в России, едва успев родиться! Осенью смотрела телепередачу о женщине -матери (как не хочется называть ее этим прекрасным словом!), которая в зимнее время года увела своих деток-крошек подальше от дома, оставила их одних в студеную зимнюю пору на растерзание волкам. Были случаи, когда у нас в Пензе находили в контейнерах для мусора грудных новорожденных детей. Проблем много. Сейчас наша Россия занимает сто сорок восьмое место в мире по продолжительности жизни. 2 млн. 300 тыс. человек умирает у нас ежегодно. Дети без родителей! Сколько их?! Это ведь уже стало общенациональной проблемой. «Картина детства» со времен Ф. М. Достоевского исказилась еще более. Статистика выдает страшные цифры: в нынешней России 2 млн. беспризорных детей, десятки тысяч малолетних преступников. Наркомания среди детей стала нормой. Ценность человеческой жизни пока не стала основным приоритетом государства. Жизнь – великий дар, и каждый человек, пусть пока еще учащийся школы, студент, должен найти в ней свое место, став истинным гражданином России, научиться верить в себя и жить в гармонии с собой. А с чего начинается ребенок как гражданин, как человек, как личность? По мнению моего любимого писателя Ф.М. Достоевского, он начинается « с ожога от чужой боли, с милосердия, с жалости к людям». Ведь жизнь человека – это поступки добра и сострадания. (Далее…)