Москва.
22 ноября. ИНТЕРФАКС - Профессор Московской духовной академии диакон Андрей
Кураев оценил фильм Павла Лунгина
"Остров" как честную, отрезвляющую картину о православии,
главной удачей которой является точное понимание смысла святости.
"Остров"
- это кино не елейного православия. Это очень человечный, очень
неожиданный и честный фильм, без педалирования
чудес и экзотики", - поделился отец Андрей своими впечатлениями от
фильма в интервью "Интерфаксу".
Ранее,
по его мнению, кино, пытаясь говорить о церковной жизни, изобиловало
"низкокачественными агитками, экран сочился елеем, от
"церковно-китайского языка" терялась способность думать, и
наступала какая-то сладкая речитативная медитация".
"И
вот, наконец, появляется фильм - как репортаж о реальной церковной жизни,
со всем тем, что в ней есть. Наши странные святые, иногда более чем
близкие и понятные земные, приземленные батюшки, и все это -
вместе", - отметил собеседник агентства.
Одним
из главных достоинств фильма "Остров" отец Андрей назвал
"очень правильное понимание пути святости".
"Святой
- это не инопланетянин, а грешник, который, в отличие от других людей, знает правду о себе и научился с ней, этой горькой
правдой, жить. Но грешники, которые не хотят быть тождественными этой
правде, такие люди и становятся святыми", - подчеркнул собеседник
агентства.
Он
не согласился с мнением, что фильм П.Лунгина
может быть воспринят как "лубок о православии" для неофитов,
светской невоцерковленной публики.
"Это
отрезвляющий фильм, а совсем не неофитский. На
мой взгляд, он как раз антинеофитский. Это
честный фильм, сделанный очень целомудренно, без всяких внешних чудес.
Чудеса происходят с людьми, а не с иконами или камнями, никто по воздуху
не летает", - отметил отец Андрей, добавив, что лично его поразила
"скромность некоторых сцен фильма", например, исцеления
бесноватой девушки - "никаких лая, летающих теней - никакой готики в
дурном смысле этого слова".
Снявшиеся
в "Острове" актеры, которых большинство зрителей привыкло
видеть в иных амплуа, по мнению А.Кураева, точно попали в монашеские
образы.
"Надо
заметить, что и с бытовой, и с речевой, и с
образно-психологической точек зрения все сделано удивительно достоверно.
Если бы я встретил этих людей, с такими глазами, в реальных монастырях, я
бы ни на секунду не усомнился в том, что это отнюдь не ряженые
батюшки", - заявил богослов.
Само
по себе появление в российском кинематографе "такого точного"
фильма о православном монашестве, как "Остров", и его успех у
светской аудитории, по мнению отца Андрея, не означает каких-либо
"культурологических сдвигов в кинематографе - просто, как всегда, в
огромном потоке попсы вдруг иногда появляются талантливые вещи".
На
один художественный и духовный уровень с "Островом", по его
словам, может быть поставлен фильм Владимира Хотиненко
"Мусульманин". Необычность же нынешней ситуации, считает отец
Андрей, в том, что подобных фильмов появилось сразу два - почти
одновременно с "Островом" на экраны вышел "еще более
пронзительный фильм - "Живой".
"Живой"
- это как раз пример совершенно удивительного православного кино, в
котором святые ругаются матом. До сих пор только персонажи фильма
"Догма" пробовали так делать в порядке стеба, но здесь это не
стеб. Однако чтобы понять заложенные в "Живом" православные
идеи, к примеру, мытарства сорокового дня, его следует смотреть очень
внимательно", - отметил А.Кураев.
|